Рабочая программа элективного курса "Как выбрать профессию" для учащихся 9-х классов

Разделы: Общепедагогические технологии


Элективный курс "Как выбрать профессию" призван оказать помощь учащимся 9-х классов в выборе профессии. Правильно сделанный выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт - формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей.

Цели курса:

  • оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х классов;
  • открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном и профессиональном развитии;
  • помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

В процессе освоения данного курса планируется сформировать у учащихся следующие представления:

  • о мире профессий, классификации профессий;
  • о требованиях к профессиональной деятельности;
  • о способах и источниках получения информации о профессиях;
  • о склонностях к определенной профессиональной деятельности.

Основные умения:

  • анализировать свои знания, умения, навыки;
  • оценивать профессиональные способности;
  • работать с диагностическим материалом;
  • планировать и целеполагать свою профессиональную деятельность;
  • публично защищать свою творческую работу.

Программа рассчитана на 6 занятий, в объеме 12 часов.

В рабочей программе курса 6 разделов. В первом разделе "Мир профессий" дается классификация профессий по типам и классам, обосновывается значение правильного выбора профессии.

Во втором разделе "Критерии выбора профессии" представлены темы "Наши ожидания от профессии" и "Определение профессиональной готовности". В разделе рассматриваются типичные ошибки при выборе профессиональной деятельности, даются советы по правильному анализу выбранной профессии.

Третий раздел "Наши интересы и профессия" рассматривает сферу профессиональных интересов, даются рекомендации по использованию профессиональных интересов при выборе сферы деятельности.

Четвертый раздел "Наши способности и профессия" включает изучение склонностей к определенным профессиям, профессиональных требований к способностям работника. Рассматриваются типы мышления, преобладающие в той или иной профессиональной деятельности.

В пятом разделе "Кто может оказать помощь в выборе профессии" изучаются способы и источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и др., а также "круги поддержки": семья, знакомые, друзья, учителя, специалисты профориентации.

Шестой раздел "Наше здоровье и профессия" включает ознакомление с медицинскими требованиями и противопоказаниями по определенным профессиям, их важности для сохранения здоровья и работоспособности человека.

Завершается изучение курса защитой творческих работ "Я выбираю профессию".

При реализации данной программы используются активные методы обучения, в форме учебной лекции, учебной дискуссии, деловой игры, публичной защиты творческой работы. Также используются методы самопознания в процессе выполнения тестов по изучению профессиональных склонностей, качеств, особенностей характера.

Содержание

Раздел 1. Мир профессий.

В результате изучения темы учащийся должен иметь представление:

  • о мире профессий;
  • о типах и классах профессий;
  • о месте профессии и труда в жизни человека.

Уметь:

  • выделять профессии по типам.

Тема 1.1. Значение правильного выбора профессии.

Мир профессий. Роль труда в жизни человека. Важность правильного выбора профессии. Понятие "правильный выбор профессии". Сущность понятий "профессионал" и "специалист".

Классификация профессий. Типы и классы профессий. Классификация Е.А.Климова по типам

  • по предмету труда: "Человек-техника", "Человек- природа", "Человек- знак", "Человек - художественный образ", "Человек- человек";
  • по классам - целям труда: гностические (цель - узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать); преобразующие (изготовить по образцу); изыскательские (придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу).

Практическое занятие №1 "Определение предпочтительного типа профессии".

Выполнение теста на определение предпочтительного типа профессии.

Раздел 2. Критерии выбора профессии.

В результате изучения учащийся должен иметь представление:

  • о критериях правильного выбора профессии;
  • о профессиональной готовности.

Уметь:

  • оценивать свои знания, умения, желания для профессиональной деятельности.

Тема 2.1. Наши ожидания от профессии.

Ошибки выбора: престиж, ожидание высокой зарплаты, должности, незнание рынка труда, востребованности профессии.

Обязательный учет профессиональных склонностей, способностей, умений для будущей работы, знание перспектив развития профессии.

Умение строить профессиональный план, ставить цели профессионального самопознания и самоопределения. Профессиональная готовность.

Практическое занятие №2 "Определение профессиональной готовности".

Выполнение теста на определение профессиональной готовности. [1].

Раздел 3. Наши интересы и профессия.

В результате изучения учащийся должен иметь представление:

  • о профессиональных интересах;
  • о типах темперамента человека.

Уметь:

  • классифицировать профессиональные интересы;
  • определять тип темперамента.

Тема 3.1. Когда работа интересна человеку.

Профессиональный интерес: сущность понятия, признаки, значение. Темперамент человека, его влияние на формирование профессионального интереса. Типы темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Взаимосвязь преобладающего типа темперамента и успешность человека в выбранной профессии.

Практическое занятие №3 "Карта интересов".

Выполнение теста на определение предпочтительной сферы деятельности. [3] Выполнение теста Г.Айзенка на определение преобладающего типа темперамента. [3].

Раздел 4. Наши способности и профессия.

В результате изучения учащийся должен иметь представление:

  • о способностях человека;
  • о типах мышления;
  • о профессиональных требованиях к работнику.

Уметь:

  • подбирать профессиональные требования в соответствии с выбранной профессией;
  • определять преобладающий тип мышления.

Тема 4.1. Требования профессии к личности работника.

Сущность и значение профессиональных требований. Квалификационные требования. Требования к личностным качествам работника: трудолюбие, ответственность, инициативность, самостоятельность, умение сотрудничать и др. Типы мышления: абстрактное, логическое, знаковое, образное. Преобладающий тип мышления и профессиональные задачи.

Практическое занятие №4. Выполнение теста на определение преобладающего типа мышления. [1].

Раздел №5. Кто может оказать помощь в выборе профессии.

В результате изучения учащийся должен иметь представление:

  • о способах и источниках получения информации по профессии;
  • о службах, осуществляющих профориентацию.

Уметь:

  • анализировать информацию по профессиональной сфере.

Тема 5.1. К кому обратиться за помощью в выборе профессии?

Способы получения информации о профессиях. Понятие о "кругах поддержки": семья, друзья, знакомые, учителя, профконсультанты Центра профориентации и Центра занятости населения.

Способы получения информации: газеты, журналы. Брошюры, справочная литература, ярмарки вакансий, ярмарки профессий, "Дни открытых дверей" и экскурсии на предприятиях и в учебных заведениях, Интернет, выставки "Карьера. Наука. Образование".

Практическое занятие №5.

Тест- методика Д.Кейрси для оценки типа темперамента для профессионального выбора. [2].

Работа с газетой "Работа и учеба", справочником "Куда пойти учиться" для определения списка востребованных профессий в Республике Коми и г. Сыктывкаре.

Раздел №6. Наше здоровье и профессия.

В результате изучения учащийся должен иметь представление:

  • о медицинских противопоказаниях по профессиям.

Тема 6.1. Медицинские противопоказания.

Требования по здоровью при поступлении на учебу по некоторым профессиям:

военные, химические, медицинские, строительные и др.

Итоговое занятие "Защита творческой работы по курсу "Я выбираю профессию".

Список литературы:

  1. Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М.: Просвещение. 1990.
  2. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.М. Типы темперамента в практической психологии. СПб.: Речь. 2003.
  3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов (Под науч. ред. Л.А.Обуховой.- М.: Вако, 2005, 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Приложение.