Вопросы искусства на уроках химии

Разделы: Химия


Вхождение России в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно-технического прогресса, однако реальная ситуация получения детьми того или иного уровня знаний не всегда отвечает предмету своей потребности.

В условиях модернизации современного образования особую роль приобретает интегративный подход к учебно-воспитательному процессу школы. Таким образом, оптимальный путь формирования эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности заключается в осуществлении интегративного подхода в условиях организации эстетического воспитания младших школьников

Интеграция возникает в том случае, если имеются ранее в чем-то разобщенные элементы, объективные предпосылки для их объединения,  причем не суммарно и рядоположенно, а посредством синтеза, и результатом такого объединения является система, обладающая свойствами целостности. На  развитие  педагогической  идеи  процесса  интеграции  существенно влияет прогресс научного познания.

В настоящее время используются различные способы  интеграции.  Это, прежде всего объединение нескольких учебных дисциплин в  единый  предмет. Однако можно объединять не только предметы, но и включать в изучение одной дисциплины вопросы из сферы общекультурного образования. Так на своих уроках химии для повышения интереса к изучаемому предмету, и в целях повышения общекультурного воспитания, я вожу изучение некоторых вопросов истории искусства.

В моей практике я уже сталкивалась с интересным элективным курсом. «Химия, история, искусство: перекрёстки и взаимодействия» –  программа курса под авторством доктора пед. наук, профессора И. М. Титовой (Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Естествознание» / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров.– М.:Вита-Пресс, 2004.) И взяв на вооружение замечательную идею, я решила использовать интеграцию вопросов искусства в свои уроки химии.

исторических фактов, мы На уроках можно выделять время для изучения дополнительно материала. Для того что бы получение нового материала не было сухим изложением разбиваем материал который используем на уроках на фрагменты, которые готовят ученики и учитель. Впоследствии материалы собираются воедино и оформляются. По итогам может быть оформлена целая книга, в которую включаются листы с каждого урока. В результате такой работы, можно собрать большой дополнительный материал, который можно использовать на дальнейших уроках, при проведении факультативов и на информационно-выставочных стендах. Мы в своей работе предпочитаем делать книгу форматом А3, на листы прикрепляем весь материал, который приготовили ученики (доклады, ребусы, загадки, интересные факты) и учитель (задания, тесты, общая информация). Иногда целесообразно, что бы ученики (выборочно и по желанию) создавали свою книгу-проект, по какой то наиболее привлекательной теме.

При подготовке к урокам ученики чаще создают сообщения, небольшие информационные карточки. Учитель может провести  творческие задания. Так, например, при знакомстве с ювелирными украшениями, можно предложить создать своё (виртуально или на листе бумаги) с описанием свойств металлов и камней, которые лучше использовать, объяснением как крепить камни, как обрабатывать изделие и пр.

Собрав материал воедино, его можно систематизировать по следующим категориям

1. Ювелирные украшения:

  • Использование металлов в искусстве, способы обработки (чеканка, теснение, насечка и пр.)
  • Ювелирные сплавы
  • История ювелирных украшений
  • Виды ювелирных украшений

2. Минералы в искусстве:

  • Алмазы (история, свойства, знаменитости)
  • Рубин, изумруд, хризоберилл и др. камни ювелиров
  • Мрамор

3. Живопись и другие виды искусства:

  • Стеклянные, хрустальные предметы искусства
  • Живопись и краски
  • Керамика
  • Использование металлов в изготовлении ювелирных изделий и предметов интерьера

Здесь приведены не все вопросы, которые можно взять на изучение, по желанию и возможностям можно пополнять.
Конечно не на всех уроках можно использовать такое объединение.  Ниже представлено распределение материала по урокам, на которых я использую такую интеграцию в 9 классе.

Темы уроков соответственно календарно-тематическому планированию Вопросы, которые можно включить при изучении основного материала
Тема 1. Металлы

1. Положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов. Л/о №2 Ознакомление с образцами  металлов.

2. Сплавы

3. Металлы в природе. Общие способы их получения.

4. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы

5. Соединения щелочноземельных металлов

6. Железо, его физические и химические свойства.

7. Генетические ряды Fe2+ и  Fe3+.

 

Чеканка и басменное теснение, насечка. Способы художественной обработки металлов. Символика металлов в жизни разных народов

Ювелирные сплавы. Чернение (искусство черневой гравюры)

История ювелирного искусства.

Мрамор в искусстве. Использование  гипса и алебастра в  отливки с художественных произведений.

Хризоберилл, рубин, изумруд – ювелирные камни.

Железо и сталь в искусстве, литьё, украшение оружия, домов и интерьера.

Соединения железа, применяемые для производства красок.

Тема 3. Неметаллы

1. Соединения галогенов Значение галогенов
2. Углерод.
3. Оксиды углерода (II) и (IY).
4. Угольная кислота
5. Карбонаты.
6. Кремний
7. Силикатная промышленность.
8. Обобщение по теме «Неметаллы».

 

Использование плавиковый кислоты для создания произведений искусства.

Знаменитые алмазы и их история. Бриллиантовый век ювелиров».
История создания стекла. Венецианское стекло. Богемское стекло. Витражное искусство.

История керамики, эмали.
Фаянс и майолика. Китайский фарфор
Акварель, акварельная живопись. Знаменитые художники, рисующие акварелью

Тема 5. Органические соединения

1. Понятие о спиртах.
2. Понятие об одноосновных карбоновых кислотах
3. Понятие о сложных эфирах. Жиры.
4. Понятие об аминокислотах
5. Реакции поликонденсации аминокислот. Белки

 

Искусство энкаустики
Роль уксусной кислоты  в приготовлении красок.

Масляная живопись. Состав и свойства растительных масел, применяемых в живописи.
Искусство иконописи. Темпера.

Привожу  фрагмент урока, на котором, можно произвести вкрапление в основной материал вопроса изучения эмалей.

Этап урока

Устный доклад с использованием слайдового показа  произведений искусства (работа ученика):

Одним из самых трудоёмких ручных работ по-праву считается эмалирование. Эмаль была известна ещё со времён Древнего Египта. Древнерусское название эмали «финифть», от греческого «фингитос» – означает «блестящий камень». Эмаль использовали для создания цветной поверхности на ювелирных украшениях и предметах обихода. Считается, что эмаль возникла случайно, в результате растрескивания и расплавления небольших вставок цветного стекла, которые раньше помещали между золотыми перегородками в золотых изделиях.

Эмаль широко использовалась в искусстве Китая, Трансильвании и Италии, а именно эмалью заполнялись контуры, образованные сканью (филигранью). В результате получалась так называемая эмаль по сканному узору, изящно и красиво. На Руси отдавали предпочтение эмалям мягкой сине-зелёной гаммы. Широкое признание миниатюры( в которой часто основой использовалась эмаль) привело к учреждению в 1779 г. В Академии художеств класса эмальерной живописи.

Процесс создания эмалей и прост и сложен одновременно. Известно, что стекло(оксид кремния) плавиться при высокой температуре. стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки. Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки. Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов по Цельсию. После обжига, порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой, в зависимости от типа эмали: прозрачный, или так называемый "глухой" – цветной непрозрачный слой эмали. Во время обжига эмалевый слой подвергается усадке, будучи насыпан до обжига по верхний край перегородки, он "опускается", становится ниже перегородки. Для полного заполнения ячейки, поэтому требуется неоднократный обжиг и пополнение обжигаемой эмали в ячейке. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от 5 до ста обжигам. Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может лишь основываясь на опыте и интуиции регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения из эмали, повторить его не в силах даже автор. Каждое произведение существует лишь в одном экземпляре, оно уникально. А сегодня самые знаменитые фирмы (Картье Л. Брицын И.) используют эмаль гильоше(эмаль по рисунку на металле) как визитную карточку.

Учитель:

На примере показанных произведений искусства мы можем сделать вывод, чтоэмаль может быть самого разно цвета. Например, у Фаберже, изделия которого известны по всему миру,  насчитывалось почти полторы сотни цветов и оттенков. Эмали, к тому же, могу быть как прозрачными, так и матовыми.

Мы уже сталкивались с тем, что многие металлы придают минералам и своим производным определённые цвета. Давайте, попробуем  определить какие цвета эмали мы могли получить при добавлении определенных  компонентов.

Компонент Формула Цвет эмали
Окись железа    
Окись марганца    
Окись кобальта    
Окись меди    

Современная эмаль готовиться по старинным рецептам: (запишем формулы веществ)

1 часть кварцевого песка(диоксид кремния)
1 часть бура (Декагидраттетраборатанатрия )
1 часть свинцового сурика(оксид свинца (II)

В заключение, хочу сказать, что введение необычного, нового материала, пусть и дозировано, подстёгивает и стимулирует детей на изучение предмета. Делает работу на уроке  интересной и познавательной.