Логоритмические и музыкально-ритмические средства для детей с дизартрией

Разделы: Логопедия


Логоритмическая работа с детьми с дизартрией включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Её можно разделить на три периода.

Задачи первого периода:

  1. воспитание статики движений;
  2. развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами;
  3. развитие мелкой моторики пальцев рук;
  4. развитие мимических мышц лица;
  5. развитие различных видов памяти, внимания: слухового, зрительного;
  6. коррекция просодии речи;
  7. постепенное формирование нормального диафрагментального навыка.

Для активизации просодических компонентов речи используется прежде всего пение. Проводятся специальные упражнения типа “Живая гамма”, “Сирена”. Например, восемь детей объявляется “Живой гаммой”. Слева направо, как на клавиатуре, участвующие получают по одному звуку. Педагог как бы играет на этой “Живой гамме” небольшие напевки, взмахом руки показывая вступление каждому. Также полезны инсценировки песни, при исполнении которых надо менять силу, высоту, тембр голоса.

Для нормализации голосовой функции у детей с дизартрией необходимо проводить артикуляторные, дыхательные упражнения и движения для мышц шеи и головы. Например: “Головой качает слон, умный слон. Он слонихе шлет поклон, свой поклон”.Под мелодекламацию педагога лети наклоняют голову к правому плечу, поднимают, наклоняют голову вперед, на грудь, поднимают.

В работе с детьми, страдающих дизартрией, надо соблюдать требования к подбору музыкально-ритмического материала в зависимости от характера речедвигательного и общедвигательного нарушений. Группы детей для логоритмических занятий целесообразно комплектовать по сходству нарушений. Так, в одну группу берутся дети с явлениями парезов, неловкие, дискоординированные. Музыкальное сопровождение занятий с этими детьми должно быть бодрым, ритмичным, стимулирующим их движения (марш, полька, голоп, музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными ритмическими фразами). Для детей с гиперкинезами, тиками следует подбирать музыкальные произведения с плавным, спокойным рисунком, акцентирующими движение фразами. Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мелодичная, спокойная, способствующая расслаблению: вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды шум ветра в листве и т.д.

В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятии способствуют воспитанию голоса (его высоты, тембра, диапазона, силы голоса); развитию дыхания (глубины вдоха, продолжительности речевого вдоха и выдоха); развитию артикуляционного аппарата.

Система логоритмического воспитания реализуется через организацию направленных занятий с детьми в зависимости от их речевого нарушения и предполагают воспитание и развитие темпа и ритма дыхания, развитие орального праксиса, воспитание темпа и ритма речи у детей.

Тема и ритм дыхания воспитывается в процессе двигательных упражнений без речи , а затем с речью. Например, спокойная ходьба на полной ступне по кругу, по сигналу педагога поднять руки вверх (вдох), опустить вниз (выдох). Это же упражнение можно провести с речью, начиная с произношения отдельных гласных и их сочетаний, перечисления, счета и т.д. Например, в ходьбе по кругу по сигналу педагога поднять руки вверх (вдох), опуская их вниз, произносить протяжно гласный А, сочетание АИ-АИ-АИ, счет “один, два, три, четыре, пять”, дни недели.

Для того, чтобы совершенствовался оральный праксис, добиваются – на основе подражания и упражнения –динамичности, экономичности, скорости выполнения общих движений рук, ног, головы; развивают моторные и сенсомоторные координации, доводя выполнения общих движений до автоматизма. На этой основе совершенствуются движения и артикуляторных органов. Кроме указанного косвенного развития артикуляторной моторики, используются и специальные движения для мимических мышц лица и для губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Например, предлагается мимикой показать веселого и грустного человека, пробующего кислый лимон или сладкое яблоко и т.д. По мере выполнения заданий включают звукоподражание, выражающие восклицание (Ах! Ох!), сожаление, огорчение (Ох! Ай-ай!) и т.д.

На логоритмических занятиях артикуляторные упражнения полезно сочетать с движениями рук. Например, развести руки в стороны и пропеть звук А, соединить их перед собой в форме обруча – пропеть звук О, из положения руки в стороны медленно сближать перед собой – звук У, руки поднимаются до уровня плеч и округляются в локтях, кисти рук направлены навстречу друг другу, но не соприкасаются – звук Э и т.д. Подобные упражнения вначале сопровождаются музыкой, затем выполняются только под счет и, наконец, самостоятельно в усвоенном темпе.

Логоритмика способствует развитию фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов. А воспитание соответствующих ассоциаций между звуком и мелодией непосредственно улучшает различение звуков на слух. Произношение под музыку текстов, насыщенных оппозиционными звуками, способствуют развитию слухопроизносительной дифференциации фонем.

При проведении занятий по логоритмике важно правильно организовывать общение с детьми. Это возможно лишь при установлении с ними положительного эмоционального контакта. Доброжелательное отношение к каждому ребенку – залог успешной работы.