Роль технологий открытого образования в формировании ключевых компетенций при обучении старшеклассников

Разделы: Русский язык, Литература


Хуторской Андрей Викторович (докт. пед. наук,г. Москва) утверждает, что “одно из требований к современному члену общества – способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных формах применения языка. Как с максимальной пользой использовать уроки русского языка, которых всегда не хватает, особенно в старших классах, для формирования коммуникабельной личности?”

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всём мире. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” зафиксировано положение о том, что “…. общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.”

“Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы”, (В. М. Полонский. “Словарь по образованию и педагогике” М, “Высшая школа”, 2004 г.).

Цель статьи показать то, как использование технологий открытого образования способствует формированию ключевых компетенций по русскому языку и литературе.

Работая над этим вопросом, я ставила перед собой следующие задачи:

- изучить научную, методическую литературу и сайты интернета по вопросам открытого образования и компетентностного обучения;

- на опыте моей работы с обучающимися выявить все положительные стороны использования технологий открытого образования для формирования ключевых компетенций.

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не “готовое знание”, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным, “застывшим” знаниям, следует “учить учиться”. А главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей овладения культурой речевого общения и поведения.

В государственном стандарте по русскому языку определены три задачи школьного курса: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Языковая компетенция.

Языковая компетенция-способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Лингвистическая компетенция.

Она предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи, её законов, правил, структуры.

Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.

Известно, что можно знать нормы произношения, слова и правила употребления их грамматической формы , однако, не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной обстановке или так называемой коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком нужны умения и навыки употребления их в конкретных условиях общения. Поэтому в обучении русскому языку выделяют третий тип компетенции.

Коммуникативная компетенция.

Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности: говорение, слушание и понимание, чтение, письмо. Основное же умение – создавать и воспринимать тексты, продукты речевой деятельности. Здесь требуется знание основных понятий лингвистики речи: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д.

Некоторые авторы выделяют культуроведческую (этнокультуроведческую) компетенцию, которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира , овладение русским речевым этикетом, что является необходимым средством приобщения к национальной культуре.

А в преподавании литературы помимо других выдвигается социокультурная компетенция. Это становление представлений человека об окружающем мире. Эти представления и их смыслы сосредоточены в структурах сознания, отношения и функционирования образуют специфический, этнический, национальный образ мысли.

Вхождение учащихся в русский мир и приобретение социокультурной компетенции, образование русской языковой картины мира – это постижение специфического русского образа мыслей, русского менталитета.

Таким образом, формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы предполагает формирование всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения. И эти задачи в полной мере помогает решить открытое образование и технологии, которые в нём используются.

Открытое образование предполагает использовать любые приобретённые в школе знания и умения в максимально разнообразных реальных жизненных ситуациях и уметь в проблемных ситуациях принимать эффективные решения.

Для реализации этих задач в сфере открытого образования прибегают к специальным технологиям, освоение которых помогает учащимся решить проблемные ситуации в любой ситуации.

Хочется представить некоторые технологии открытого образования, которыми я сама пользуюсь, и которые, на мой взгляд, приносят определённые успехи в формировании ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе.

1. Технология “Дебаты”.

Она учит толерантности и уважительному отношению к различным взглядам людей, умению работать в команде, способствует формированию навыков партнёрского общения и способности концентрироваться на сути проблемы, отстаивать важные для себя идеи, отыскивая для этого необходимую информацию и превращая её в аргументы. Внешне эта технология представлена в виде дискуссии, организованной в игровой форме. Участвуют команды, которые по определённым правилам обсуждают заданную тему. Основой дискуссии является столкновение позиций, т. к. одной команде предлагается отстаивать тезис, а другой – его опровергать.

В разработке таких дискуссий могут быть различные варианты по подборке команд. Несмотря на всю привлекательность и зрелищность дискуссии-игры, основной образовательный эффект обеспечивается за счёт серьёзной подготовительной работы. В пример хочу привести фрагмент урока литературы в 10 классе по произведению И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Это урок итоговый, подготовка к которому шла в течение всего периода изучения этого произведения.

Презентация.

Тема урока: “Кто же он Тургеневский Базаров?”

  • 1 команда отстаивает тезис: “Сознательно-героическая натура…” И. С. Тургенев, 1862г.
  • 2 команда: “Карикатура на молодое поколение…” М. А. Антонович, 1862 г.
  • 3 команда: “…богатая, одухотворённая личность…” Ю. Манн, 1985г.

Все команды получают задания по тексту произведения, по критической литературе.

Оценивают и анализируют работу команд эксперты (9 чел.): доброжелатели (в работе команд ищут положительное), критики ( ищут отрицательное), собственно-эксперты (примиряют обе точки зрения).

Проведя урок по технологии “Дебаты”, удалось решить комплекс коммуникативных задач: совершенствование учебного общения, умения произносить публичную речь, умение слушать, анализировать, а самое главное, работать в команде и быть толерантными.

Эту технологию можно применять как форму урока и как этап или элемент урока для актуализации знаний, организации самостоятельной работы учащихся, обобщения, как формы аттестации и тестирования. Она способствует и повышению мотивации у обучающихся. Например, в 5 классе перед началом изучения новой темы задаю вопрос: зачем нам эту тему надо изучать. Одна команда приводит аргументы-“за”, другая-“против”. В конце концов аргументы “за” побеждают, что повышает интерес к теме, а учащиеся оказываются замотивированными на изучение материала.

2. Технология “Чтение и письмо для развития критического мышления”.

Эта технология помогает эффективно работать с учащимися разных возрастов, особенно она ценна в работе со старшеклассниками при подготовке развёрнутого ответа части “С” ЕГЭ. На основе этой технологии мною разработан элективный курс: “Написание части “С” ЕГЭ: проблемы и технологии”, по которому успешно работаю третий год. Первые слушатели курса успешно написали часть “С” ЕГЭ, а сейчас я работаю по этой программе второй год с учащимися 11 класса.

Технология открытого образования “Чтение и письмо для развития критического мышления”:

  1. Эффективно решает задачи обучения и развития;
  2. Сочетает навыки работы с текстом и навыки общения;
  3. Формирует у учащихся навыки работы с текстами любого типа и с большими объёмами информации.

Всё это делает её незаменимой в формировании ключевых компетенций по русскому языку и литературе.

И ещё одна технология открытого образования, которую я использую в своей работе. Это метод проектов. Эта технология способствует тому, что учащиеся не просто формально усваивают знания и умения, а приобретают их в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий-проектов. Чтобы организовать деятельность учащихся в социальной среде, мы выполняем групповые проекты.

Вот один из примеров, как можно построить уроки-беседы по современной литературе в 10 классе. Группы из 2-3 человек выбирают себе из списка, предложенного учителем, произведение и готовятся представить его всему классу. Для этого его читают, анализируют, работают с критической литературой, обобщают. На основе этого создают мультимедийную презентацию, и свой конечный продукт представляют ученическому сообществу. Таким образом, в течение 3-х уроков мы рассматриваем произведения из всего списка, видим яркие презентации, которые включают в себя кадры из фильмов, музыкальное сопровождение, редкие иллюстрации и картины. Конечно, все эти образовательные задачи нельзя решить без информационно-коммуникационных технологий, без них вообще нельзя говорить об открытом образовании.

И наконец, индивидуализированные проекты, исследовательская работа.

Эта работа выходит за рамки классно-урочной, в ней свобода выбора. Эта деятельность работает на преодоление контекста школьного обучения. Индивидуализированной проектной деятельностью я занимаюсь в течение нескольких лет в рамках программы “Современный фольклор Урала”. Результатами моей работы я считаю успешное участие учащихся в конкурсах, научно-практических конференциях, форумах муниципального, регионального, областного и Всероссийского уровня, а также признание важности этой работы на конкурсе “Камертон -2009”, который ежегодно проводит Правительство Свердловской области. Вот некоторые данные по участию учащихся в конкурсах исследовательских работ и проектов:

  • 2006г. 2007г. 2008г. Областной краеведческий конкурс “Каменный пояс”, конкурс-форум “Мы-уральцы!” (Чуракова М.). Выпускной бал в Кремле, 2009г.
  • 2007г. Российский конкурс “Я-исследователь”, г. Москва. (Чусовитина К.).
  • 2009г. Конкурс “Каменный пояс”. (Салтанов Д.).
  • 2009г. Окружной конкурс “Интеллект+”. (Аминева Ж.)
  • 2009г. 5 проектов на муниципальной научно-практической конференции.
  • Кроме этого моё участие в конкурсах:
  • 2007г. 6-я международная научно-практическая коференция “Педагогические системы развития творчества”. (Проведение мастер-класса).
  • 2009г. 5-й Областной конкурс “Камертон”, проводимый Правительством Свердловской области. (диплом и кубок 2-й степени).

Таким образом, формируя ключевые компетенции старшеклассников, я с максимальной пользой стараюсь использовать технологии открытого образования и вижу здесь большие возможности для формирования коммуникативной, всесторонне развитой личности.

Литература.

  1. Ковалёва Т. М. Дерзнова Н. П. “Технологии открытого образования”, М. , 2002г.
  2. Трошина Т. М. Черемных М. П. “Деловые игры в старшей школе”, г. Ижевск, 2002г.
  3. Хуторской А. В. “ Технология проектирования ключевых и предметных компетенций”, г. Москва, 2005г.

Сайты Интернета.

  1. http://www.thetutor.ru/
  2. http://www.eidos.ru/journal

В помощь учителю.

  1. http://www.Rusedu.ru.(бесплатный архив презентаций).
  2. http://www.uroki.net (всё для учителя- всё бесплатно).
  3. http://www.openclass.ru (коллекция мультимедийных презентаций).
  4. http://www.for5.ru/ (бесплатно презентации по любым предметам).
  5. http://sc.karelia.ru ( региональная коллекция республики Карелия).