КСО — коллективный способ обучения В.К. Дьяченко

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


I. Работаю в школе 23 года. Учителем начальных классов. Полагаю, что ни одна другая профессия не имеет сегодня такого большого значения, как профессия учителя.

Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Каким должно быть наше образование? Проблемы… Нам известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться на основе сотрудничества пришло ко мне давно. Активное участие в методической работе школы, района, в проведении семинаров по нестандартным формам обучения позволили подойти мне к проблеме, как заставить учеников самостоятельно “добывать” знания, пробудить в них желание учить и обучаться.

Мне близка идея коллективного способа обучения В.К. Дьяченко.

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.

Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:

  • обучающиеся реализуют разные цели, разными способами и средствами, за разное время;
  • одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

КСО идеально подходит для работы в классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика.

Преимущества КСО:

  •  в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
  • в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение;
  •  работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.

Общие правила организации парной работы:

  •  необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра, как положить учебник, чтобы по нему было удобно работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда не допустимы, как помогать, как просить о помощи.

Проработка этих шагов - в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы;

  • разбор ошибок учащихся при совместной работе обязателен. При разборе анализируется ход взаимодействия;
  • детей соединять в пары с учётом их личных склонностей, самому “слабому” ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Развитые дети долго не могут сидеть со «слабыми», им нужен равный партнёр или даже более сильный. Опасно объединять двух озорников или тихонь;
  • при оценке работы пары подчёркивать человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать всегда лишь общую работу в паре (удалось поработать в паре или не получилось сотрудничества);
  • перед началом работы повторять правило из памятки «Как работать в парах», которая всегда лежит на партах.

Золотые правила при организации парной работы:

  • Не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить при-чину отказа от работы.
  • 10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
  • Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.
  • Не наказывать лишением работы в паре.

Организационная структура учебного процесса и стадии её развития

Вид общения

Организационная форма обучения

Способ обучения

1. Общение в паре (два человека)

Индивидуально-парная (один учит другого)

Индивидуальный (парно-индивидуальный) способ обучения (ИСО) — до ХVI-ХVII вв.

2. Общение в парах сменного состава (диалогические сочетания)

Коллективная (каждый учит каждого)

Коллективный способ обучения (КСО); включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную

Я пришла к выводу: учитель – ученик должны сотрудничать. Педагогу необходимо владеть азами психологии. Мои ученики – мои друзья, вот к чему надо стремиться. Существует предание: мудрец Диоген бродит средь бела дня с зажженным фонарем в руках и объясняет свое поведение словами: “Ищу человека”.

Обучение в школе – особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий потенциал личности. Кому же, как не учителю развивать дарования, способности детей, помогать растить и открывать таланты. Так мы “ищем” человека. Где можно развивать творческую деятельность учащихся? Конечно там, где применяем КСО.

Неэффективно применять в первом классе с первых уроков групповую работу и работу в парах сменного состава. Данную работу следует заменить коллективной, потом научить ребят работать в парах постоянного состава, а только потом в парах сменного состава. Класс лучше разбивать на группы, в пределах которой идет взаимообучение в парах сменного состава. Учитель вначале сам формирует микрогруппы, с учетом межличностных отношений между учащимися. Педагог должен быть готов работать индивидуально весь год с учеником, не желающим обучаться в паре, группе.

II. На уроках русского языка я часто провожу взаимные диктанты со сменой партнёра.

(Приложение 1)

Сначала готовятся достаточное для всех учащихся класса количество карточек с текстами диктантов по какой-то большой теме или нескольким темам. Объём текста небольшой: примерно в три-четыре раза меньше объёма текста, который диктуется для всего класса. Каждому ученику даётся текст одного диктанта, который он внимательно читает про себя, готовится к совместной работе со своим будущим партнёром. Все ученики рассаживаются по парам. Один из них читает текст по предложениям, другой пишет. Диктовать надо так, как диктует учитель, но без предварительного чтения всего текста в целом. Потом ученик, который писал, берёт свою карточку и диктует своему партнёру. Затем они вместе проверяют свои диктанты. Диктовавший не исправляет, а только подчёркивает слова, в которых допущены ошибки или неправильно поставлены знаки препинания. Допустивший ошибки под контролем своего «преподавателя» делает их устный разбор, а затем каждый из них письменно исправляет свои ошибки. По окончании работы пишут в диктантах друг другу: «проверил ….», «проверила ….».

В 3-4 классах разрешается ставить оценки друг другу, но, как показывает опыт сначала надо их подготовить, так как на этой почве могут возникнуть споры. Совместная работа пары заканчивается, её участники объединяются в другие пары. Новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Диктант каждый прорабатывает дважды: сначала он его пишет с последующим разбором ошибок, а в следующий раз сам диктует этот же текст другому, проверяет, отмечает ошибки и требует от своего нового партнёра их анализ.

Окончив работу во второй паре, учащиеся обмениваются карточками и приступают к работе в третьей и т. д.

Ребята с большим удовольствием включаются в такую работу. При анализе ошибок они используют памятку: «Работа над ошибками». (Приложение 2) Но уже в 3-4 классах обращение к памятке становится всё меньше. Этому способствует и работа по вопросникам.

Работа по вопросникам.

Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу. Чаще всего используются вопросники для повторения и закрепления изученного материала.

Впервые применять лучше эту работу во 2 классе. (Приложение 3).

Сразу возникает вопрос: как используется вопросник при работе в парах сменного состава? Обычно возникает необходимость повторить изученный материал, привести его в систему и добиться прочных знаний.

Он был размножен и роздан ученикам. На уроке ученики читают вопросы и находят ответ в учебнике, эта работа не занимает много времени, потому что страница указана после каждого вопроса. Каждый ответ на вопрос подтверждается своими примерами. Когда вместе с классом разобраны несколько вопросов, ученики объединяются в пары, где происходит диалог: каждый спрашивает партнёра по всем вопросам и добивается от него правильных ответов. После повторения теории ученики выполняют одно или два упражнения с последующей общеклассной проверкой. Всё это делается на одном уроке.

Таким образом, с помощью вопросника можно быстро и качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и способствует установлению благоприятного психологического климата.

Так же составляются карточки по математике, которая состоит из трёх частей:

  • один или два вопроса по теории с указанием страницы, на которой ученик может найти ответ;
  • текстовая задача;
  • примеры для устного счёта и один или несколько – для письменного решения. (Приложение 4)

Литература:

В.К.Дьяченко «Новая дидактика» - М.: Народное образование – 2001 г.