Обобщающий урок по неорганической химии в 9-м классе "Следствие ведут … химики"

Разделы: Химия


Тип урока: урок-игра, обобщающий.

Цели урока:

  • Образовательная– обобщить знания по неорганической химии веществ.
  • Развивающая – развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся, формирование ключевых компетенций и универсальных способов действия.
  • Воспитательная – формирование научного мировоззрения и коммуникативных способностей обучающихся.

Задачи урока:

  1. Развитие умений в применении ранее полученных знаний.
  2. Развитие умений в установлении причинно-следственных связей.
  3. Расширить кругозор обучающихся, совершенствовать представления о физических и химических свойствах неорганических веществ.
  4. Закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать; создать условия для развития умений работать в группе.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы попробуем в игровой форме не только проверить наши знания по неорганической химии, но и научимся находить решения самых запутанных историй и происшествий. (Ребята работают в группах).

1 этап: «Получение удостоверения сыщика»

Директор сыскного агентства (учитель): Все вы целый год изучали состав, свойства и получение неорганических веществ, все успешно справились с этим испытанием, и теперь, чтобы поступить к нам на работу необходимо успешно пройти тестирование: ваша задача распознать, о каких веществах идет речь:

  1. Этот газ был известен в Древнем Египте за 1000 лет до н. э. Свое название получил от древнеегипетского бога Амона. 1 балл
  2. Ядовитые препараты этого вещества в старину использовали для истребления мышей и крыс. Отсюда и название элемента. 1 балл
  3. Желто-зеленый газ, который был применен в первую мировую войну немецкими войсками в качестве отравляющего вещества. 1 балл
  4. Простое вещество, которое спасло русские войска от желто-зеленого газа. 1 балл
  5. Самое неудачное название этому элементу и веществу, образованному им, придумал французский химик Лавуазье от греческих слов: «альфа» – отрицание и «зоэ» –жизнь. 1 балл
  6. Газ, слой которого защищает поверхность Земли от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. 1 балл
  7. В переводе с древнеиндийского языка означает «тот, который не разбивается» 1 балл
  8. «Жидкое серебро» 1 балл
  9. Твердое вещество, при нагревании превращается в пары фиолетового цвета 1 балл
  10. «Его огромная пасть светилась голубоватым пламенем. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже светились в темноте» А. Конан-Дойл «Собака Баскервилей». О каком веществе идет речь? 1 балл

Ответы: Аммиак, мышьяк, хлор, углерод (активированный уголь), азот, озон, алмаз, ртуть, йод, фосфор.

Учитель вручает группам, набравшим 5 и более баллов, удостоверения юных сыщиков.

II этап. «Утраченный метод»

Директор сыскного агентства: Английский химик и физик Роберт Бойль в 1680 г. разработал новый метод получения «светящегося воска», но его лабораторный дневник был найден вот в таком состоянии:

(«Светящийся воск» – это [белый фосфор], название которого по-гречески обозначает [«светоносец»]. После его сжигания остается белая «зола», которая легко растворяется в воде.
Когда я добавляю к полученному раствору несколько капель фиолетового настоя лакмусового лишайника, он становится [красным].
Если к раствору прибавить известковую воду, то образуется [осадок].)

Наша с вами задача: Давайте попробуйте восстановить утраченные слова и составить уравнения химических реакций, которые описывает химик.

Ответ: Речь идет о белом фосфоре, фосфорной кислоте и осадке фосфата кальция.

III этап. «Невиновный алхимик»

Директор сыскного агентства: К нам пришло письмо от алхимика бухарского эмира, которого заключили в подземелье.

Однажды алхимик сказал своему господину, что может показать ему «шайтана», принимающего образ жидкости, пожирающей золото. Алхимик показал хану, как рождается «шайтан». Он поглотил газообразный красно-бурый оксид другим, жидким оксидом. При этом получилась сильная кислота и новый бесцветный газообразный оксид, который на воздухе снова превращался в бурый газ. Затем алхимик смешал полученную сильную кислоту с поваренной солью и бросил в смесь золотой перстень. Перстень стал покрываться пузырьками газа, а потом…исчез. Эмир приказал запечатать сосуд с дьявольской жидкостью в землю, а алхимика заключить в подземелье.

Наша с вами задача – доказать, что алхимик не виновен, и найти химический смысл его действиям.

Ответ: Красно-бурый газ – это диоксид азота, жидкий оксид – вода при взаимодействии между собой дают азотную кислоту и монооксид азота, который легко окисляется на воздухе до NO2.

При добавлении к азотной кислоте поваренной соли идет образование соляной кислоты, таким образом, получается смесь кислот (азотной и соляной) – «царская водка», которая химически растворяет золото: 

Au + 4HCl + HNO3 → H[AuCl4] + NO↑ + 2 H2

IV этап. «Непонятный документ»

Директор сыскного агентства: В одной из библиотек был найден документ, который не могут расшифровать до сих пор, это попробуйте сделать вы, в нем зашифрованы названия драгоценных и полудрагоценных камней, в состав которых входит алюминий.

 

Определите про какой камень идет речь: 

  1. Голубой камень получил свое название по своей окраске от латинских слов «аква» - вода и «маре» - море. Самый большой из найденных до сих пор имеет массу 110,5 кг.
  2. Разновидность минерала корунда, окрашенная в синий цвет. В музее США экспонируется изумительный камень массой 288,8 г. В 1980 г. В США цены на природные камни чистого синего цвета составляли 20000 долларов за 2 г ограненного камня.
  3. Это камень победы и счастья. Камень великолепного небесно-голубого цвета. На солнце он медленно обесцвечивается, поэтому средний срок жизни не превышает двадцати лет.
  4. Наиболее популярная прозрачная драгоценная разновидность этого камня имеет золотистый цвет. На Урале находили камни массой до 30 кг.
  5. Среди минералов занимает второе место по твердости после алмаза. Наиболее котируются камни «цвета голубиной крови». В Британском музее в Лондоне хранится самый крупный кристалл массой 82 г.
  6. Является прозрачной разновидностью берилла, окрашенной в травянисто-зелёный цвет оксидом хрома или оксидом ванадия, иногда с примесью оксида железа. Об этом камне и о его происхождении сложено много легенд. Согласно одной из них, крупнейший изумруд упал на землю с головы Люцифера при изгнании его с неба.

Ответ: Сапфир, топаз, бирюза, аквамарин, изумруд, рубин.

V этап. «Утраченный документ»

Директор сыскного агентства: К нам за помощью обратился студент-химик, который готовился к экзамену по неорганической химии, а его кошка пролила чай на его конспекты, часть материала утеряна, он просит нас восстановить его конспект:

Ответ: Растворение в концентрированных азотной и серной кислотах серы, фосфора, меди и угля:

S + 6HNO3 (конц) = H2SO4 + 6NO2 + 2H2O
P + 56HNO3 (конц) = H3PO4 +5 NO2 + H2O
Cu + 2 H2SO4 (конц) = CuSO4 + SO2 + 2H2O
C + 2H2SO4 (конц) = CO2 + 2SO2 + 2H2O.

VI этап. «Загадка голубого алмаза»

Директор сыскного агентства: В доме лондонского ювелира исчез алмаз необычного голубого цвета. Срочно приглашенный в дом знаменитый сыщик Шерлок Холмс обратил внимание на баллон с хлором, отводная трубка от которого была погружена в колбу с раствором пероксида водорода. «Где хранился алмаз?» – спросил Холмс. «В маленьком алюминиевом футляре, который стоял вот здесь», – ответил ювелир и показал на серую кучку пепла рядом с включенной горелкой. «Алмаза уже не вернуть», – заметил Шерлок Холмс.

Ювелир прислал нам схему места происшествия и попросил объяснить, что же все-таки случилось?

Ответ: Ювелир не закрыл кран баллона с хлором, началась реакции:

Cl2 + H2O2 = 2HClO
HClO + H2O2= O2 + HCl + H2O
4Al + 3 O2 = 2 Al2O3 C + O2 = CO2

Заключение.

Вот и подошла к концу наша игра (учитель подсчитывает баллы каждой группы, выставляет отметки и проводит зачисление отличившейся группы ребят в химические детективы). Вы провели огромную работу по обобщению знаний о веществах и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, нашли решения самых запутанных историй. Всем спасибо!

Список использованной литературы:

  1. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – 2-е изд., стереотип. – М.: дрофа, 2006.
  2. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. – М.: Химия, 1994.