Урок-исследование: "Жизненные гарантии человека по рассказу В. Набокова "Облако, озеро, башня"

Разделы: Литература


… он думал о том, что всякая настоящая хорошая жизнь должна быть обращением к чему-то, кому-то.
В.Набоков

Гарантия - защита от неожиданностей, обеспечение чем-то.

- Сегодняшний урок – продолжение знакомства с творчеством Владимира Набокова, одного из интереснейших представителей Серебряного века и литературы русского Зарубежья.

Владимир Владимирович Набоков родился в родовитой и богатой дворянской семье в1899 году. Род Набоковых произошел от обрусевшего 600 лет тому назад татарского князя по имени Набок. Мать отца, рожденная баронесса Корф, была из древнего немецкого рода. По отцовской линии Набоковы состояли в родстве с Аксаковыми, Пущиными, Данзасами.

Дед матери – известный золотопромышленник и миллионщик Василий Рукавишников. Среди предков много служилых людей.

Отец, отказавшись от чиновной карьеры, адвокат, принципиальный англоман и один из лидеров партии кадетов, устно и печатно отстаивал необходимость для России конституционных свобод.

Мальчик вырастал в атмосфере просвещенного либерализма, избытка материальных и духовных благ.

Набоков получил великолепное образование сначала в Тенишевском училище, потом в Кембриджском университете в Лондоне. Он едва ли не ранее начал говорить (если не думать) на языке Шекспира, чем на языке Пушкина. Отец внезапно для себя обнаружил, что мальчик легко читавший и писавший по-английски, русской азбуки не знает.

Юный Набоков знал в совершенстве несколько языков, увлекался теннисом, велосипедом, шахматами и - особенно страстно и на всю жизнь - энтомологией.

В пору революции семья эмигрировала. Жили в Англии, Германии, во Франции, в США, последние годы провел в Швейцарии, где и похоронен в 1977 году.

Цели:

1. Выявить особенности творческой манеры В.Набокова.

2. Воспитывать добрые чувства к одинокому человеку, для которого потеря Родины обернулась неспособностью сопротивления жизненным обстоятельствам.

- Каковы ваши впечатления от рассказа? Как вы читали Набокова?

- Рассказ понравился. Он вызывает разные ощущения: и восхищение главным героем, его умением видеть и оценить прекрасное, и горечь от содеянного его попутчиками, и удивление мастерством писателя. Читать В.Набокова интересно.

- Кто герой рассказа?

“…Один из моих представителей, скромный, кроткий холостяк, прекрасный работник, милый, коротковатый человек..всегда аккуратно подстриженный, с умными и добрыми глазами ”.

- Что можно сказать о портрете ?

Портрет Василия Ивановича простой, нет метафор. Герой обыкновенный, незаметный человек, но из всех путешествующих только у него умные и добрые глаза! И если глаза - зеркало души, то только у Василия Ивановича обнаруживается душа.

- Каковы думы героя во время бессонницы?

“…Он плохо спал накануне отбытия. Почему? Не только потому, что утром надо вставать непривычно рано и таким образом брать с собой в сон личико часов, тикающих рядом на столике, а потому что в ту ночь ни с того, ни с сего ему начало мниться, что эта поездка, навязанная ему случайной судьбой в открытом платье, поездка, на которую он решился так неохотно, принесет ему вдруг чудное, дрожащее счастье, чем-то схожее и с его детством, и с волнением, возбуждаемым в нем лучшими произведениями русской поэзии, и с каким-то когда-то виденным во сне вечерним горизонтом, и с тою чужою женой, которую он восьмой год безвыходно любил (но еще полнее и значительнее всего этого). И кроме того он думал о том, что всякая настоящая хорошая жизнь должна быть обращением к чему-то, к кому-то”.

- Чем наполнена жизнь Василия Ивановича?

Василий Иванович (эмигрант из России) живет воспоминаниями детства, русской поэзией, безнадежной любовью, надеждой на счастье, верой в судьбу в “открытом платье”.

- Что подчеркивает метафора “судьба в открытом платье”?

Василий Иванович беззащитен в жизни, оголен, нет гарантий для счастливой жизни.

- Каково описание утра накануне поездки?

“…Утро поднялось пасмурное, но теплое, парное, с внутренним солнцем”.

- Чем занимается Василий Иванович в вагоне поезда?

Василий Иванович, сев в сторонке и положив в рот мятку, тотчас раскрыл томик Тютчева, которого давно собирался перечесть”.

Вдруг совсем неожиданно мы читаем парафраз: (мы слизь. Реченная есть ложь) на известный афоризм Ф.И.Тютчева “Мысль изреченная есть ложь)”. Вспомним стихотворение Ф.И.Тютчева “Silentium”.

Федор Тютчев

Silentium!*

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью - и молчи!..

* Молчание! (лат.).

- Какую жизненную позицию взял герой у Ф.И.Тютчева?

Василий Иванович живет в состоянии молчания, подчиняется судьбе в открытом платье, сохраняет свое одиночество, живет “внутренним солнцем”, обнаруживает свою неспособность противостоять окружающему миру. Чужая страна. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Отсюда горькая характеристика “Мы слизь”.

- В каких отношениях находится герой с окружающим миром?

Конечно, это конфликт, он за рамками рассказа, особенность конфликта – внутренний, так как герой в диалог не вступает (молчи).

- Как развивается конфликт?

“Василий Иванович, сев в сторонке и положив в рот мятку, тотчас раскрыл томик Тютчева, которого давно собирался перечесть … но его попросили отложить книжку и присоединиться ко всей группе.” “Василий Иванович ухитрялся наслаждаться мимолетными дарами дороги. И действительно: как это все увлекательно, какую прелесть приобретает мир, когда заведен и движется каруселью! Какие выясняются вещи! Жгучее солнце пробиралось к углу окошка и вдруг обливало желтую лавку. Безумно быстро неслась плохо выглаженная тень вагона по травяному скату, где цветы сливались в цветные строки. Шлагбаум: ждет велосипедист, опираясь одной ногой на землю. Деревья появлялись партиями и отдельно, поворачивались равнодушно и плавно, показывая новые моды. Синяя сырость оврага. Воспоминание любви, переодетое лугом. Перистые облака, вроде небесных борзых. Нас с ним всегда поражала эта страшная для души анонимность всех частей пейзажа, невозможность никогда узнать, куда ведет вон та тропинка, - а ведь какая соблазнительная глушь!”

- Каков язык?

Язык богат лексикой, метафоры, олицетворения. Василий Иванович фиксирует мельчайшие наблюдения. Пейзаж одушевленный или психологический. А тем временем конфликт нарастает.

“Его заставляли играть в скат, тормошили, расспрашивали, проверяли, может ли он показать на карте маршрут предпринятого путешествия,- словом, все занимались им, сперва добродушно, потом с угрозой, растущей по мере приближения ночи.

…все они сливались постепенно, срастаясь, образуя одно сборное, мягкое, многорукое существо, от которого некуда было деваться. Оно налезало на него со всех сторон”.

“Но вдруг на какой-то станции все повылезли, и это было уже в темноте, хотя на западе еще стояло длиннейшее, розовейшее облако, и, пронзая душу, подальше на пути, горел дрожащей звездой фонарь сквозь медленный дым паровоза, и во мраке цыкали сверчки, и откуда-то пахло жасмином и сеном, моя любовь”.

- С кем взаимодействует герой?

Только с собой и природой.

“От жары, от песен, которые надо было беспрестанно горланить, Василий Иванович так изнемог, что на полдневном привале немедленно уснул и только тогда проснулся, когда на нем стали шлепать мнимых оводов”.

“Поодаль Шрам, тыкая в воздух альпенштоком предводителя, обращал Бог весть на что внимание экскурсантов, расположившихся кругом на траве в любительских позах, а предводитель сидел на пне, задом к озеру, и закусывал.”

“А еще через час ходьбы вдруг и открылось ему то самое счастье, о котором он как-то вполгрезы подумал.

Это было чистое, синее озеро с необыкновенным выражением воды. Посередине отражалось полностью большое облако. На той стороне, на холме, густо облепленном древесной зеленью (которая тем поэтичнее, чем темнее), высилась прямо из дактиля в дактиль старинная черная башня. Таких, разумеется, видов в средней Европе сколько угодно, но именно, именно этот, по невыразимой и неповторимой согласованности его трех главных частей, по улыбке его, по какой-то таинственной невинности, - любовь моя! послушная моя! - был чем-то таким единственным, и родным и давно обещанным, так понимал созерцателя, что Василий Иванович даже прижал руку к сердцу, словно смотрел тут ли оно, чтоб его отдать”.

- Чем притягивает героя пейзаж? Что необычное в его изображении?

Бросается в глаза чудесная одушевленность пейзажа. Он вызывает чувство радости, родства. Это некое таинство олицетворенной гармонии, которую ищет Василий Иванович и держит внутри себя (Лишь жить в себе самом умей). Пейзаж пластический, зримый. Лексика цвета (черное, синее, зелень). Здесь надежда Василия Ивановича на счастье, которое он ищет. Пейзаж – воплощенная поэзия, далекая родина, любимая женщина.

Василий Иванович сердце готов ему отдать.

Таким образом, действуя на основе авторского повествования, читатель узнает о душевном состоянии героя с подачи рассказчика, так как Василий Иванович в диалог с обществом не вступает. Это внутренний психологизм.

Мировоззрение Василия Ивановича чуждо обществу, чужда русская пища, решение остаться непонятно. (…у него было с собой: любимый огурец из русской лавки, булка и три яйца. Огурец всех рассмешил, был признан несъедобным и выброшен в окошко). Богатство души Василия Ивановича известно только рассказчику, и он со слов героя создает пластико-психологические описания природы, где герой взаимодействует с природой, с ее красотой, и она вызывает ностальгию по прошлой любви, прошлой жизни, прошлому счастью.

Вера, надежда, любовь не покидает Василия Ивановича. Он живет мудростью в “себе самом”. Накал этих страстей вызывает красота озера, родство с озером и прошлым счастьем.

Всплеск эмоций выливается в бурное обращение к чуждому окружению, он доверяет “вслух” ему самое дорогое и тем самым нарушает обет молчания. Мысль изреченная стала трагедией для героя.

“Друзья мои, - крикнул он, прибежав снова вниз на прибрежную полянку. - Друзья мои, прощайте! Навсегда остаюсь вон в том доме. Нам с вами больше не по пути. Я дальше не еду. Никуда не еду. Прощайте!..

- Молчать! - вдруг со страшной силой заорал почтовый чиновник.

- Опомнись, пьяная свинья!

- Вы должно быть, действительно, подвыпили,- сказал он спокойно. - Или сошли с ума”.

- Выдержал ли Василий Иванович пытку?

Нравственные и физические пытки Василий Иванович не выдержал. Расправа над человеком толпы да еще с помощью российского кнута (…почтовый чиновник, побывавший в России, соорудил из палки и ремня кнут, которым стал действовать, как черт…) лишает веры, надежды, любви, желания жить.

Герой не мог бороться за свое человеческое достоинство, потому что у него отняли судьбой среду обитания, у него нет корней.

Ностальгия по прошлому, вращение в чужой среде, сформировали психологию полного одиночества, оно не смел претендовать на понимание из-за отсутствия корней.

“Сила, никогда не испытанная” вступила в борьбу в экстазе эмоционального взрыва и в момент предвкушения счастья самого простого и человеческого, нормальных земных гарантий на жизнь, это привело к трагедии, так как была непробиваемая стена, где жизнь ничего не стоила без традиций.

Лишенный корней, слова, веры и, последнее, надежды на будущее, Василий Иванович добровольно уходит из жизни. “Нет больше сил быть человеком. Это какое-то приглашение на казнь”.

Где бы ни был Набоков, он писал для России и о России.

- Какова творческая манера писателя?

Это поиски потерянной Родины, детства, счастья.

Язык Набокова богат необычной лексикой, метафоричностью образов, тонкими наблюдениями, одним словом, словесные кружева. В. Набоков – творец словесных галактик.