Урок здоровья

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Тема: «Работа и строение сердца».

Цель: создать условия для приобретения знаний о работе сердца; получения практических навыков, помогающих сохранить здоровье; для воспитания доброго отношения к людям.

Оборудование: плакат «Организм человека»; наглядность, кукла; музыкальное произведение «Колыбельная Медведицы»; картинки о спорте; фонендоскопы; часы; микрофон; таз с водой.

Ход занятия

1. Организационный момент и сообщение целей занятия.

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.

- Что это? Да, сердце. И сегодня на занятии узнаем много интересного и полезного о нашем сердце, его работе, строении.

2. Основная часть.

- А какой формы сердце? Нарисуйте на доске.

1. Информация.

Наше сердце имеет такую вот форму. (иллюстрация плаката).

Сердце — не медовый пряник. Сердце — это мускул, который имеет форму мешочка. Это самый сильный и важный из всех органов. Приказывать мы ему не можем, это «непослушный» мускул. Но зато очень трудолюбивый, он работает, как неутомимый насос. 100 тысяч раз за день оно сделает своё «бум - бух» и ни разу не передохнёт.

- А хотите узнать какого размера сердце? Сейчас я вас научу. Каждый сжимает свой кулачок. Наше сердце примерно с кулак.

- Как вы думаете, где расположено сердце?

Сердце расположено в грудной клетке, с левой стороны. Давайте послушаем своё сердце. В классе должна быть полная тишина. Положите ладонь на своё сердце и вы услышите, как оно работает.

Сердце разделено на две части — на правую и на левую половину, между которыми находится мышечная перегородка, не дающая смешиваться крови из правой и левой половины. И обратите внимание, и это сердце состоит из двух половинок. Не зря люди выбрали эту форму.

- Как же работает сердце?

Кровь всё время поступает в сердце и всё время устремляется из него. Потому что сердце — это насос, заставляющий кровь циркулировать в теле.

В правую половину сердца кровь поступает после того, как соберёт в теле ненужные вещества, от которых необходимо избавится. Оттуда сердце гонит кровь в лёгкие, чтобы она там очистилась и обогатилась кислородом. Там идёт удивительная игра в мячики: из крови в лёгкие. Вылетают мячики, наполненные углекислым газом, из лёгких в кровь вылетают кислородные мячики.

2. Практическая часть

А сколько раз в одну минуту стучит ваше сердце сейчас мы с вами проверим. Посчитаем пульс.

Толчки сердца, которые передаются проходящим в теле артериям, называются пульсом. Вы можете его определить на основания кисти, на виске, по бокам шеи. Должна быть полная тишина. Закройте глазки. Начали. (дети считают пульс за 1 мин.)

3. Физминутка.

- А сейчас мы с вами встанем и сделаем физминутку.

- А теперь давайте измерим ещё раз наш пульс.

- Что изменилось? Вы видите, что дыхание и пульс участились.

- Ребята, почему говорят «Сердце чуть не выпрыгнуло?»

Дыхание и пульс должны восстанавливаться через 5-7 минут с помощью определённых упражнений. Давайте вспомним дыхательную гимнастику и восстановим наше дыхание и пульс.

4. Дыхательная гимнастика.

- Что произойдёт с вашими мышцами, если вы пробежите на большое расстояние без подготовки? А что надо делать, чтобы они не болели? (Тренировать)

- Правильно. Сердце, сердечную мышцу тоже надо тренировать. А как это надо делать вы мне скажите, посмотрев эти рисунки.

  1. Физический труд на свежем воздухе.
  2. Занятия физкультурой.
  3. Катание на коньках, лыжах.
  4. Купание, плавание.
  5. Утренняя гимнастика.

5. Психогимнастика.

- Как успокаивает мама ребёнка, когда он плачет? Как она его качает. Покажет нам Катя. (Звучит колыбельная «Медведицы»)

- Как вы думаете, почему она именно так качала? Почему все мамы: Африки, Австралии, Польши, Германии и остальных стран качают одинаково?

Пока ребёнок развивается в организме мамы он постоянно слышит биение сердца мамы. Когда он появился на свет, он ничего не знает и не умеет, и слыша привычное «бух — бух», он быстрее успокаивается. Поэтому все мамы качают ребёнка в режиме биения сердца.

Мама — самый любимый и родной человек для каждого ребенка. Какие слова вы бы хотели сказать о своей маме? (добрая, ласковая, милая).

У ваших мам «золотое сердце». Сердце — не только орган, это символ души человека, переживаний, чувств, настроений.

- Как вы понимаете выражение «У него нет сердца», «Ледяное сердце»?

- В какой сказке у мальчика его доброе сердце стало вдруг злым и холодным?

- А кто выручил его из беды? А какое сердце у Герды?

- А сейчас мы поиграем в игру «А как бы ты поступил?» У вашего друга плохое настроение, как бы вы ему помогли?

Ребята, а если у вас плохое настроение, то можно послушать музыку, посмотреть любимый мультфильм или вспомнить что-то хорошее.

Вокруг нас много людей — научитесь вслушиваться, вглядываться в другого человека, понимать его, откликаться на его проблемы.

6. Итог.

- Что вы посоветовали, пожелали бы своим друзьям, близким, как заботиться о своём сердце?

А что пожелал известный поэт С. Маршак всем людям: детям и взрослым, мы сейчас услышим.

«Пожелание друзьям»

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнейшего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
друзья, всего хорошего,
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недешево!

Разговор о сердце мы с вами ещё не закончили.