Интегрированный урок (история + география) по теме "Великие географические открытия". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели:

  • Совершенствование умений и навыков работы с картой;
  • Показать, что в результате экспедиции в неизвестные доселе европейцам страны в XV веке был открыт американский континент;
  • Углубить полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей;
  • Помочь учащимся понять, что Великие географические открытия явились крупным вкладом в науку, имели значительные последствия для развития европейской и мировой экономики, социальных отношений, культуры, повседневной жизни людей.

Актуальность: интегрированный урок наиболее яркий и оригинальный, позволяющий педагогу увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение практических заданий, которые проводит учитель географии.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся смогут:

  • совершенствовать свои умения и навыки работы с географической и исторической картой;
  • углубить полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей;
  • понять, что Великие географические открытия явились крупным вкладом в науку, имели значительные последствия для развития европейской и мировой экономики, социальных отношений, культуры, повседневной жизни людей.

Подготовительная работа: Создаются 4 группы по 5 человек. Распределяются роли: капитан, лоцман, матрос, кок, юнга, король. Два ученика готовят роль путешественников: Бартоломео Диаша и Васко да Гамма.

Оформление доски:

  • На доске 4 корабля. Каждая соответствует одной команде. На нём далее будет вывешиваться количество баллов после выполнения задания и в конце урока оценки выставляются с учётом заработанных баллов;
  • Плакат с причинами географических открытий;
  • Корабль с темой урока;
  • Настенная карта, атласы «Географические открытия и колониальные захваты в XV – середине XVII в.».

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение темы и целей урока.

II. Изучение новой темы

Рассказ учителя о причинах географических открытий.

Учитель истории: До конца века европейцы знали только три части света: Европу, Азию, Африку. Хотя около 1000 – ного года норманны добрались до Северной Америки, в других странах об этом не знали. И к концу XV века знания европейцев о Земле очень расширились, увеличилось производство товаров, и расширилась торговля. Итак, первой причиной является ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕХВАТКИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ.

В XV веке для поиска золота были организованны первые экспедиции в неизведанные страны. Самой заманчивой страной были Индия. Они думали: стоит лишь туда добраться, как сокровища потекут к ним рекой. Торговые пути с Индией и странами Азии находилась в руках арабов, которые перепродавали европейцам товары в несколько раз дороже. Вторая причина: ПОИСКИ НОВЫХ ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ В ИНДИЮ, которые не шли бы через Средиземное море и арабские территории. Да и турки – османы мешали торговать с Востоком – брали высокие пошлины.

Подумайте, какие причины, кроме названых выше, могли лежать в основе деятельности отважных путешественников?

(Ответы учеников.)

Третьей причиной является – СТРЕМЛЕНИЕ УЗНАТЬ О ДАЛЁКИХ ЗЕМЛЯХ.

Был такой купец Афанасий Никитин. Он жил в Индии с 1466-1472 года. Его караван на Волге был разграблен, возвращаться назад означало попасть в кабалу, в тюрьму. Никитин приобрёл товары, купил лошадь и отправился в Индию через Каспий и Иран. В 1469 году он прибыл в город Камбей. Тут выяснилось, что он был не только купцом, но и умным, заинтересованным наблюдателем. Он захотел, чтобы об этой стране узнало как можно больше людей. Приехав в Россию, он написал правдивое описание Индии бес прикрас, которое он назвал Хождение за три моря». Это было за 30 лет до путешествия Васко Да Гамма.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание для капитанов
(проводит учитель географии)

Учащимся предлагается карточки с описанием личности путешественника. Нужно его назвать.

Жил около 1469–1524 гг. в Португалии. Первым проложил морской путь в Индию, проведя свои корабли вокруг Африки. После чего получил звание адмирала.

Жил 1451–1506 гг.в Италии. Решив открыть путь в Индию, поплыл в западном направлении и совершенно случайно открыл Америку.

Исследовал западные берега Африки. Открыл мыс Доброй Надежды. Открыл путь к «Берегу Слоновой кости» и «Золотому берегу».

Жил около 1480-1521 гг. в Португалии. Во главе испанской морской экспедиции совершил первой кругосветное плаванье. Это путешествие доказало шарообразность нашей планеты и единство Мирового океана.

Рассказ учителя истории.

Давайте заглянем в историю. Португалия – страна отважных моряков. Главным занятием была морская торговля и рыболовство. В XV веке они стали совершать экспедиции вдоль западного берега Африки. Открытие земли назывались так: Невольничий рынок, Берег Слоновой кости, Чем говорят эти названия? Португальцы верили, что огибая Африку можно попасть в Индию.

Перед Вами Бартоломео Диаш и король.

Инсценированный учащимися диалог.

– Ваше величество, я пишу вам в печали и тоске. Прошу простить меня , что экспедиция не удалась, Путь в Индию не открыт.

Мои матросы подняли бунт. Слишком много испытаний пришлось нам выдержать. Долгое время мы шли у самых берегов Африки. Вам известно, что это самое жаркое место на свете. У нас осталось совсем мало продуктов. Самое страшное – это нехватка воды, она ценится в этих местах дороже золота. Жажда, сжигающая всё жажда. Жестокая лихорадка унесла жизни многих моих матросов. Сильные ветры порвали паруса.

Но мы всё – таки обогнули южную оконечность Африки. Мыс Доброй Надежды – так назвали мы самую южную точку Африки. Я нанёс на карту очертания африканских берегов. В Африке много рабов и земли. Я понимаю всю ничтожность моих объяснений, но уповаю на Ваше милосердие.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание для коков
Из предложенных терминов учащихся должны выбрать только те, которые соответствуют материку Африка.

Термины:

Слоновой кости
Золотой Берег
Водопад Виктория
Кордильеры
Сахара
Нил
Амазонка
Кенгуру
Пустыня
Рабы

Рассказ учителя истории об открытии Америки

Противники португальцев испанцы искали морские пути в Индию в западном направлении. Уже многие верили, что Земля имеет форму шара, и утверждали, что плывя на запад можно добраться до Индии более коротким путём, чем путём вокруг Африки.

(О биографии Христофора Колумба и его путешествиях, путешествиях Америго Веспучи учащиеся читают в учебнике: А.Я. Юдовская, П.А.Баранова. Новая история. 1500-1800. 7 класс, с. 15-18, М., Просвещение, 2003 г.)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание для матросов

Географический тест.

1. Назовите дату открытия Америки.

А) 1 декабря 1517 год;
Б) 12 октября 1492 год;
В) 20 сентября 1480 год.

2. В честь кого названа Америка?

А) Амиго – индейский друг;
Б) Америки Дало;
В) Америго Веспучи.

3. Откуда были завезены первые рабы?

А) Из Африки;
Б) Из Европы;
В) Из Австралии.

4. Какое звание получил Васко Да Гамма после открытия пути в Индию.

А) Генерал;
Б) Маршал;
В) Адмирал.

5. Кто из путешественников не пытался открыть морской путь в Индию?

А) Васко Да Гамма
Б) Фернан Магеллан;
В) Христофор Колумб.

Рассказ учителя истории: То, что не удалось Диашу, сумел осуществить Васко Да Гамма.

Инсценированный рассказ учащегося.

– Ваше величество, через четыре с половиной месяца после отплытия мы обогнули Африку, и вышли к её восточному побережью. Нога европейского путешественника ещё здесь не вступала.

Сильные бури, и встречные течения затрудняли плаванье. Матросы страдали от жары, умирали от болезней. Но мне удалось найти опытного лоцмана, который провёл корабль через Индийский океан.

С радостью в сердце сообщаю Вам, что в мае 1498 года португальские корабли бросили якорь у индийского города Каликут. Меня принял раджа.

Я приказал матросам закупить на берегу пряности. Но арабские купцы, боясь нас, уговорили раджу арестовать моих людей. В ответ я арестовал несколько знатных вельмож, которые осматривали мой корабль. Тогда раджа выпустил моряков и прислал за индийцами лодки. Но я приказал открыть огонь из пушек т и отказался вернуть пленников. Вскоре они будут доставлены к вам во дворец.

Наша экспедиция длилась два года, в пути погибло много матросов, но путь в Индию открыт. Пряности, которые мы привезли, в 60 раз дороже суммы, затраченной на организацию путешествия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание для юнг
Разгадывание кроссворда.

Рассказ учителя истории

Кругосветное путешествие Фернан Магеланна.

1519–1522 годах испанцы предприняли смелое рискованное путешествие с целью достижения Азии западным путём. Во главе экспедиции был храбрый и опытный моряк Фернан Магеллан. Флотилия из пяти кораблей пересекла Атлантический океан. Бесстрашно проплыли вдоль берегов Южной Америки, пока не открылся пролив на запад, названный позднее Магеллановым. Через это пролив корабли вышли в океан. Но они не знали, что это был океан. 4 месяца они плыли вперёд, погода была хорошей, и моряки назвали океан Тихим. Но мореплаватели были в трудном положении: продукты кончились, питались червивыми сухарями, пили протухшую воду. Многие болели и умирали.

Наконец добрались до Филлипинских островов. Здесь в стычке с местными жителями Магеллан погиб. Из 5 кораблей, на которых было 265 человек, вернулось только 19.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание для лоцманов.
Работа по контурной карте.

III. Итог урока

Домашняя работа

§ 2, ответить на вопросы в конце параграфа;
По итогам урока составить таблицу:

Великие географические открытия

Дата открытия Путешественники Совершённые открытия, значение путешествия
1487–1488 гг.    
1497 г.    
1492–1493 гг.    
1497 г.    
1500 г.    
1519–1522 гг.    
1642–1643 гг.    
1648–1649 гг.    

Составить план: значение Великих географических открытий с опорой на текст учебника стр. 21-22

Использованная литература (частично):

  1. Юдовская А.Я., Баранова П.А. Учебник: Новая история. 1500–1800. 7 класс, М.: Просвещение, 2003.
  2. Волкова К.В., Давыдова О.В. Тематическое поурочное планирование по новой истории. 1500–1800: 7 класс: к учебнику А.Я. Юдовской, П.А. Барановой. Новая история. 1500–1800. 7 класс (Серия «Учебно-методический комплект»). Изд-во «Экзамен», 2006.