Свет души моей. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока:

  • развивать умение раскрепощать свою душу, прояснять свои чувства и внутренне расслабляться, пробуждать в каждом ученике чувственное восприятие мира, раскрывать свои лучшие душевные качества;
  • формирование целостного представления о слове, живописи, музыке, развитие интереса к поэзии, устной и письменной речи учащихся, творческих способностей, навыков сотрудничества;
  • воспитание духовности, чувства гордости за свои лучшие личностные качества, умение прощать друг друга, понимать и принимать ближнего;
  • отработка навыка выразительного чтения, устной речи учащихся;
  • работа над лексическим значением слова.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам на урок с открытой душой и наполненным сердцем. Я искренне надеюсь на то, что урок вам понравится и запомнится, что вы сумеете многое понять и увидеть в самих себе. Будьте внимательны, и у нас все получится!

Тему урока вы поможете мне определить чуть позже.

2. Знакомство с текстом стихотворения Н.Заболоцкого.

А сейчас я хочу вас познакомить со стихотворением Николая Заболоцкого, которое называется “Не позволяй душе лениться”. Это стихотворение с потрясающей силой и проникновением на своем 80-летнем юбилее читал великий артист Зиновий Герд. Я не случайно рассказываю вам об этом. У души нет возраста, она редко у кого может состариться и если уж многое подвластно старцам, то кому как не вам – молодому племени трудиться над ее красотой.

Итак,

“Не позволяй душе лениться”
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Замечательные слова! Правда?

У каждого из вас на парте есть текст этого стихотворения.

3. Работа над стихотворением.

– Какие строки вам запали в сердце? Наиболее запомнились?

– Ребята, некоторые слова из этого стихотворения редко встречались вам, с иными вы и вовсе не знакомы. Их значение мы разберем прямо сейчас, над остальными вы поработаете дома.

У каждого из вас есть индивидуальная карточка со словами. Какие слова там я выписала?

( ступа, толочь, бурелом – в этом слове два корня: бур и лом, ухаб, узда, поблажка)

– Что могут обозначать эти слова? Каково их лексическое значение?

(Ответы учеников)

Дома вы запишите на этих карточках, которые я вам раздала, значение слов, над которыми только что работали, но значение этих слов вы посмотрите в “Толковом словаре”. А еще дома с родителями или с бабушками и дедушками обсудите, пожалуйста, что означает фраза “..Тащи с этапа на этап..”

– А сейчас отложите на край парты листочки со стихотворением, они нам еще понадобятся, но позже.

4. Знакомство с картиной Константина Васильева “Ожидание”.

Слайд 1.

(под музыку Вангелиса на экране высвечивается репродукция картины К.Васильева “Ожидание”)

– Посмотрите ребята, как художник изобразил свет на картине. Он не только распространяется от свечи, обратите внимание, он исходит изнутри девушки, освещая ее лицо. Это свет души. Запомните, ребята, очень важно работать над своей собственной душой.

5. Определение темы урока.

– У меня на столе лежат карточки со словами. Помогите мне расставить их в нужном порядке, чтобы мы смогли прочитать тему урока.

(Один ученик помогает расставить слова в нужном порядке, учитель прикрепляет их к доске кнопками: Свет души моей.

Слайд 2 – тема урока

6. Работа над текстом рассказа “История хромого”.

– Ребята, сегодня на уроке я хочу вас познакомить с рассказом, который, возможно, войдет когда-то в сборник под названием “Звоночек для вашего сердца”.

Текст рассказа есть у вас на партах. Он называется “История хромого”.

(Учитель читает рассказ)

Обсуждение прочитанного. Анализ рассказа.

– Вот такой рассказ. А теперь возьмите, пожалуйста, простые карандаши и линейки и подчеркните в первом абзаце слова, характеризующие нынешнюю жизнь хорошего человека. Не увлекайтесь, слов не должно быть много. Итак, какие слова и фразы вы подчеркнули?

(Ответы учащихся)

– А теперь прочитайте третий абзац. (Один из учеников читает вслух).

– Отметьте в тексте слова, указывающие на то, каким раньше был нынешний хромой.

– А теперь прочитайте два последних абзаца и сделайте вывод.

Не забудьте: ОТ НАШЕГО ОТНОШЕНИЯ К БЛИЖНЕМУ ЗАВИСИТ СОСТОЯНИЕ ЕГО ДУШИ. Вспомните: “Хромой молча шел вперед, … ему горько было слышать насмешки”.

7. Работа над текстом притчи “Простить человека – высшее добро”.

– Дома вы читали притчу “ Простить человека – высшее добро”. Я предлагаю этот рассказ сейчас прочитать по ролям. Кто-то будет автором, кто-то отцом, а кто-то тремя его сыновьями.

(Распределение ролей)

– Ну что ж, вы хорошо справились с поставленной задачей: смогли голосом передать внутреннее состояние души вашего персонажа.

8. Обобщение по прочитанным текстам. Работа в парах.

– А теперь посмотрите на экран.( Слайд 3) На этом слайде перед вами слова, которые раскрывают понятие “Составляющие души”. Вам надо, работая в парах, выбрать те слова, которые имеют отношение к произведениям, прозвучавшим сегодня на уроке.

(Учащиеся определяют эти слова)

– Итак, какие же это слова?

– А почему среди выбранных вами нет слов РАВНОДУШИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ, ГРУБОСТЬ?

– Да, ребята, равнодушие и безразличие сродни жестокости и грубости. И я желаю, чтобы эти качества, которые, к сожалению, тоже присущи людям, как можно реже встречались на вашем пути. ЩЕЛЧОК

9. Практическая работа.

– А сейчас мы с вами проведем небольшую практическую работу, но выполнить ее смогут только отзывчивые люди со светлой душой. Я раздаю вам небольшие карточки. Ваша задача – написать на этой карточке то положительное качество своей души, которого у вас много и вам не жаль им поделиться с ближним, так как вас переполняет доброта и великодушие, умение прощать и честность. Подсказки на экране, но мне бы хотелось, чтобы вы написали свое личное качество. Которого нет среди слов на экране.

– А теперь прочитайте два последних абзаца и сделайте вывод.

Не забудьте: ОТ НАШЕГО ОТНОШЕНИЯ К БЛИЖНЕМУ ЗАВИСИТ СОСТОЯНИЕ ЕГО ДУШИ. Вспомните: “Хромой молча шел вперед, … ему горько было слышать насмешки”.

10. Работа над текстом притчи “Простить человека – высшее добро”.

– Дома вы читали притчу “ Простить человека – высшее добро”. Я предлагаю этот рассказ сейчас прочитать по ролям. Кто-то будет автором, кто-то отцом, а кто-то тремя его сыновьями.

(распределение ролей)

– Ну что ж, вы хорошо справились с поставленной задачей: смогли голосом передать внутреннее состояние души вашего персонажа.

11. Обобщение по прочитанным текстам. Работа в парах.

– А теперь посмотрите на экран. (Слайд 3) На этом слайде перед вами слова, которые раскрывают понятие “Составляющие души”. Вам надо, работая в парах, выбрать те слова, которые имеют отношение к произведениям, прозвучавшим сегодня на уроке.

(Учащиеся определяют эти слова)

– Итак, какие же это слова?

– А почему среди выбранных вами нет слов РАВНОДУШИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ, ГРУБОСТЬ?

– Да, ребята, равнодушие и безразличие сродни жестокости и грубости. И я желаю, чтобы эти качества, которые, к сожалению, тоже присущи людям, как можно реже встречались на вашем пути. ЩЕЛЧОК

12. Практическая работа.

– А сейчас мы с вами проведем небольшую практическую работу, но выполнить ее смогут только отзывчивые люди со светлой душой. Я раздаю вам небольшие карточки. Ваша задача – написать на этой карточке то положительное качество своей души, которого у вас много и вам не жаль им поделиться с ближним, так как вас переполняет доброта и великодушие, умение прощать и честность. Подсказки на экране, но мне бы хотелось, чтобы вы написали свое личное качество. Которого нет среди слов на экране.

(Раздаются карточки; ребята пишут на них какое-то хорошее качество своей души)

А теперь эти карточки вы опустите в нашу копилку “Наши ценности”, и когда будет необходимость – мы воспользуемся содержимым копилки.

13. Итоги урока.

– Перед вами, ребята, еще одна картина Константина Васильева. Слайд 4. Она называется “Человек с совой”. Это последняя работа художника.

Посмотрите, у этого старого человека над головой изображена сова, а это символ мудрости. Он держит свечу и ее свет символизирует свет души этого пожилого, но сильного духом, красивого человека. Он возвышается над лесом и готовится к уходу, но в ногах его горит огонь – пламя мудрости и простоты. Этот огонек предстоит подхватить и пронести по жизни следующим поколениям – младому племени. Помните, в начале урока мы с вами говорили о том, что душа не стареет и обязана трудиться всегда. Картина К.Васильева лишний раз показывает нам это.

– А теперь, пожалуйста, еще раз прочитайте последнее четверостишие Николая Заболоцкого. Слайд 5. (Один из учеников читает выразительно вслух).

– Большое спасибо вам, ребята, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой, и сердцем. А это дорогого стоит. И пусть сегодня не прозвучало оценок, главные оценки вам поставит жизнь, а я надеюсь, что они будут только положительными.

– На этом урок окончен. Спасибо всем. До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ИСТОРИЯ ХРОМОГО

На одной из улиц нашего города скромно и тихо жил хромой человек. Он не очень любил выходить из дома, так как передвигался довольно неуклюже – ковылял, опираясь на палку. И всегда при этом находилось несколько ребятишек, которые бежали сзади, чтобы передразнить или посмеяться над ним. Хромой же молча шел вперед. Хотя было видно, что ему горько слышать насмешки людей.

Однажды какой-то человек остановил компанию “шутников”.

– Постойте-ка, ребята, – сказал он, – вам будет интересно услышать историю этого человека. Я ее хорошо знаю, ведь мы – соседи.

Когда-то нынешний хромой был таким красивым и статным парнем, что каждому любо-дорого было на него посмотреть. Да и человеком он был всегда прекрасным. И вот случился на нашей улице пожар. В горящем доме, на втором этаже, остался ребенок. Мать кричала и плакала, умоляя его спасти.

Но что же делать? Пожарные еще не подъехали, а дом был весь уже в огне. И вот этот парень схватил лестницу и полез прямо в жаркое пламя. Минуты казались вечностью. Наконец, он появился в окне, держа в руках люльку с ребенком. И когда парень передал ее на веревке стоявшим внизу людям и стал спускаться сам, обгоревшая лестница рухнула.

– Что же с ним произошло? – спросили ребята.

– Да… парню не повезло, – ответил прохожий. – Он упал с высоты и серьезно сломал себе ногу. С тех пор он – хромой.

Вот его история. А теперь вы еще можете успеть догнать этого хромого, чтобы, как прежде, если захотите, посмеяться над ним.

Дети опустили головы, потупили взоры и молчали. В глазах некоторых от стыда стояли слезы.

Приложение 2

ПРОСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА – ВЫСШЕЕ ДОБРО

Состарился один человек, и пришла ему пора раздать свое имение трем сыновьям. А у себя он оставил одно заветное кольцо.

– Тот из вас получит это кольцо, – сказал отец, – кто совершит лучший поступок. Отправляйтесь сейчас же в путь и возвращайтесь ровно через год. Тогда и расскажите мне, кто и что за это время сделал.

Прошел год, вернулись сыновья и докладывают отцу. Начинает первый сын:

– Один богач дал мне без расписки мешок с золотом, и никто, кроме нас двоих, об этом не знал. А когда богач умер, я отдал все деньги его вдове.

– Ты, сын, поступил с ним очень честно! – похвалил его отец.

– А я, когда проходил мимо водяной мельницы, – рассказывает второй сын, – вижу, что упал в воду игравший на плотине ребенок. Я бросился в омут и спас его.

– Ты, сын, поступил самоотверженно – для спасения ближнего подверг свою жизнь серьезной опасности.

– А я ехал лесом, – сказал третий сын, – вижу, что двое разбойников грабят человека. А человек этот – давно был моим злейшим врагом. Кинулся я к нему на помощь, и мы вдвоем расправились с негодяями.

– Дорогой мой сын, – взволнованно проговорил отец, – обними меня! И вот тебе заветное кольцо! Ты великодушно простил врага и верно ему послужил. А это самое трудное для человека, и потому прощение врага своего – высшая ценность!

Приложение 3. Презентация.