Модифицированная общеобразовательная программа "Реализация здоровьесберегающих технологий в ГПД"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто. Сократ

По данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований, за последние годы в состоянии здоровья и физического развития детей и подростков улучшения не отмечается. Более того, современное общество, где накопился огромный груз хронической патологии, привело к тому, что абсолютно здоровых детей в школе почти нет.

В связи с этим возникает необходимость своевременной диагностики отдельных компонентов здоровья и проведения различного рода профилактических мероприятий. Совершенно точно известно, что медицинские нововведения не смогут обеспечить существенного улучшения здоровья учащихся, если не произойдут определённые изменения на уровне образовательных учреждений.

На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования - развитие способностей ребенка.

Для того чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:

- ухудшение социального положения семей учащихся;

- необеспеченность детей полноценным питанием;

- наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;

- гиподинамия (недостаток двигательной активности).

Критериями работы по данному направлению считаю:

- индивидуальный режим;

- эмоциональный режим;

- смена видов деятельности;

- наличие физпауз на уроке;

- учет физиологических особенностей в развитии организма.

Цели  программы:

  • Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
  • Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
  • Сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни у учеников;
  • Достижение этих целей решают следующие педагогические задачи:
  • Сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • Научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Особенностью программы является:

- подбор содержания учебного материала осуществляется в соответствии с физическими, социально-психологическими особенностями, обусловленными возрастным составом группы обучаемых;

- материально-техническая оснащенность учебного процесса (спортивный зал, пришкольная площадка);

- содержание теоретического материала кратко сообщается на занятиях перед изучением раздела.

Данная программа по реализации здоровьесберегающих технологий в ГПД рассчитана для учащихся 1 классов (6 - 8 лет). Срок ее реализации - 1 год.

В гигиеническом обучении и воспитании школьников немаловажную роль играет внеклассная работа, проводимая в группе продленного дня, т. к. она способствует повторению, углублению и закреплению гигиенических знаний и навыков, полученных на уроках. Этому будут способствовать такие формы работы, как выпуск газет, оформление уголков здоровья, проведение уроков здоровья и бесед, просмотр кинофильмов. Во внеклассной и внешкольной работе по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся принимают участие как педагоги, так и медицинские работники.

Итогом реализации образовательной программы является составление альбома "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу". В него входят все памятки по здоровью, которые дети получали в течение года после каждого занятия, полезная информация, творческие работы учащихся и материал, собранный самими детьми.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

Планирование работы группы продленного дня - процесс моделирования воспитывающей среды группы как комплекса социально - ценных обстоятельств, окружающих ребенка.

В основу планирования работы закладываю следующие приоритетные позиции:

  • создание условий для физического и нравственного развития воспитанников;
  • создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно - оздоровительной;
  • создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

При планировании работы использую различные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно - творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая.

Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся построена из следующих разделов:

  1. Уроки здоровья.
  2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме продленного дня.
  3. Оформление уголка здоровья.

Уроки здоровья планирую в зависимости от своих и детских возможностей, от количества выделенных часов для занятий, времени и условий проведения. Данное планирование составлено в количестве 30 часов (23 ч. - теория, 7 ч. - практика), по 1 часу в неделю в течение года.

Тематика уроков здоровья с учащимися по проблеме сохранения и укрепления здоровья.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Уроки здоровья.

Наибольшую популярность в современной школе приобретает такая форма работы, как проведение уроков здоровья. Приведем примеры тем таких занятий и вопросы, которые могут быть на них рассмотрены.

1. О режиме дня (1 час)

  1. Что такое режим дня и для чего он нужен.
  2. Во сколько надо вставать и ложиться спать.
  3. Для чего нужны утренняя гимнастика и водные процедуры.
  4. Завтрак и его назначение.
  5. В какое время должен быть обед.
  6. Значение подвижных игр на свежем воздухе.
  7. Как часто можно смотреть телевизор.
  8. Почему необходимы гигиенические процедуры перед сном.
  9. Мой режим дня.

2. Дружи с водой (Советы Доктора воды (1 час), Друзья Вода и Мыло (2 часа))

  1. Зачем, для чего животные купаются и чистят свое тело.
  2. Для чего нужно содержать свое тело в чистоте.
  3. Почему плохо быть грязнулей.
  4. Где больше всего скапливается грязи на теле человека.
  5. Что способствует скоплению грязи.
  6. Как вы заботитесь о чистоте своего тела?
  7. Как правильно мыть руки мылом (практическое)

3. Забота о глазах (2 часа)

  1. Как человек общается с окружающей средой. Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир.
  2. У кого самое острое зрение.
  3. Строение глаза.
  4. Гимнастика для глаз (практическое)
  5. Правила бережного отношения к зрению.
  6. Какие правила личной гигиены необходимо соблюдать, чтобы предупредить заболевание глаз.
  7. Почему некоторые дети носят очки.
  8. Проведение опытов - наблюдение детей за зрачком.

4. Уход за ушами (2 часа)

  1. Кто самый ушастый.
  2. Как устроено ухо человека.
  3. Проведение опытов.
  4. Это интересно! У кого самые чувствительные уши.
  5. Самомассаж ушей (практическое)
  6. Как беречь уши.

5. Уход за зубами (3 часа)

Временные и постоянные зубы.

Строение и значение органов полости рта.

Болезни зубов.

  1. Что бывает при потере зуба.
  2. Почему надо лечить больные зубы.
  3. Чем и как надо питаться, чтобы зубы были здоровыми.
  4. Почему необходимо чистить зубы два раза в день.
  5. Как правильно чистить зубы. (Практикум "Чистка зубов")
  6. Как нужно ухаживать за полостью рта.
  7. Что нужно знать о зубной щетке и пасте.
  8. Поговорки и пословицы о зубах.

6. Уход за руками и ногами (2 часа)

  1. Почему руки, ноги можно назвать "рабочими инструментами" человека.
  2. Чем отличается рука человека от руки обезьяны.
  3. Устройство человеческой ладони.
  4. Где чаще всего скапливается грязь на руках и ногах человека.
  5. Заусеницы.
  6. Занозы и их извлечение.
  7. Как подстригать ногти
  8. В каких случаях полезно, а когда опасно ходить босиком.

7. Забота о коже (3 часа)

  1. Проведение опытов (тепло, холод, боль).
  2. Чем покрыто наше тело.
  3. От чего защищает кожа.
  4. Строение кожи.
  5. Травмы и заболевания кожи: ожоги, сыпь, воспаления, грибковые заболевания, клещи.
  6. Как следует поступать при травмах и заболеваниях кожи.
  7. Как оказать первую помощь (работа в парах)
  8. Правила ухода за кожей.

8. Как следует питаться (2 часа)

  1. Для чего человек употребляет пищевые продукты.
  2. Чем питаются животные.
  3. Устройство системы пищеварения человека.
  4. Какие продукты наиболее полезны растущему организму.
  5. От чего зависит количество потребляемой пищи.
  6. Что такое режим питания.
  7. Почему питание должно быть разнообразным.
  8. Почему питаться надо умеренно.
  9. Какие продукты необходимо употреблять каждый день.
  10. Употребление каких продуктов питания может нанести вред здоровью.
  11. Поговорки и пословицы о правильном питании.

9. Как сделать сон полезным (1 час)

  1. Как спят животные.
  2. Зачем человеку сон.
  3. Как изменяется настроение и поведение человека в зависимости от качества сна.
  4. Сколько надо спать.
  5. Чего не следует делать перед сном.
  6. Что делает сон полноценным.

10. Настроение в школе (1 час)

  1. Какое бывает настроение.
  2. От чего зависит настроение.
  3. Что помогает сохранить хорошее настроение.
  4. Как улучшить свое настроение в школе.

11. Настроение после школы (1 час)

  1. От чего зависит настроение после школы.
  2. Чем лучше заняться после школы.
  3. Работа с пословицами.

12. Поведение в школе (2 часа)

  1. Как можно проанализировать свое поведение.
  2. От чего оно зависит.
  3. Как улучшить свое поведение в школе.
  4. Правила поведения на перемене, в гардеробе, в столовой.

13. Вредные привычки (2 часа)

  1. Какие бывают вредные привычки.
  2. В чем их опасность.
  3. Как от них избавиться.

14. Мышцы, кости и суставы (3 часа)

  1. Как человек движется.
  2. Растяжение мышц и связок.
  3. Переломы костей.
  4. Как укрепить свои мышцы и кости.
  5. Упражнения для формирования осанки (практическое)
  6. Правильная осанка.
  7. Правила для поддержания правильной осанки.

15. Как закаляться. Обтирание и обливание. (1 час)

  1. Почему закаленный человек болеет редко.
  2. С каких процедур надо начинать закаливание своего организма.
  3. Как принимать воздушные и солнечные ванны.
  4. Какие закаливающие процедуры ты знаешь.
  5. Как проводить закаливание зимой.
  6. Какие поговорки и пословицы о закаливании ты знаешь.

16. Обобщающий урок (1 час)

Устный журнал "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу".

Раздел 2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме продленного дня.

Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребёнка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.

В санитарно - эпидемиологических правилах СанПиН 2.4.21178-02 в разделе "Требования к режиму общеобразовательного процесса" рекомендуется:

Примерный объем двигательной активности обучающихся

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Виды оздоровительных мероприятий:

1. Гимнастика до учебных занятий (мин).

2. Физкультминутки на уроках (мин).

3. Подвижные перемены (мин).

4. Спортивный час в группах продленного дня (ч).

5. Участие в соревнованиях в учебном году (раз).

6. Дни здоровья и спорта.

Гимнастика до учебных занятий (вводная гимнастика):

Гимнастика, корректирующая осанку.

  • Упражнения: "Ходьба", "Котик", "Самокоррекция", "Елочки", "Кузнечики", "Аист", "Зимняя зарядка", "В лесу", "Гуси шипят", "Оглянись", "Равновесие", "Ехали".

Дыхательная гимнастика.

  • Упражнения: "Чудо - нос", "Охота", "Ныряние", "Шарик", "Паровоз", "Дыхательная медитация", "Каша шипит".

Физкультурные минуты во время общеобразовательных занятий:

Упражнения для снятия общего или локального утомления.

  • "Мы писали", "Листопад", "Самолет", "Вышли уточки на луг", "Хомка" и т. д.

Упражнения для кистей рук.

  • "Птичка", "Здравствуйте", "Лесная история", "Ребро, ладонь, кулак" и т. д.

Гимнастика для глаз.

  • "Круг", "Квадрат", "Покорчим рожи", "Часики", гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко.

Гимнастика для улучшения слуха.

Подвижные игры

В теплую погоду на воздухе.

- Групповые игры: "Коршун и наседка", "Найди себе пару", "Успей занять место", "Выше ноги", "Мяч в воздухе", "Третий - лишний" и т. д.

- Командные игры: "Успей взять кеглю", "Сбей мяч", "Бег с флажками", "Перемена мест" и т.д.

- Игры - эстафеты:

"Бег по кочкам", "Эстафета с обручами", "Скорый поезд" и т. д.

Зимой на воздухе.

- На площадке: "Не ходи на гору", "Скатывание шаров", "Залп по мишени", "Салки со снежками", "Осада снежной крепости" и т. д.

В помещении.

- Подражательные игры:

"Угадай, что делали", "Мы тоже можем так", "Пантомима" и т. д.

- Музыкальные игры, игры с пением, хороводами и танцы:

"Успей передать", "Кто успел, тот и сел", "Музыкальные змейки", "Если нравится тебе" и т. д.

- Веселые состязания и подвижные игры:

"Стул есть, да никак не сесть", "Неуловимый шнур", "Нос - ухо - нос" и т. д.

Раздел 3. Уголок здоровья.

Темы уголков здоровья:

  • "Режим дня - основа жизни человека"
  • "Дружи с водой!"
  • "Как сохранить хорошее зрение?"
  • "Уход за ушами"
  • "Уход за зубами"
  • "Уход за руками и ногами"
  • "Красивая кожа"
  • "Лакомств - тысяча, а здоровье одно"
  • "Сон - лучшее лекарство"
  • "Вредные привычки"
  • "Осанка - стройная спина!"
  • "Если хочешь быть здоров - закаляйся!"

 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Уроки здоровья

Методика работы с детьми строится в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. При этом обеспечивается развитие свойственных возрасту видов деятельности и познания и через них постепенно формируются у первоклассников качества, присущие школьнику.

Занятия с детьми разных видов: беседа, оздоровительные минутки, игры, комплекс упражнений, опыты и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, альбома здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но упражнения на релаксацию. Оздоровительные паузы можно комбинирую: включаю физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые

каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Занятия о пище, питании можно проводить прямо в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).

Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.

На этих уроках оценок нет. Можно дарить детям листики - карточки с добрыми словами, например: "Ты добрый человек". И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не следует реагировать отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность в себе, рождает неискренность.

В конечном итоге занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости и желание прийти на занятие снова.

Каждый ребенок в начале курса заводит свой альбом здоровья. Дети могут сами или с помощью педагога придумать название альбома, например: "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу", "Мое здоровье", "Хочу быть здоровым" и т. д.

После каждого урока здоровья подводятся итоги. Дети получают памятки по здоровью (по теме урока) для родителей, которые тоже помещают в свой альбом, записывают пословицы о здоровье, рисуют иллюстрации к теме занятия.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме продленного дня.

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме продленного дня относятся: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минуты во время общеобразовательных уроков, физические упражнения и подвижные игры малой интенсивности на переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.

Гимнастика до учебных занятий (вводная гимнастика). Ее цель - настроить учащихся на предстоящую учебную деятельность, повысить умственную работоспособность учащихся и предупредить негативные сдвиги в организме, связанные с длительным нахождением в неподвижной позе. Она состоит из 6 - 8 общеразвивающих упражнений формирующих осанку, правильное дыхание, упражнений на внимание. Продолжительность ее 5 - 8 минут. Рекомендуется проводить гимнастику организованно на школьной площадке (если позволяют погодные условия) желательно под музыкальное сопровождение. Комплекс упражнений меняется 1 раз в две недели.

Физкультурные минуты во время общеобразовательных занятий проводятся в момент появления признаков утомления детей (часто отвлекаются, разговаривают и др.) и состоят из 3 - 4 упражнений, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук и плечевого пояса. Перед проведением физкультурной минутки необходимо проветрить класс (открыть окна или форточки). Время проведения физкультурной минутки 60 - 80 секунд. Рекомендуется выполнять образно - имитационные упражнения, отображающие позы животных, охотников, а также использовать их во время выполнения домашних заданий.

Подвижные игры на удлиненных переменах ("час здоровья") проводятся с целью активного отдыха, повышения физической и умственной работоспособности, укрепления здоровья. Рекомендуются подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; различные спортивные аттракционы и состязания; элементы танцев; лазание и перелезания; катание на лыжах, нартах и др. Подвижные перемены в зависимости от погодных условий проводятся как на воздухе, так и в спортивном зале в течение 15 - 45 минут. Интенсивность упражнений должна снижаться к концу занятия, чтобы учащиеся были готовы к выполнению следующего вида деятельности.

Уголок здоровья.

Уголок здоровья комплектуется на стене в коридоре школы или в кабинете группы продленного дня. В уголке здоровья помещаются лозунги, таблицы, листовки, плакаты, рисунки, газеты, санитарно просветительская литература, творческие работы детей. Полезно иметь доску вопросов и ответов. Заголовок доски оформляется в виде лозунга "Спрашивайте! По любому вопросу охраны здоровья получите здесь ответ". По мере поступления вопросов вывешиваются ответы. Воспитатель ГПД советуется с медицинским работником по подбору материала для уголка здоровья.

Рекомендуется оформлять уголок после каждого урока здоровья.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Список литературы

  1. Васильков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся: Практико-ориентировочная монография - Ханты-Мансийск: ГУИПП "Полиграфист", 2003 г.
  2. Зайцева Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб: Издательство "Акцидент", 1997 г.
  3. Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе: Практическое пособие. - 2 - е изд. - м.: Айрис пресс, 2004 г.
  4. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практ. пособие / С.А. Исаева. - 3 - е изд. - М.: Айрис - пресс, 2006 г.
  5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно - методическое пособие. М.: Линка - пресс, 2000 г.
  6. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод. Пособие / [С.Д. Поляков, С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева и др.] - М.: Айрис - пресс, 2006 г.
  7. Попова И.Н. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа / И.Н. Попова, С.А. Исаева, Е.И. Ромашкова. - 2 изд. - М.: Айрис - пресс, 2006 г.
  8. Синявский Н.И., Власов В.В, Фынтынэ О.А. Программа по физическому воспитанию учащихся 1 - 4 классов на основе традиций коренного населения Ханты - Мансийского округа. - Ханты - Мансийск: Издательство "Институт повышения квалификации и развития регионального образования", 2003 г.