Веселое путешествие на поезде знаний

Разделы: Внеклассная работа


Цель: способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей обучающихся.

Форма: соревнование с участием нескольких команд.

Оформление: раздаточный материал (перечень основных вопросов), призы для участников, музыкальное оформление, плакат, раздаточный материал (путевые листы (Приложение1), карты с заданиями), таблицы для подведения итогов конкурса.

План проведения мероприятия.

I. Организационная часть.

Ведущий (преподаватель) сообщает тематику и задачи мероприятия, представляет участников комиссии в составе четырех человек, они займут места за столом в стороне от команд.

  • Игра – марафон заключается в том, что каждая команда, совершая путешествие на поезде знаний, получает на каждой станции задания для участников. Задания могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
    Игра проводится с участием нескольких команд по 6 человек, команды формируются по списку группы.
    Команды располагаются за столами, расположенными в аудитории на некотором расстоянии друг от друга.
  • На каждом столе – табличка с названием станции и задания для участников команд. Всего станций – 6. Встречает команду на каждой станции дежурный и выдает задания. Знакомит с условиями каждого конкурса и критериями оценки ответов участников команд.
    Отметки о выполнении заданий делаются в путевом листе, который проводник (один из членов команды) получает в начале игры и передает дежурным различных станций.
    Время экскурсии по одной станции 7–10 минут.
  • По окончании игры будут подведены итоги.
  • Победитель получит приз.

Уважаемые будущие железнодорожники, сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, но очень интересное и познавательное путешествие. В пути вам очень пригодится знание и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность при выполнении заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

Ход викторины

  • Ведущий объявляет об отправлении поезда.
  • Проводники каждой команды, получив путевые листы, отправляются по разным станциям.

1. Станция “Город математики”. Решают коллективно. Через 5 минут начинают отвечать.

  1. Из 9 цифр составьте три числа так, чтобы их сумма была минимальна. Каждую цифру разрешается использовать только один раз. (3 б.)
  2. Физик, устав, лег спать в десять часов вечера; предварительно он завел будильник на 12 часов следующего дня. Сколько часов он успеет проспать, прежде чем его разбудит будильник? (1 б.)
  3. – Сколько стоит один?
    – Двадцать рублей, – ответил продавец в магазине хозяйственных товаров.
    – Сколько стоит двенадцать?
    – Сорок рублей.
    – Хорошо, дайте мне девятьсот двенадцать.
    – С вас причитается шестьдесят центов.
    Что покупал посетитель? (2 б.)
  4. Стороны треугольника равны 13, 18 и 31 см. Чему равна площадь треугольника? (1 б.)
  5. Разделите 50 на ½ и прибавьте 3. Сколько вы получите? (1 б.)
  6. Сколько месяцев в году содержит по 30 дней? (2 б.)
  7. – Вот вам три пилюли, – сказал доктор. – Принимайте по одной через каждые полчаса.
    Вы покорно соглашаетесь. Насколько вам хватит прописанных доктором пилюль? (1 б.)
  8. В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (1 б.)
  9. Две девочки родились в один и тот же день одного же месяца в один и тот же год и у одних и тех же родителей, но они не “двойняшки”. Объясните, как это может быть. (1 б.)
  10. Предположим, что кто-нибудь предлагает вам заключить пари на следующих условиях: ваш партнер ставит 1 доллар и утверждает, что если вы дадите ему 5 долларов, то он даст вам сдачи 100 долларов. Выгодно ли заключать такое пари? (1 б.)
  11. Как получить число 100 из цифр от 1 до 9. Цифры должны располагаться порядку, переставлять их не разрешается. (3 б.)
  12. – Ну, нет, – сказал как-то математик своему сыну, – на этой неделе я не собираюсь давать тебе лишние десять долларов. Однако, если хочешь, могу предложить одно рискованное предприятие.
    Мальчик тяжело вздохнул.
    – Что ты придумал на этот раз?
    – У меня есть десять хрустящих новеньких десятидолларовых банкнотов и десять бумажек по одному доллару; они тоже новые и хрустят. Все эти банкноты ты можешь распределить как угодно, но так, чтобы получилось два набора. Один набор положим в шляпу А , второй – в шляпу В. После этого я завяжу тебе глаза и, перемешав содержимое внутри каждой шляпы, положу одну шляпу справа от камина, а вторую слева. Ты должен будешь взять наугад одну из шляп и вынуть из нее одну бумажку. Если вынешь десятку – она твоя.
    – А если нет?
    – Будешь без разговоров целый месяц стричь газон.
    Мальчик согласился. Как он должен распределить по шляпам двадцать бумажек, чтобы максимально увеличить вероятность вытянуть десять долларов, и чему будет равна эта вероятность? (3 б.)
  13. Расставьте 6 стаканов в ряд так, как показано на рисунке. Три первые стакана наполнены водой, три последние пустые. Что нужно сделать, чтоб пустые и полные стаканы чередовались, если трогать разрешается лишь один (но любой) стакан. (1 б.)

Ответы.

  1. 169, 258, 347.
  2. 2 часа.
  3. Номера для дома.
  4. Нулю.
  5. 103.
  6. Все, кроме февраля.
  7. На один час.
  8. Тоже 10.
  9. Девочки-близнецы, родившиеся вместе с братом или сестрой (“тройня”).
  10. Невыгодно. Взяв ваши 5 долларов, партнер по пари может сказать: “ Я проиграл”,– и вручить вам свой доллар. Вы выиграете пари, но потеряете 4 доллара.
  11. 1+2+3+4+5+6+7+(8*9)=100.
    1+2+34-5+67-8+9=100
    12+3-4+5+67+8+9=100
    123-4-5-6-7+8-9=100
    123+4-5+67-89=100
    123+45-67+8-9=100
    123-45-67+89=100.
  12. Одну десятидолларовую в одну шляпу, остальные в другую. Вероятность того, что мальчик вынет десятидолларовую купюру из шляпы А, равна ½*1=1/2. Вероятность того, что он вынет такую же купюру из шляпы В, составляет ½*9/19=9/38. Сумма двух вычисленных вероятностей, равна 14/19 (что составляет почти ¾).
  13. Перелить воду из второго стакана в пятый и поставить второй стакан на место.

2. Станция “Информационная”. Решают коллективно. Через 5 минут начинают отвечать.

1) Что вы понимаете под фактами? Назовите известный вам исторический факт. (2б.)
2) Что вы понимаете под правилами? Приведите любое известное вам правило хорошего тона. (2б.)
3) От чего зависит, будет ли для вас информативным принимаемое вами сообщение? (2б.)
4) Какие виды информации получает человек с помощью своих органов чувств. (2б.)
5) С помощью какого органа чувств человек получает большую часть информации? (1б.)
6) Что означают слова Hardware и Software? (1б.)

Дополнительное задание. Во время ответа одного участника дежурному другие члены команды разгадывают кроссворд на ПК кроссворд. (Приложение 2 – папка CrossWord) (10 б)

Ответы (Станция “Информационная”).

1) Что вы понимаете под фактами? Назовите известный вам исторический факт.

Факты (декларативные знания)– это знания об определенных явлениях, событий, свойствах объектов, закономерностях. Формулировку факта можно начать со слов: “ Я знаю, что …”. Например: я знаю, что в битве за Москву Красная Армия одержала победу над фашистскими захватчиками.

2) Что вы понимаете под правилами? Приведите любое известное вам правило хорошего тона.

Правила (процедурные знания)– это знания, определяющие действия, необходимые для достижения какой-либо цели. Формулировку правила можно начать со слов: “Я знаю, как …”. Например: “Я знаю, как правильно вести себя за столом во время еды: нельзя громко разговаривать, жестикулировать и чавкать”.

3) От чего зависит, будет ли для вас информативным принимаемое вами сообщение?

Сообщение будет информативным для человека, если оно содержит сведения, являющиеся для человека новым и понятыми.

4) Какие виды информации получает человек с помощью своих органов чувств?

Человек с помощью своих органов чувств получает зрительную (визуальную), слуховую, обонятельную и осязательную информацию.

5) С помощью какого органа чувств человек получает большую часть информации.

С помощью глаз человек получает 90% информации об окружающем нас мире. Всего человек способен различить до 250 основных тонов и 5-10 млн. оттенков.

6) Что означают слова Hardware и Software? Аппаратное и программное обеспечение ЭВМ.

3. Станция “Русское слово” (русский язык и литература). Решают коллективно. Через 5 минут начинают отвечать.

1) Какие три известных произведения названы кличками собак? (2б.)
2) В каком произведении встречается этот девиз: “Один за всех и все за одного”? (1б.)
3) Кто и в каком произведении писал “на деревню дедушке”? (1б.)
4) Сюжеты, каких двух крупнейших произведений Гоголю подсказал А.С.Пушкин? (3б.)
5) Назовите сказки, в названии которых есть число 7. (1 б. за одно название)
6) Конь бежит, земля дрожит. Какое художественное средство используется? (1б.)
7) Что за невесту нашёл себе Иван на болоте? (1б.)
8) Назовите пять авторов, писавших и пишущих произведения для детей. (3б.)
9) Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (1б.)
10) Какаю, пьесу-сказку создал Островский под впечатлением природы в имении Щелыково Костромской губернии, куда драматург приезжал работать в летние месяцы? (2б.)
11) В честь, какой птицы назван город, в котором родился И.С.Тургенев? (1б.)
12) Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина думал, что “булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают”? (2б.)

Ответы.

1) Какие три известных произведения названы кличками собак? (“Муму”, “Каштанка”, “Белый Бим-чёрное ухо”.)
2) В каком произведении встречается этот девиз: “Один за всех и все за одного”? (“Три мушкетёра”.)
3) Кто и в каком произведении писал “на деревню дедушке”? (Ванька Жуков в произведении “Ванька” А.П.Чехова.)
4) Сюжеты, каких двух крупнейших произведений Гоголю подсказал А.С.Пушкин? (“Ревизор”, “Мёртвые души”.)
5) Назовите сказки, в названии которых есть число 7. (Семь подземных королей, Белоснежка и семь гномов, Волк и семеро козлят…) (1 б. за одно название.)
6) Конь бежит, земля дрожит. Какое художественное средство использует автор? (Гипербола.)
7) Что за невесту нашёл себе Иван на болоте? (“Лягушку”.)
8) Назовите пять авторов, писавших и пишущих для детей. (Успенский, Остер, Чуковский, толстой, Михалков.)
9) Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза.)
10) Какую пьесу-сказку создал Островский под впечатлением природы в имении Щелыково Костромской губернии, куда драматург приезжал работать в летние месяцы? (“Снегурочка”.)
11) В честь, какой птицы назван город, в котором родился И.С.Тургенев. (Орел).
12) Кто из героев сказок Салтыков-Щедрина думал, что “булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают”? (Генерал в “Сказке о том, как мужик двух генералов прокормил”.)

4. Станция “Планета Земля” (география).

1. Какое название полуострова говорит о его величине? (1б.)
2. Какая земля никогда не стариться? (1б.)
3. Какой город США носит то же название, что и костюмная ткань? (3б.)
4. Название какой рыбы при чтении наоборот дает название итальянского города? (3б.)
5. Назовите города, в которых четыре буквы “а”. (1б.)
6. Вспомните название рек, начинающихся с буквы “Д”. (1б.)

Ответы (Станция “Планета Земля”).

1. Какое название полуострова говорит о его величине? (Ямал)
2. Какая земля никогда не стариться? (Новая)
3. Какой город США носит то же название, что и костюмная ткань? (Бостон)
4. Название какой рыбы при чтении наоборот дает название итальянского города? (Налим-Милан)
5. Назовите города, в которых четыре буквы “а”. (Караганда)

5. Станция “Физический мир” (физика). Решают коллективно. Через 5 минут начинают отвечать.

1) В каких случая говорят, что на тело действует сила? (1б.)
2) Какие изменения происходят с телами при действии на них других тел? (1б.)
3) Давление – что это такое? (2б.)
4) Каким прибором измеряется давление? (1б.)
5) Как называется процесс, протекающий в газах и при котором температура остается постоянной? (1б.)
6) Сформулируйте основное положение МКТ? (2б.)
7) Что такое молекула? (1б.)
8) Что такое атом? (1б.)
9) Что называют количеством вещества? (2б.)
10) Что такое броуновское движение? (2б.)

Ответы.

Ответ № 1: Если на тело подействует другое тело, то можно сказать, что на тело действует сила.
Ответ № 2: Изменяется скорость тела.
Ответ № 3: Физическая величина, равная отношению силы, действующей на элемент поверхности.
Ответ № 4: манометр, барометр.
Ответ № 5: Изотермический.
Ответ № 6:
а) Все тела состоят из частиц атомов, молекул, в состав которых входят еще более мелкие (электроны, протоны, нейтроны).
б)Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотичном движении.
в) между частицами существуют силы взаимодействия.
Ответ № 7: Молекула – наименьшая частица данного вещества, обладающая его основными химическими свойствами
Ответ № 8: Атомом называется наименьшую частицу данного химического элемента.
Ответ № 9: Количеством вещества – это отношение числа N молекул (атом) в данном макроскопическим теле к числу Na(6*10 моль-1). Единица измерения МОЛЬ.
Ответ № 10: Броуновское движение-это тепловое движение взвешенных в жидкостях (или газах) частичек.

После завершения конкурсов, пока подводятся итоги, предоставить командам возможность “отдохнуть” и поразгадывать интересные головоломки на ПК программа “ГЛЮКИ”

Подсчет количества баллов счетной комиссией и объявление результатов веселого марафона.

II. Подведение итогов викторины.

  • Вручение призов участникам викторины.

Литература.

  1. Емельянова А.С. 300 вопросов и ответов по странам и континентам. Ярославль: “Академия развития”, 1977, 224 с.
  2. Аджиева Е.М. , Байкова Л.А. 50 сценариев классных часов. Москва: Центр “Педагогический поиск”, 159 с.
  3. М.И. Шилозе, В.А. Троянский, Л.В. Попова. Тебе, вожатый. Красноярск: Красноярский Государственный педагогический институт, 1969 г., 196 с.