Воспитывая на традициях прошлого. Из опыта работы школьного музея

Разделы: Литература


В нашей школе существует традиция – каждый класс выбирает для себя творческое дело. Творческое групповое дело - это способ развития самостоятельности мышления, исследовательских навыков учащихся.

Таким делом может быть, например, шефство над учениками младших классов, озеленение школы, проведение литературных гостиных, работа в школьном аптекарском огороде. Творческие дела делятся на несколько групп. Это собственно творческие дела – конкурсы стихов, песен, сочинений и т.п. и исследовательские работы учащихся.

Уже 10 лет ученики классов, в которых я являюсь классным руководителем, в качестве творческого дела выбирают работу в школьном музее. Этой работе я использую технологию коллективного способа обучения. Ученики класса, отвечающие за работу школьного музея, делятся на группы в зависимости от их интересов, склонностей и желаний. Для каждого ребенка находится занятие, помогающее раскрыть его индивидуальность. Кто-то работает над исследовательскими проектами. Кто-то проводит экскурсии по музею. Кто-то ведет фотолетопись проводимых в музее мероприятий. Кто-то пишет сценарии школьных праздников. Кто-то создает виртуальные экскурсии по экспозиции музея. В конце учебного полугодия учащиеся проводят творческий отчет о проделанной за полгода работе. Этот отчест оценивается Советом музея, даются рекомендации по дальнейшей работе. В течение учебного года творческие группы могут менять свой состав, к работе привлекаются ученики других классов.

1 сентября класс, отвечающий за работу музея, проводит День Знаний в зале музея. На этот праздник приглашаются ветераны, родители, учителя. В этом учебном году в День Знаний “Великие победы великого народа” состоялась встреча учеников 9 “А” класса, где я являюсь классным руководителем с ветераном Великой Отечественной войны жителем района Выхино-Жулебино Торощиным Павлом Петровичем……

Особой традицией нашего музея является традиция отмечать дни рождения наших ветеранов в музее. Я как член литературного отдела музея и классный руководитель класса, ответственного за работу музея, со своими учениками участвую в создании сценария, помогаю детям-участникам праздника. Так в январе 2007 года мы отметили 90-летие Героя России, кавалера всех орденов Красного знамени летчика 3 ИАК Виктора Васильевича Калашникова, в феврале 2009 года - 90-летие Павла Петровича Торощина, в июне 2009 года – 85-летие Владимира Алексеевича Кудрявцева, ветеранов войны, членов совета ветеранов района Выхино-Жулебино. Это праздник в “семейном” кругу, его гости - школьники, учителя, представители управы “Выхино-Жулебино”. Подарком ветеранам становятся не только песни, рисунки учеников школы, но и экспозиции о них, которые занимают почетное место в музее. В экспозиции включаются личные фотографии, воспоминания ветеранов. И у экскурсоводов музея появляется еще одна страница в экскурсии по нашему музею.

Работа в музее в качестве учителя русского языка и литературы.

Как учитель, использующий в учебной и внеклассной работе экспозиции и фонды школьного музея, я работаю по технологии творческих коллективных дел, технологии проблемного и индивидуального обучения, стараюсь развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности, эмоционального комфорта, интеллектуальной активности.

А) Уроки.

Моим кредо как учителя литературы является музейный урок. Такие занятия мы называем “На урок в музей”.

Музейный урок имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником получения новой информации для учащихся является не только рассказ учителя, но и подлинные памятники истории и культуры, представленные в экспозиции, а также информация, хранящаяся в музее. Цель такого урока – освоение учебного материала при максимальном использовании музейных ресурсов. Уроки, проведенные на базе школьного музея, способствуют формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, воспитательных, познавательных интересов и способностей.

На уроках проводятся экскурсии по имеющимся экспозициям, используются фондовые предметы, поисковые и исследовательские методы музейной педагогики. Регулярны встречи с ветеранами войны и тружениками тыла.

Для меня как учителя-предметника важен музейный урок как один из видов интегрированных уроков, которые проводятся совместно с учителями истории, МХК.

Интеграция подразумевает объединение в целое разрозненных частей, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Преимущества интеграции на уроке следующие:

Развивается творческий потенциал самих учащихся, появляется стремление к активному познанию действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, делать выводы.

Нестандартная форма интегрированных уроков способствует снижению усталости, вызывает интерес учащихся.

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.

Интегрированный урок имеет следующие особенности:

- предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала

- логическая взаимообусловленность интегрируемых предметов,

- большая информативная емкость учебного материала, используемого на уроке.

На базе музея мною были проведены урок-конференция “Война глазами историка и писателя ”, урок “У войны не женское лицо”, урок-презентация “История моей семьи в истории моей страны”. И на всех уроках присутствуют ветераны, которые являются их непосредственными участниками.

Урок-конференция “Война глазами историка и писателя” проводится мною совместно с учителем истории при изучении в 11 классе темы “Великая Отечественная война в литературе 60-80 годов 20 века”. При проведении этого урока мной используется технология коллективного обучения. Учащиеся делятся на группы. За три недели до урока им предлагается список произведений о Великой Отечественной войне: “Горячий снег” Ю.Бондарева, “Убиты под Москвой” В.Кондратьева, Ученики готовят ответы на вопросы по литературному произведению и историческую справку в соответствии с литературным текстом. В процессе урока делаются выводы об особенностях изображения события Великой Отечественной войны историком и писателем.

Урок-презентация “История моей семьи в истории моей страны” представляет собой презентацию своих работ по теме и их защиту. В конце урока учащимся – участникам урока предлагается письменно ответить на вопрос “Что я знаю об истории моей семьи?”

Урок, который проводится в музее, отличается эмоциональностью, обостренностью восприятия событий, позволяет ….

Мной как учителем литературы при проведении уроков на тему “Великая Отечественная война на страницах литературы 20 века” используются проектные работы, созданные учащимися школы.

Исследовательская деятельность учащихся является одной из главных составляющих работы музея. Среди проектных работ - работы об истории 3 ИАК, о ветеранах-жителях района “Выхино-Жулебино”. Под руководством ветеранов, жителей нашего района были созданы работы “Жители района Выхино-Жулебино – защитники Москвы”, “Ветеран живет в твоем доме”, созданы сборники воспоминаний ветеранов “У войны не женское лицо”, “Непокоренная столица”. Эти материалы могут быть связаны с темами уроков по литературе, служат яркой иллюстрацией ко многим произведениям о войне.

Например, во время урока по книге С.Алексеевич “У войны не женское лицо” моими учениками использовалась работа “У войны не женское лицо” о женщинах – тружениках тыла района “Выхино-Жулебино”, а на уроке по книге К.Воробьева “Убиты под Москвой” прозвучали строки из сборника воспоминаний ветеранов “Непокоренная столица”. В этом году в музее проводился урок, посвященный юбилею О.Беррггольц. Совместно с библиотекарем школы была создана временная экспозиция, посвященная творчеству поэтессы. Во время урока прозвучали стихи Берггольц, была показана презентация учениц 11 класса Поповой Марии и Вартиайнен Натальи, которые стали призерами окружного конкурса “Читателя найду в потомстве я….” в рамках культурно-образовательного проекта “Литературный венок России” в номинации “Лучшая презентация, анимация, видеопродукция”.

Как учитель русского языка и литературы на уроках. посвященных теме Великой Отечественной войны, я обращаюсь к жанру сочинения. В этом моим ученикам помогают материалы школьного музея. Используя материалы из экспозиции музея, исследовательские работы учащихся, ученики 9-11 классов создают сочинения о ветеранах, летчиках 3 ИАК, ветеранах-жителях нашего района. Учащимся 11 класса при подготовке к единому экзамену по русскому языку эти материалы помогают в создании сочинения-рассуждения части С, в которых в качестве проблемы выдвигается проблема подвига солдат Великой Отечественной войны, проблема сохранения памяти о ветеранах войны. Эти материалы используются в качестве аргумента, основанного на личных впечатлениях учащихся.

Сочинение – это традиционная форма работы на уроках русского языка и литературы. Очень часто работы, созданные учащимися, оказываются не востребованными другими учениками и остаются лишь работами “на час”. Чтобы сохранить работы учеников, созданные на уроках и в конкурсах, был создан Школьный архив, где собраны самые яркие произведения. За работу Школьного архива отвечает группа учащихся 9 “А” класса. Их задача – систематизировать работы, создать их каталог. На методическом объединении учителей русского языка и литературы учителя и ученики …..

В этом году в конкурсе “Война коснулась и нас” участвовали не просто отдельные учащиеся, а целые семьи. Так, например, появилась работа ученицы 9 “А” класса Короповой Александры “Письма отца”. В семье Короповых хранились письма не вернувшегося с фронт Коропова Дмитрия Ивановича. Но рассказать девочке о прадедушке мать не смогла. Пришлось разыскивать родственников, с которыми у семьи была прервана связь, обращаться в архивы. А для меня самой главной наградой были слова Саши : “Я впервые увидела эти письма. Мама никогда не показывала их мне, потому что ее родители расстались перед самой войной. Но в тот вечер, когда я попросила ее рассказать мне о прадедушке, она нашла этот конверт, а потом плакала на кухне, чтобы никто не видел”. А семья Васильевых создала работу о Васильеве Иване Андреевиче, погибшем подо Ржевом. Работали все – Анастасия, ее брат Игорь, выпускник нашей школы, и родители. А на родительском собрании в 9 “А” в классе семьи получили грамоты за эти работы, и в семейном архиве появился еще один документ – Грамота за участие в конкурсе “История моей семьи в истории моей страны”. Так родилась еще одна школьная традиция.

Особым жанром сочинений являются в моей работе сочинения-портреты летчиков-ветеранов 3 ИАК. Для такой работы необходимо общение с ветеранами (если это еще возможно), работа с документами. Так появилось сочинение Гафаровой Анны о Викторе Васильевиче Калашникове – Герое Российской Федерации, летчике 3 ИАК, превратившееся потом в исследовательскую работу. Работа Анны стала лауреатом окружного конкурса сочинений “Рассказы о земляках”.

Внеклассная работа.

Являясь учителем литературы, я отвечаю в школе за подготовку и проведение традиционного в школе конкурса на лучшее стихотворение. Подготовка к нему начинается в сентябре. Учащимся, родителям, учителям, ветеранам предоставляется возможность представить на суд выбранного Советом музея жюри свои стихотворения о войне. Жюри отбирает наиболее интересные произведения, которые потом включаются в сборник. Сейчас вышел уже пятый сборник стихотворений “Живи и помни”. По традиции в декабре в музее проходит заключительный этап конкурса, на котором исполняются лучшие произведения. Визитной карточкой нашего музея стало стихотворение “Ведомые дракона” Василия Филипповича Шаповалова, ветерана 402 ИАП, посвященное маршалу Е.Я.Савицкому :

Учениками 9 “А” класса, где я являюсь учителем литературы, в 2010 году было инсценировано это стихотворение. И особым знаком отличия для ученика Пузырева Александра явилось то, что ему как лучшему чтецу разрешилось пользоваться для инсценировки шлемофоном, подаренным музею Героем России Константином Вячеславовичем Подбуртным, совершившим во время войны 270 боевых вылетов, проведшим 69 воздушных боев и лично сбившим 10 вражеских самолетов. К. В. Подбуртный получил звание Героя Российской Федерации в 2007 году. (Умер 1 октября 2010 года).

Наша школа явилась инициатором проведения конкурса “Память народная ”, который с 2004 года проводится в районе Выхино-Жулебино. Меня как учителя литературы радует, что его победителем становился мой ученик Матышев Валентин, которому принадлежат такие строки конкурсного эссе “Письмо деду-ветерану”: “От всей души – поклон в колени и вечная память о тебе! От всей души – могучей силы, как в дни твоей юности, ведь если ты одержал такую победу – тебе все по плечу. Я знаю, я верю, я помню”. Эссе учеников 11 класса объединены в сборник “Я помню! Я горжусь!”, который является дополнительным материалом при подготовке уроков развития речи по русскому языку.

Любимым конкурсом в школе является Фестиваль военной песни “Великая Победа великого народа”. Он проходит в школе в несколько этапов: для младшей и старшей возрастных групп. Победители конкурса представляют свои работы на концерте в музее, где гостями становятся ветераны войны и труженики тылы. Традиционно они являются членами жюри. А потом лучшие произведения звучат в госпитале ветеранов войн № 2. Мной как членом Совета музея совместно с творческой группой Школьного Совета разрабатывается сценарий мероприятия, как учитель литературы я работаю с учениками-ведущими мероприятия.