Практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку "Средства выразительности языка"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте; подготовиться к выполнению задания В8 на ЕГЭ по русскому языку
  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Ход урока

Предварительные задания:

– парами: составить классификацию средств выразительности языка,

– индивидуально: написать синквейн “Средства выразительности”.

Этап урока

Хронометраж

Сопровождение

Орг. момент.

Приветственное слово учителя. Комментарии. Постановка цели.

Приветствие. Наше сегодняшнее занятие – “Средства выразительности языка” – имеет целью повторение терминов; развитие умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определение их роли в тексте; подготовку к выполнению задания В8 на ЕГЭ по русскому языку. Итогом сегодняшнего занятия будет решение задания В8.

2 мин.

на экране –тема урока (Приложение 1)

Вступительное слово учителя

На подготовительном этапе урока учащиеся получили задание: написать синквейн “Средства выразительности языка”.

(2 примера)

Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

– Для чего могут использоваться средства выразительности?

(Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности)

3 мин. на экране – примеры синквейнов

– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.?

В помощь – словари основных терминов. На экране – классическая классификация средств выразительности языка.

2 мин. классификация средств выразительности

(слайд),

на столах – словари терминов

На одном из занятий по подготовке к ЕГЭ мы работали с небольшим текстом Д.С.Лихачева.

Перед вами – фрагменты сочинений учащихся. Сопоставьте их и сделайте вывод о роли изобразительно-выразительных средств в сочинении.

Задание 1. Прочитайте текст Д.С.Лихачева.

  1. Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку.
  2. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
  3. Если человек рассчитывает приобрести все элементарные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
  4. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчить их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
  5. Он ставит себе цель, достойную человека.
  6. Только жизненно необходимая цель позволяет прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

(Д.С.Лихачев)

Сопоставьте варианты текстов сочинений. Сделайте выводы о роли изобразительно-выразительных средств в сочинении.

  1. Д.Лихачев поднимает в своей статье актуальную проблему. Часто трудно решить, соответствует ли самооценка человека действительному положению. Автор говорит о том, что мы можем определить правильность самооценки, если будем учитывать, какие жизненные цели ставит человек.
  2. Как часто говорят: “У него заниженная самооценка, у него завышенная”, но задумывались ли вы, как можно измерить степень точности самооценки? Д.Лихачев помогает нам найти ответ на этот весьма актуальный вопрос.

Оказывается, это очень просто, если учитывать жизненные цели человека.

5 мин. в раздатке –текст Д.С.Лихачева и фрагменты сочинений
На следующем этапе урока мы предлагаем, пользуясь всеми доступными источниками, решить кроссворды по вариантам. 5 мин. Кроссворды “Стилистические фигуры”, “Тропы” (Приложение 2,

Приложение 3)

В языке есть средства выразительности, определение которых традиционно вызывает затруднение у учащихся.

Эвфемизм – разновидность перифразы. Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.

Синекдоха – частный случай метонимии: обозначение целого через его часть.

  1. И слышно было до рассвета, // Как ликовал француз.
  2. “Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?”
  3. Весь город обсуждал это событие.
  4. Северная столица России.
  5. Все флаги в гости будут к нам.
3 мин. слайд – “Назовите виды тропов в предложениях”
До этого момента мы работали и фронтально, и в группах. Теперь я предлагаю вам попробовать свои силы индивидуально. Перед вами – тест, состоящий из 15 вопросов. В поле “Ответ” вы вводите цифру, обозначающую правильный ответ (без скобки).

Задание 6. Решение индивидуального теста .

Посмотрите, каков уровень ваших знаний – указано количество баллов.

10 мин. Тест “Средства выразительности языка”

(Приложение 4)

Итоговое задание: В8.

10 мин. Текст с заданием В8.

Подведение итогов. Рефлексия.

1 мин.  

Решение задания В8. (текст читает предварительно готовившийся ученик)

Прочитайте текст и выполните задание В8

(1) Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного из активных деятелей французского Сопротивления. (2) Вначале ему предложили вступить в сговор с тайной полицией.

(3) Но схваченный подпольщик с негодованием отверг эту сделку.(4) Тогда от уговоров палачи перешли к пыткам. (5) Невозможно даже вообразить, через что пришлось пройти этому мужественному человеку. (6) Но ни адская боль, ни разрывающий душу страх перед неизбежностью, ни щедрые посулы – ничто не смогло сломить его волю. (7) Пытки стали еще более жестокими, еще более изощренными, палачам уже хотелось не столько вырвать нужную информацию, сколько победить узника. (8) Мужество подпольщика они воспринимали как бессмысленное упрямство человека, бросившего вызов их не знающему пределов могуществу. (9) Они были твердо уверены в том, что сломать можно любого, просто одни терпят день, другие неделю, но рано или поздно перед судьбой даже герои встают на колени.

(10) Как же бесил их этот безумный фанатик! (11) Уже казалось, что ничем невозможно поколебать его твердой, как гранит, решимости. (12) Но однажды его пригласили в кабинет, предложили переодеться в хороший костюм, велели принять душ, побриться, привести себя в порядок. (13) Потом посадили в машину и повезли по цветущему Парижу. (14) Завели в кофейню, угостили горячим шоколадом. (15) Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чем-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внука пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья…

(16) Жизнь шла своим чередом. (17) От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего, в ту сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов. (18) Его никто ни о чем не спрашивал. (19) А он задавал себе один и тот же вопрос: зачем я умираю? (20) Ну вот я умру, умру в страшных мучениях ради этих людей, которые даже не знают о моем существовании, ради этого перепачканного кремом ребенка, ради этой темноволосой девушки, которая не сводит глаз со своего парня… (21) Какое им дело до меня, до моих переломанных костей, до моих страданий, до моей жизни?.. (22) Так неужели я обязан мучиться ради тех, кому моя жертва не нужна?

(23) В камеру его нарочно везли по самым красивым улицам, жизнь стучала в стекла машины, звала его остаться… (24) И тогда он произнес: “Ладно”. (25) Сказал тихо. (26) Но его услышали. (27) Сказал только одно слово. (28) Но его поняли…

(29) Через месяц его выпустили… (30) Раньше было нельзя, чтобы не вызвать подозрений у соратников по подполью. (31) Он пришел в то же самое кафе… (32) Но там не было ни бабушки с ее внуком, ни той влюбленной парочки… (33) И почему-то на улице не шелестели деревья и не пахло травой. (34) Было тихо, было неестественно тихо, и это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы. (35) Он сыпал в кофе сахар, одну ложку, вторую, третью… (36) Но кофе все равно был горький, как будто его сварили из полыни.

(По А.Авдееву)

Прочитайте фрагмент рецензии.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки.

B8. Автор текста, используя такие средства выразительности, как _________ (“…жизнь стучала в стекла машины, звала его остаться” в предложении 23) и ___________ (предложения 21, 22), передает смятение в душе узника. ___________(“как гранит” в предложении 11, “словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана” в предложении 17) придают тексту образную яркость. Такое синтаксическое средство, как __________ (предложения 26-28) интонационно выделяет кульминационный момент текста.

Список терминов:

1) сравнительный оборот
2) эпитет
3) метафора
4) термины
5) цитирование
6) парцелляция
7) ряды однородных членов
8) риторические вопросы
9) диалектизм

Подведение итогов. Рефлексия– синквейн.