Урок русского языка "Однородные члены предложения". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: тренироваться в умении ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

1. Мотивация:

На доске надпись: МЕБЕЛЬ МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА.

Учитель: Прочитав эту надпись на торговом центре, я озадачилась. Почему у нас мебель подразделяется на мужскую и женскую?

Дети: Вы неправильно прочитали. Это одежда мужская женская.

Учитель: А почему я неправильно прочитала?

Дети: Нет знаков препинания.

2. Определение темы урока:

Учитель: Почему в этом предложении необходимы знаки препинания?

Дети: В этом предложении есть однородные члены.

Учитель: Найдите их и назовите тему урока.

Дети: Мужская и женская. Тема урока "Однородные члены предложения"

Учитель: Нам эта тема уже знакома? Какую цель ставим на сегодняшний урок?

Дети: Тренироваться в умении ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

(тема и цель открываются на доске).

ПРОГОВОР: (дети в парах рассказывают друг другу правило). Что такое однородные члены предложения?

- Кто готов произнести эталон?

Ученик: Однородные члены - это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Учитель: Если ваш сосед ответил также - поставьте ему 1 балл.

3. Работа с правилом:

Учитель: Проговорите друг другу в парах все известные вам случаи связи однородных членов и составьте графические схемы.

Взаимопроверка

(за каждую правильно составленную схему - 1 балл)

На доске открывается образец:

О, О, О О и О
О, а О О или О
О, но О

4. Работа по теме:

Спишите предложение с доски (знаки препинания не стоят):

ЛЕС РАДУЕТ НАС ВЕСНОЙ ЛЕТОМ ОСЕНЬЮ И ЗИМОЙ.

Учитель: Как узнать, есть ли в этом предложении однородные члены?

Дети: Разобрать по членам.

Учитель: С чего начинаем?

Дети: С грамматической основы. Далее - второстепенные члены.

Учитель: Что заметили?

Дети: Обстоятельства относятся к одному и тому же слову.

Учитель: Как связаны между собой однородные обстоятельства?

Дети: Интонацией перечисления и союзом И.

Учитель: Составьте схему.

Дети: О, О, О и О.

Учитель: Выполните упражнение 1. <приложение 1>

Кто делает быстро - поднимает руку. Я проверяю и, если всё выполнено верно, - вы становитесь консультантом и сами проверяете или консультируете это упражнение у своих одноклассников. За безошибочное выполнение - 5 баллов. За каждую ошибку минус один балл.

Учитель: Ну а теперь проверим, как хорошо вы усвоили материал. Вы выполняете по выбору упражнение 2 или 3. <приложение 1>

Самопроверка <приложение 2>

(по эталону на доске)

5. Итог:

- Какая цель стояла на уроке?

- Кто достиг цели урока без трудностей?

- А что делать, если трудности всё-таки возникали? (тренироваться)

Правильно. Тогда спишите домашнее задание с доски и подсчитайте количество баллов, заработанных на уроке. Поставьте оценки.

Баллы 13 - 14 11 - 12 8 - 10 Моя оценка
Оценка 5 4 3  

6. Домашнее задание: <приложение 1> упражнение 2 или 3 (по выбору), но не то, которое делали в классе.