Ознакомление с работой грузового двора и товарной конторы

Разделы: Технология


Тема урока: “Практическое ознакомление со служебными и техническими помещениями, подзарядными станциями, гаражами”

Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.

Учебные цели урока: ознакомить учащихся со служебными и техническими помещениями, проверить степень усвоения данного материала темы, развить следующие качества личности:

а) умение работать индивидуально;

б) быть ответственным за себя и других;

в) умение видеть главное, анализировать и делать выводы.

Материально-техническое оснащение урока: схема станции Узловая 1, схема грузового двора станции Узловая 1.

Ход урока

I. Организационная часть урока - 5 минут.

(Рапорт старосты о наличии учащихся, проверка готовности к занятию.)

II. Вводный инструктаж 45 минут.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Актуализация прежних знаний.

Ход работы основан на выполнении индивидуального задания, которое является общим для всех, но выполняется каждым в отдельности в виде технического диктанта. Группа рассаживается за столы в произвольном порядке, но обязательно попарно.

Задание – технический диктант – состоит из 25 вопросов. Мастер производственного обучения поочередно зачитывает часть текста без основного окончания. Учащимся необходимо дописать наиболее полно и точно окончание текста под соответствующим номером. На восприятие, осмысление и письменного ответа дается 1 минута.

По окончании работы учащиеся меняются работами с учащимися соседнего ряда. Теперь им необходимо, на основании ответов, которые зачитывает мастер определить:

а) правильность выполненного диктанта по символам:

  • “V” - правильно и полно;
  • - правильно, но неполно;
  • “-” - неправильно или нет ответа.

б) просчитать ответы по символам:

  • “V” - +1;
  • - +0,5;
  • “-” - -1.

Оценочная таблица

Определяющий балл Оценка

Итоговый балл

25 и ниже “5”  
От 20 до 15 “4”  
От 14 до 10 “3”  
От 9 и ниже “2”  

Мастер производственного обучения выступает в роли эксперта по корректировке оценок.

Данная работа способствует адекватной самооценке учащихся, создается благоприятный микроклимат в группе, проявляется коммуникабельность и ответственность за проверяемую работу, при помощи технического диктанта появляется возможность быстро проверить знания учащихся.

3. Формирование новых знаний: Мастер производственного обучения объясняет новый материал. Ряд вопросов рекомендуется изучать в виде постановки проблемных вопросов, в виде беседы, а часть новых знаний учащимся можно дать виде готового материала. Формы работы при изучении нового материала необходимо менять, в таком случае учащиеся не устанут, а наоборот будут заинтересованы в освоении новых знаний..

а) служебные помещения грузового двора: назначение, расположение;

б) технические помещения грузового двора: назначение, расположение

в) назначение мастерских;

г) подзарядные станции и их назначение;

д) расположение гаражей и их назначение;

е) техника личной безопасности при нахождении на подразделениях грузового двора.

4. Закрепление материала вводного инструктажа:

а) учащиеся 5 человек получают тестовые задания на 5 мин;

б) фронтальный опрос учащихся по следующим вопросам:

  • каково назначение служебных и технических помещений?
  • почему на грузовом дворе необходимы мастерские?
  • для каких целей предназначены подзарядные станции?
  • для каких целей предназначены гаражи?
  • назовите причины, по которым все перечисленные сооружения необходимы грузовому двору?

III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование - 5 часов.

1. Распределение учащихся по рабочим местам предприятия .

2. Выдача практических заданий по теме .

3. Самостоятельная работа учащихся под руководством мастера и ответственных по специальностям: таксировщика, приемосдатчика, операторов технической конторы, багажного кассира, билетного кассира.

4. Определение норм времени нахождения на рабочих местах по выполнению операций.

5. Самостоятельная работа учащихся на рабочих местах под руководством мастера и ответственных работников на местах:

а) товарная контора;

б) техническая контора;

в) багажная касса;

г) багажное отделение;

д) билетная касса.

6. Целевой обход рабочих мест учащихся.

7. Текущее инструктирование.

а) соблюдение последовательности технологического процесса;

б) правильное использование документов и оборудования;

в) организация рабочего места:

г) соблюдение учащимися правил безопасности труда.

IV. Заключительный инструктаж 10 минут.

1. Подведение итогов занятий.

2. Провести оценку качества знаний учащихся.

3. Указать на ошибки, допущенные в процессе урока.

4. Уборка и сдача рабочих мест.

5. Задание на дом: конспект, составление тестов по теме урока.