Роль игры в обучении младших школьников

Разделы: Начальная школа


 В становлении личности каждого члена современного общества школа играет, хотим мы того или не хотим, ведущую роль. А начальная школа – это начало всех начал, это школа, где учат учиться. Невозможно научить ребёнка. Он может научиться только сам. И основная мотивация к ученику - это «Нужность приобретаемых знаний конкретно для него». И основным инструментом обучения остаётся его величество «Урок», который сильно меняет свои формы в результате изменения в государстве, обществе, системе образования и самой жизни. Достижение нового качества урока в начальной школе предполагает сохранение здоровья детей, их благоприятное эмоциональное состояние, посильный объём учебной нагрузки.  Учителю начальной школы всегда было присуще стремление достичь желаемых результатов обучения, развития, воспитания большинства детей, с которыми он работает, для этого учитель старается создать условия, при которых дети с разными способностями могут добиваться успеха в учении на максимально возможном для них уровне.

Рассматривая ученика, как субъекта процесса обучения в своей работе я ориентируюсь на выполнение таких задач: 
1.Развитие умений читать, писать, рассказывать и слушать. 
2.Развитие у учащихся критического и аналитического мышления.  
3.Понимание физической и биологической сущности окружающей среды и  роли человека в её сохранности.  
4.Совершенствование знаний, умений необходимых для непрерывного образования.  
5.Развитие умений, необходимых для решения задач, сбора и обработка данных.    
6.Развитие способностей сравнивать, оценивать услышанное, написанное и прочитанное.

А успех в обучении может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету. Чем же живёт ребёнок? В чём реализуется его личность? Конечно в игре. Моя педагогическая концепция – воспитание жизнелюбивых, честных, добрых и активных в своей жизни людей через игру.    
Что же включает в себя понятие «игра»? Игровой подход в обучении это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик готовится к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений.  
Модель организации учебного процесса с использованием игры мы называем игровым подходом в обучении. Она строится на применении принципа имитации реальной трудовой деятельности с использованием проблемной ситуации.  
Для создания проблемной ситуации в своей практике я использую такие технологические приёмы организации учебного процесса как:

  1. Создание жизненно важной проблемной ситуации, взятой из жизни (такие игры способствуют активизации мыслительной деятельности, развивают интерес к предмету.)
  2. Распределение ролей, функций, характер взаимодействия учеников и учителя для решения этой проблемы (во время игры дети становятся «артистами», «туристами», «пешеходами», «пассажирами».)
  3. Формулировка поисковых задач, которые способствуют разрешению проблемной ситуации. Проблемная ситуация способствует формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя характерные особенности предметов, событий, а это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти и воображения.

 Результативность можно оценивать с помощью критерий:
- Это наличие у ученика положительного мотива к разрешению кризисной ситуации. Каждая выполненная работа поощряется «словом», фишками, баллами, что способствует повышению активности. 
- Наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально – волевой сфере.

Необходимо, чтобы ученик испытал радость, удовольствие от деятельности, чтобы ему стало интересно дойти до конца.  
- Осознание учеником полученного нового знания. Ученик должен понять, что полученные знания ему будут нужны в жизни.  
Таким образом, для использования игрового подхода в обучении необходима проблемная ситуация, разделение на роли и определение правила взаимодействия. 
Игра является основным источником знаний для ребёнка. Ведь через игру ребёнок познаёт мир и развивает умственные способности. А так же во время игры находят выход энергия и эмоция ребёнка.  
Развивающие игры для детей младшего школьного способствуют самоутверждению и развитию настойчивости, развивает у малышей стремление к цели и успеху, разного рода мотивационных качеств. 
В ходе игры ребёнок совершенствует свои действия по прогнозированию, планированию, учится взвешивать свои шансы на успех и выбирать альтернативные пути решения задач. Вся учебная деятельность в начальной школе даёт стимул, прежде всего, к развитию психологических процессов, познанию всего окружающего мира – ощущений и восприятий ребёнка. 
Значение игры для развития ребёнка неоспоримо. В игре развивается внимание, память, воображение, мышление, речь, воля и чувства. Игра развивает такие качества личности, как самоконтроль, самообладание, самосознание. Игра способствует формированию и становлению личности.   
В процессе обучения детское мышление претерпевает огромные изменения. Перестраивается все мировосприятие и память – это способствует развитие творческого мышления. Очень важно грамотно влиять на этот процесс развития. Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определённые качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность. Всё это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности. Лишь учитель, хорошо владеющий игровой методикой, может извлечь из игры её огромный воспитательный потенциал. Этот вид деятельности за многовековую историю впитал в себя лучшие традиции педагогики, психологии, филологии. Использование этого вида в процессе обучения в конечном итоге помогает детям вести активный, здоровый образ жизни.