Нереализованный умственный и душевный потенциал поколения 30-х гг. по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Дума"

Разделы: Литература


«Негодование всегда бесплодно»
Набоков В.В.

Жанр определен Лермонтовым.

Дума — жанр лиро-эпической поэзии, близкий к балладе. Таковы думы Рылеева. Все они имеют развернутые сюжеты. Дума Лермонтова не вписывается в это определение: в ней нет сюжета, нет индивидуальных характеров, только лирический герой.

Автор констатирует драматическую мысль о потерянном поколении современников, которые не могут реализовать свои умственные и духовные силы, что жизнь его безнадежно пуста и бесполезна.

Первые четыре строфы, объединенные этой мыслью, и создают драматический образ, изолированный от естественной жизни, предполагающей разумное действие на благо, добро. Лирический герой будто рассуждает с живым собеседником или с самим собой, несколько выводя из музыкального обычного ритма, приближая к прозе. В двухсложном ритме сочетаются ямб и перрихий.

Печально я гляжу на наше поколенье.
Богаты мы, едва из колыбели.

Что и сближает ее свольным рассуждением, с разговорной речью. В создании общего фона, в котором живет поколение, употреблены слова, рисующие мрак: «печально», «пусто иль темно», «под бременем», «состарится».

Драматизм конкретизируется и усиливается двумя образными сравнениями. Одно передает состояние одиночества лирического героя среди многоликой пирующей толпы, с которой он не разделяет общего традиционного пути.

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Автор без всякого сочувствия относится к сиротству поколения, отстранившегося, не принявшего традиционно «ровного пути», указывая конкретно на отсутствие главного: нравственных позиций, без которых невозможно существование мира и самой жизни, какого-либо равновесия в обществе да и в самом человеке.

К добру и злу постыдно равнодушны.
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию презренные рабы.

Поэтому с безжалостным сарказмом характеризуется жизнь поколения как постыдная, позорная, презренная.

Логическое обобщение дано в последних четырех строках выразительным образным сравнением, определяющим судьбу бесцельного пребывания в мире поколения.

Так тощий плод, до времени созрелый
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час.

Таким образом, мысль о несостоявшемся поколении, заключенная в четырех строках, вмещает самую высокую экспрессию речи, два интонационно-мелодических центра, окольцовывающих рассуждение, мысль.

Печально я гляжу на наше поколенье!

В стихотворении строго соблюдается перекрестная рифма: первая и третья — женская, вторая и четвертая — мужская. Мужская, закрывает четверостишие, строфу, ставит паузу. Рифма работает на создание образа, рифмующиеся слова будто бы совершенно простые становятся как бы немного больше натуральной величины, именно в них сосредоточена сила звучания.

  • Поколенье — сомненье
  • Темно — оно.
  • От колыбели — без цели
  • Умом — чужом.
  • Равнодушны — малодушны
  • Без борьбы — рабы.

Абсолютное большинство рифм по содержанию усиливают одна другую или импонируют одна другой, ведут к пониманию авторского замысла.

В последующих строфах драматизм и обреченность поколения конкретизируются: они в разладе с истиной современников лирического героя, с внутренним душевным раздвоением, с жизнью на два профиля, с живой душой, закрытой и задушенной маской. «Надежды лучшие и голос благородный» заглушила «наука бесплодная», надо полагать, этикету времени, нормам общественного ложного поведения, которые и ориентировали на наслаждение, а не на созидание.

«Ум» и «остаток чувства» в бездействии — «бесполезный клад», потому современники лирического героя лишены главного — любить, а это уже грех, ибо мир держится любовью к самому себе, к ближнему, к врагу своему. Отсутствие этих драгоценных свойств ума и души лирический герой откровенно выставляет на показ, декларирует.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

Раздвоенность души, отсутствие цельности выражены Лермонтовым двумя сильнейшими конкретными метафорами: холод — огонь, следовательно, ненависть и любовь.

И царствует в груди какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Что такое любовь?

  1. Тайна сия велика есть (Евангелие)
  2. Любовь — сила, спасающая человека.
  3. Любовь — божественное начало в человеке,
  4. Любовь — всепоглощающее чувство.
  5. Любовь — архимедов рычаг, движущий жизнью. (Гончаров И.А.)
  6. Любовь — это душевный антонов огонь. (Гончаров И.А.)
  7. Любовь — пристальное неослабевающее внимание друг к другу.

И это самое естественное чувство чуждо поколению, т.к. все определения предполагают труд души во имя ближнего и во имя жизни, это самопожертвование.

Приговор поколению вынесен автором в заключительной строке первой строфы, этой же мыслью начинается предпоследняя строфа.

В бездействии состарится оно.
Толпой угрюмою и скоро позабытой...

Не было бы трагического беспросвета, если бы Лермонтов не создал образа старшего поколения, «отцов». И здесь современное лирическому герою поколение не щадит поколение отцов и говорит о нем с неуважением. Характеристика отцам дается снисходительно-пренебрежительная, что «мы» со своим душевным разладом все же выше тех, которые отяготили их и ошибками, и прочими несовершенствами.

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом.
И предков скучны нам роскошные забавы…

Следовательно, в эпоху православной культуры поколение современников в нее не вписывается, пренебрегая евангельской заповедью: «Чти отца своего...». Так что содержание этих строк прямо противоположно библейской мифологеме и никакой параллели здесь усмотреть невозможно. Ведь «блудный сын» с покаянием возвращается к отцу, а он, в свою очередь, оказывает ему прощение и милосердие. На этих законах веками создавались взаимоотношения поколений. В «Думе» дети невольно наследуют от отцов только «ошибки», нет у них и доброй памяти об отцах.

В заключительной части, где подведен итог жизни современников лирического героя тот же повтор непочтения детьми отцов.

Потомок оскорбит презрительным стихом.

Но неожиданно всплывает тема новая, парадоксальная, иррациональная

…с строгостью судьи и гражданина
…насмешкой горькою обманутого сына.

Вдруг высокая лексика, рифмуются и звучат слова (гражданина – сына) выше своего значения именно в этом сочетании. Надежда? Подарок судьбы недостойным дедам и отцам?

Но это неоспоримое право М.Ю. Лермонтова: это его настроение в определенный день 1838 года, его память, его восприятие мира, его оценка поколений, его предположение, его мышление по отношению к бытию своей эпохи и будущей.

«Герой Нашего Времени...» это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в их полном раскрытии. ... нужны горькие лекарства, едкие истины.... болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!
А вот А.С. Пушкин.

Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем я собрал все черты, пленившие меня в наших летописях. «Нужно наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип».
Л.Н. Толстой.

«Если же жизнь иногда кажется мрачной, то только от близорукости. Для тех, кто умеет видеть, она предстает полной откровений и наслаждений».
В.В. Набоков.

Не нам судить мгновения вдохновенного лермонтовского порыва, право это священно. Но нельзя не сказать о том, что в эти же годы образ отцов он создает, наделяя их самыми высокими достоинствами.

Образ предшественника-поэта в стихотворении «Поэт»— недосягаемый идеал для Лермонтова

Бывало, медный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как Божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

В 1837 году Лермонтов создает образ целого поколения защитников России в стихотворении «Бородино».

Да. Были люди в наше время.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...

Это его же вдохновение, преисполненное любви и признательности.

Не лишне сказать об эпохе, как о явлении необъятном, разностороннем, где есть поводы и причины для страданий и радости.

«Времена не выбирают — в них живут и умирают».
Ахматова.

Но нельзя ее назвать эпохой мракобесия, беспросветной реакции, достаточно назвать имена созидателей поколения М.Ю. Лермонтова.

Белинский (1811-47), Романов А.Н. – царь (1818-81), Боткин В.П. – врач (1811-1869), Кокарев В.А. – купец (1317-89), Герцен А.И. – писатель (1812-1870), Пирогов Н.И. – хирург (1810-31), Огарев Н.П. (1813-1877), Бакунин М.А. – политик (1314-76), Гончаров А.И. (1812-1897), Зинин Н.Н. – химик-органик (1812-80), Тургенев И.С. (1818-1883), Пров Садовский – актер (1818-1872), Толстой А.К. (1817-1875), Серов А. Ник. – композитор (1820-1371), Кольцов А.В. (1809-1842), Даргомыжский А.С. – композитор (1813-1869), Гоголь Н.В. (1309-1852), Айвазовский – художник (1817-1901).

Каждый из творцов, которым нет числа, вносил свою лепту в искусство «Золотого века», реализуя свой духовный и физический потенциал.

В «Думе» М.Ю. Лермонтов перед читателем воспроизвел одну сторону человеческого бытия и выразил только муки своего сердца, а полноту и восторг жизнью той эпохи следует сочетать с его другими произведениями.