Конспект урока в игровой форме "Поговорим о дружбе". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу;
  • воспитывать чувство доброты, сопереживания;

Оборудование: песня “Если с другом вышел в путь”, цветики-семицветики для групп, цветок с цитатой о дружбе, индивидуальные цветочки.

Ход урока

I. Организационный момент

С детства мы любим играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить!

II. Сообщение темы.

Звучит песня “Если с другом вышел в путь” (дети подпевают.)

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое дружба, умеете ли вы дружить и почему надо беречь дружбу.

III. Речевая разминка

На доске написано предложение:

Друг – это тот, кто …

Ребята по цепочке говорят о том, кто называется друзьями.

IV. Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой “Синие листья”.

- Как звали девочек?

- У кого было 2 зеленых карандаша?

- Можно ли назвать поступок Кати дружеским? Почему?

- Почему Лена не взяла карандаш?

- Что сказал учитель?

- Хотите ли вы дополнить наше предложение?

V. Беседа.

На доске слова:

Друг   Приятель   Товарищ

- Ребята, как вы понимаете эти слова? Чем они отличаются?

Учащиеся высказывают свое мнение.

В словаре С.Ожегова это слово объясняется так:

Друг – человек, связанный с кем-то дружбой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Приятель – близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ – человек, близкий по взглядам, деятельности, по условиям жизни, дружески расположенный.

- Какими качествами должен обладать настоящий друг?

- А у кого из вас есть такие друзья? Расскажите нам о них (по желанию).

VI. Игра “Цветик-семицветик”.

Цель: учить делать правильный нравственный выбор, прислушиваться к мнению товарищей.

Дети делятся на группы по семь человек.

- Вы все, наверное, знакомы с книгой В.Катаева “Цветик-семицветик”.

- О чем эта книга? (Учитель показывает книгу.)

(О том, что Жене достался удивительный цветок, стоило только оторвать лепесток и произнести волшебные слова, как желание исполнялось.)

- Женя быстро распорядилась своим цветиком-семицветиком. Шесть лепестков она потратила, не долго думая и не сомневаясь. А когда последний – голубенький – остался, она, наконец, задумалась.

- Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило “мишек”. Нет, лучше два кило “прозрачных”. Или нет…Лучше сделаю так: велю полкило “мишек”, полкило “прозрачных”, сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика.

А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем, и ничего не останется. Нет, велю я себе трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а что потом? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят!

Нет. Лучше я велю себе билет в кино или, в цирк. Там все-таки весело.

А может быть велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах?

Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучшего. Главное, не торопиться.

У каждой группы есть такой цветок. Представьте, что каждому из вас сейчас придется сорвать последний лепесток. Обсудите и запишите каждый на своем лепестке только одно желание.

Ребята выполняют работу в группах, кому трудно “сильные” помогают.

- Какое желание загадала Женя?

- В конце концов, Женя встретила больного мальчика Витю, который не мог бегать, у него были больные ноги. И она выбрала друга – возможность ему помочь.

- А теперь узнаем, что выбрали вы.

Оторвите каждый свой лепесток, давайте все вместе произнесем волшебные слова, и покружимся вместе с лепестками.

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы … Дети по очереди читают свои желания. Учитель проходит и собирает лепестки в две коробочки - красную (желания для себя) и желтую (для других).

Учитель для себя определяет уровень нравственности детей.

Выясняется, какие желания понравились всем детям и почему. Поощряются желания связанные со стремлением позаботиться о товарищах, родителях, старых людях, больных, тех, кто слабее.

Учитель заверяет детей, что искреннее желание обязательно сбудется.

VII. Работа с половицами в учебнике на с.50.

Каждая группа выбирает одну пословицу и объясняет ее смысл.

- А какие вы знаете половицы о дружбе? Назовите.

VIII. Итог.

- Что такое дружба?

Давайте сделаем “Поляну Дружбы”. У вас на партах лежат цветочки, напишите на них то, что, по-вашему мнению, связано со словом – дружба.

Затем на стене класса оформляется “Поляна Дружбы”, учитель заранее подготовил свой цветок с цитатой:

“В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света” Цицерон.

“Друг – это человек, с которым я мог быть искренним. В его присутствии я могу думать вслух” Р.Эмерсон.

- Хотели бы вы жить в мире, где все люди дружат друг с другом?

- Как вы думаете, наступит такое время?

Нарисуйте этот мир. (Дети дома выполняют)