Поиск средств и форм работы с "нестандартными" детьми. Обеспечение психолого-педагогической поддержки учащихся

Разделы: Логопедия


Основная задача логопеда общеобразовательной школы - создание условий для предупреждения неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями речи.

Отклонение в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма.

Процесс формирования письма и чтения обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

У детей, с которыми мы работаем на логопункте в школе, как правило, недостаточно развиты речеслуховой и речедвигательные анализаторы. Это дети, которые имеют нарушение звукопроизношения и выраженное фонематическое недоразвитие, которое проявляется в дифференциации акустически близких звуков (звонкие - глухие, твердые - мягкие, шипящие - свистящие); неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком.

Поэтому, учителя-логопеды, учителя-дефектологи используют принцип Л.С. Выготского, принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействия. То есть, при недоразвитии слуховой дифференциации звуков речи (фонематическое недоразвитие), коррекционная работа проводится с опорой на зрительные, тактильные и двигательные анализаторы. Выделению речевого звука на слух обычно предшествует работа с его утрированным произнесением (логопедом), совместным уточнением его произнесения перед зеркалом. Обращаем внимание ребенка на различия в положении языка, губ, зубов. Здесь же включается тактильный анализатор (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука).

В игре "Похожие звуки - разные слова" мы также опираемся на зрительный анализатор. Подбираются слова, внешне звучащие похоже (дочка-точка, крыса-крыша, бочка-почка), ребенок должен найти на карточках каждое из них.

Упражнения с опорой на тактильный анализатор.

Для того чтобы ребенок после умения вычленять на слух нужный звук быстро и прочно запомнил букву, которая обозначает этот звук, предлагаем ему вырезанную букву из бархатной или наждачной бумаги с тем, чтобы ребенок потрогал, и "почувствовал" контуры этой буквы.

В своей работе учителя - логопеды используют много упражнений, где ведущую роль играет двигательный анализатор, то есть работает все тело. Одна из таких игр, где мы учим детей чувствовать и выделять звуки тела, переключать внимание с одного звука на другой с помощью смены основных движений. Например: "Прыгни (присядь, замри на месте, топни, встань на одной ноге), если услышишь звук "А". Или: "Если услышишь звук "С" присядь на корточки, звук "Ш" - подпрыгни вверх".

Следующая игра, где нужно заменить один звук на другой (шкала - скала, башня - пашня), игра проводится с мячом.

"Я знаю пять слов". Эта игра также проводится с мячом. Ребенок произносит ряд слов, например, со звуком "р". Одновременно с каждым словом ударяя мяч о пол.

При работе над слоговой структурой слова, мы отхлопываем руками слога, отстукиваем мячом, "шагаем" лова.

В работу включается все тело, когда дети выполняют фонетическую ритмику. (Для каждого звука - свое движение).

Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Для обозначения согласных и гласных звуков используется разноцветные кружки. При обучении детей правильному употреблению предлогов, также используются картинки-символы для каждого предлога. Это помогает детям лучше усвоить значение предлогов и определить их место в предложении.

Для определения количества и места звуков в слове используется цифровой ряд, где каждая цифра соответствует звуку заданного слова.

Таким образом, для реализации формирования речевого звукоразличения у детей с фонетико-фонематической недостаточностью речи используется разные виды специальных упражнений, в которых задействованы не только речедвигательный и речеслуховой, но зрительный, тактильный и двигательный анализатор.