Дополнительная общеобразовательная программа "Вышивка"

Разделы: Технология


Возрождение народных промыслов - составная часть освоения национальной культуры учащимися сельских школ.

Рукоделие всегда и у всех народов было в большом почёте. Один из самых распространённых и любимых его видов - вышивание. Вышивка отражала жизнь конкретного народа, украшала одежду, жилище, быт. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Древний Вавилон был известен своими вышивками, на Руси вышивка бытовала ещё в домонгольский период (по свидетельству археологов). На протяжении столетий вышивка выполнялась шёлком, золотом, серебром, драгоценными камнями, жемчугом и бисером.

Изучение вышивки как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.

Данная программа разработана мною на основе программы "Народные промыслы", опубликованной в журнале "Сельская новь", 2001 год и примерной программы "Художественная вышивка" С. Е. Маркуцкой, опубликованная в журнале "Школа и производство" № 2 за 2002 год, а также использовался "Сборник авторских программ дополнительного образования детей" 2002 года.

Предлагаемая программа может быть реализована в Шушенском районе, в школе, в рамках кружка. Базовый период обучения - 1 год. Предназначена для детей 11 - 14 лет, что соответствует 5 - 8 классам. Оптимальное количество членов кружка - 12 -15 человек. Программой предусмотрено обучение детей из различных социальных категорий, детей с отклонениями по состоянию здоровья. Группа занимается 3 часа в неделю, всего - 108 часов в год.

Желательно, чтобы перед началом набора в школах была организована и проведена презентация программ дополнительного образования. Комплектование целесообразно проводить во второй половине сентября, после того как в школе уже уточнено расписание уроков. Информация о наборе в кружок (краткие сведения о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) должна быть своевременно доведена до сведения учащихся. Прилагается "Обращение к школьникам" - приложение 1.

Программой предусмотрено проведение диагностической работы. В начале учебного года проводится анкетирование по выявлению мотива выбора обучаемыми данной деятельности, с целью реализации принципа индивидуализации процесса обучения. Ежеквартально заполнять график посещаемости и наполняемости для выявления рейтинга данного курса. Прилагается анкетирование "Изучение мотивации выбора обучающимися данного курса" - приложение 2. Данная диагностическая работа является инструментом, позволяющим оценить эффективность программы.

Дополнительная общеобразовательная программа направлена на становление следующих ключевых компетентностей:

  • познавательная компетентность (знание истории вышивки и развитие вышивки на современном уровне, овладение опытом самопознания);
  • организаторской компетентностью (планирование и управление собственной деятельностью по изготовлению изделия с элементами вышивки, владение навыками контроля и оценки собственной и совместной деятельности в процессе выполнения проекта);
  • информационная компетентность (способность работать с различными источниками информации, проводить анализ и отбор нужной информации для выполнения вышитого изделия);
  • коммуникативная компетентность (владение способами презентации себя и своей деятельности, уметь принимать и передавать необходимую информацию);
  • социокультурная компетентность (соблюдение норм поведения в окружающей среде, умение работать в коллективе);

Овладение знаниями и умениями не только обогатит духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, т. к. одним из результатов изучения прикладных искусств является способность поставлять на рынок товаров уникальный продукт, а также осуществить допрофессиональные пробы. Познакомиться с профессиями вышивальщицы, дизайнера, художника - модельера и т. д.

Основными целями программы являются:

  • воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
  • овладение практическими навыками и умениями художественно - творческой деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа;
  • выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений через практическую деятельность.

Основными задачами являются:

  • научить основным приёмам вышивки и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно - прикладного творчества;
  • создавать необычные, оригинальные произведения декоративно - прикладного творчества;
  • принимать участие в конкурсах, выставках, ярмарках.

Программа "Художественная вышивка" включает в себя теоретическую часть, которая подкрепляется практической частью.

Первая включает в себя: историю возникновения и многообразие вышивки, характеристику современного вышивального оборудования, применение вышивки при оформлении интерьера и в отделке швейных изделий, правила ухода за вышитыми изделиями, основы композиции, цветоведение, организацию труда и т.д.

В практическую часть входит выполнение работ с использованием различных приёмов и способов выполнения вышивки, что позволит проявить творческие способности каждого учащегося.

Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном искусстве с учётом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.

Программа способствует:

  • развитию чувства красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности;
  • оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни;
  • приобщению детей к национально-региональным особенностям искусства Красноярья;
  • умению находить варианты решения одного интерьера, используя специфику цветовой гаммы и дизайна в декоративно-прикладном искусстве;
  • созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ;
  • приобретению навыков общения в профессиональной среде;

Программа "Художественная вышивка" составлена с учётом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с учётом современной жизни и интересов учащихся.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

Отличительной особенностью данной программы является изучение народных традиций вышивки на территории Красноярского края. В программе уделяется большое внимание экскурсиям в музеи, выставочные залы и просто прогулки на природе, где учащиеся познают окружающий мир, знакомятся с различными видами художественного и декоративно - прикладного искусства, с историей и традициями, познают красоту и неповторимость цветовой гаммы, наблюдают и изучают природные формы (деревьев, цветов, трав, животных и насекомых, красоту неба) и т.д. Всё познанное и увиденное отражается в работах обучаемых.

С целью расширения кругозора проводятся встречи с людьми творческих профессий, в том числе и с местными вышивальшицами. Организуется совместная работа с детьми других профилей декоративно - прикладного искусства.

Большое внимание в работе с детьми уделяется приобщению к национально - региональным особенностям, к знанию родного края. Этому будет способствовать тесное сотрудничество с государственными учреждениями культуры - музеем И. Ярыгина и этнографическим музеем - заповедником "Шушенское".

Следующей отличительной особенностью будет являться краеведческая работа в посёлке и создание своего уголка старины.

Ещё одной отличительной особенностью является применение компьютерных технологий. Предлагается использовать диски "Вышивка" и "Женское рукоделие", которые позволят учащимся самим создавать схемы, творчески подходить к выполнению работы.

Умение много (и хорошо!) делать своими руками - залог уверенности в себе. "То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л. С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить самостоятельно: Исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня". Этому во многом способствует выполнение творческих проектов. Именно творческий проект открывает большие возможности для самореализации личности, но и требует активной самоотдачи, инициативы и ответственности. Поэтому следующей отличительной особенностью реализации данной программы является выполнение проекта и его защита.

На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии материалов, качественной обработке изделий и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, а также используются здоровьесберегающие технологии. В связи с тем, что учебное занятие длится 3 часа и здоровью детей может быть нанесён вред, предлагается комплекс упражнений для снятия у учащихся утомления, гимнастики глаз, коррекции осанки и т. д. Прилагается комплекс упражнений "Профилактика утомляемости на занятиях по рукоделию" - приложение 3.

Более результативной реализации программы "Художественная вышивка" будет способствовать владение учителем художественного мастерства и компьютерной грамотности.

Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные (теория и практические), прогулка, экскурсия, конкурсы, выставка, театрализованное занятие, презентация, беседа, лекция и т. д. Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с аудиторией и виды деятельности.

Стимулирует интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игр, конкурсов, театрализованных представлений и т. д. В зависимости от поставленных целей используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемные, частично - поисковые и т.д.

Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с различной литературой. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, ребята создают свою работу, а не пользуются готовыми наработками. В этой деятельности выделяются более одарённые дети. Остальные же пользуются готовыми материалами, а со слабыми ведётся дополнительно индивидуальная работа.

Индивидуальный подход в работе создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого обучаемого. Именно индивидуальный подход в обучении даёт раскрыться и утвердиться "трудному подростку", болезненному ребёнку, социально незащищённому, замкнутому в себе. Поэтому для реализации данной программы в процессе работы предлагаются анкетирование как родителей (приложение № 4), а также анкетирование детей (приложение № 5).

Обучаемым всегда даётся возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив. Коллективное выполнение заданий наиболее эффективная форма.

Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях. Предлагается "Карточка учёта творческого роста и результативности обучения" с оценочными критериями - приложение № 6. Результатом обучения реально является вывод на уровни:

1 уровень - базовый.

  • ознакомление с историей вышивки, её многообразием;
  • ознакомление с творческими профессиями;
  • ознакомление с инструментами и материалами, применяемыми в вышивке;
  • освоить правила ТБ;
  • освоить способы перевода рисунка на ткань;
  • освоить стежки и строчки (тамбурный, стебельчатый, рококо и т. д.);
  • освоить основные законы построения композиции, цветоведения;
  • освоить способы ВТО вышитого изделия;
  • освоить технологический процесс изготовления вышитого изделия;

2 уровень

  • организовать трудовой процесс: рабочее место вышивальщицы;
  • переводить рисунок на ткань;
  • составлять цветовое решение по данной композиции;
  • запяливать ткань в пяльцы;
  • работать с информационной и технологической документацией;
  • осуществлять подбор материалов и приёмов вышивки при изготовлении вышитого изделия;
  • уметь оформлять готовое вышитое изделие;
  • участие в конкурсах мастерства внутри школы, в районных конкурсах;

3 уровень

  • проектировочная деятельность;

Учебно - тематический план (приложение № 7).

Занятие 1. Цели и задачи. Общие сведения о вышивке. Народные ремёсла и промыслы России. Общие сведения о вышивальных традициях родного края, народных мастерах, характерные черты местной вышивки. Проведение анкеты: "Почему я выбрал этот курс?" (комбинированное занятие, словесно - наглядные методы).

Занятие 2. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для вышивки. Правила безопасности труда, санитарии, гигиены и организация трудового процесса. Отслеживание первоначального уровня (конкурс "Лучший знаток вышивки", прогулка).

Занятие 3. Понятие "эскиз", "рисунок", "композиция", "орнамент", "раппорт", "ритм". Анкетирование.

Законы построения композиции. Построение растительных и животных орнаментов в полосе и прямоугольнике. Цветовой круг. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение. Применение вышивки в быту. Оформление жилища и отделка швейных изделий вышивкой. Расположение вышивки на швейном изделии. Возможности использования ПВЭМ в составлении композиции вышивки. Способы выявления потребностей общества в вышитых изделиях. Выбор изделия для выполнения проекта. Себестоимость изделия. Составляющие компоненты стоимости вышитого изделия (выполнение вышивки, материалы, рыночная цена, затраченное время, качество изделия и т. д.). Пути снижения стоимости изделия: рациональная организация технологического процесса и т.д. ( комбинированное занятие, задание открытого типа - согласно законам композиции выполнить эскиз, рисунок или составить орнамент).

Занятие 4. Классификация вышивки. Внешние отличия вышитых работ, выполненных ручным и машинным способами. Знание особенностей профессии "вышивальщица" (комбинированное, словесно - наглядные методы).

Занятие 5. Подготовка к вышивке: способы перевода рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка, запяливание в ткань. Дизайн и его роль в создании товаров и услуг. Знание особенностей профессии "дизайнер" (комбинированное занятие,словесно - наглядные методы с практическим закреплением).

Занятие 6. Технология вышивки, основные способы и приёмы. Знание особенностей профессии "художник - модельер" (комбинированное занятие, словесно - наглядные методы с практическим закреплением).

Занятие 7. Общие сведения о строении и принципе работы вышивальных автоматов и полуавтоматов. Характеристика современного вышивального оборудования. Машинная вышивка и вышивка на вышивальных автоматах. Технология, способы вышивки. ( Лекция).

Занятие 8. Посещение выставки, встреча с местными вышивальщицами. Знакомство с их творчеством, передача опыта. Отслеживание первоначального уровня, полученного вне объединения. (Творческая встреча, беседа).

Занятие 9. Технология, способы и приёмы вышивки. Влажно - тепловая обработка вышитого изделия: стирка, подкрахмаливание, утюжка. Способы отделки края вышитого изделия. Обработка угла (комбинированное занятие, словесно - наглядные методы ).

Занятие 10. Оформление выставки. Метод проекта. (Выставка, лекция).

Занятие 11. Выбор изделия для выполнения проекта с применением компьютерных технологии (комбинированное занятие).

Занятие 12. Выполнение проекта (комбинированное занятие).

Занятие 13. Выполнение проекта (комбинированное занятие).

Занятие 14. Выполнение проекта (комбинированное занятие).

Занятие 15. Выполнение проекта (комбинированное занятие).

Занятие 16. Выполнение проекта (комбинированное занятие).

Занятие 17. Выполнение проекта (комбинированное занятие).

Занятие 18. Выполнение проекта (комбинированное занятие).

Занятие 19. Защита проекта (презентация).

Занятие 20. Экскурсия в государственный этнографический музей - заповедник "Шушенское" (экскурсия)

Занятие 21. Оформление выставки. Краеведческая работа. (Выставка).

Занятие 22. Организация и проведение встречи с детьми других профилей декоративно - прикладного искусства и совместная работа с ними. Общие сведения о ремеслах. (Театрализованное занятие)

Занятие 23. Выбор изделия для выполнения проекта с применением компьютерных технологий (комбинированное занятие).

Занятие 24. Расчёт стоимости вышитого готового изделия. Подготовка к работе. Выбор технологии, способов и приёмов вышивки (комбинированное занятие).

Занятие 25. Выполнение проекта (комбинированное занятие).

Занятие 26. Выполнение проекта (комбинированное занятие).

Занятие 27. Выполнение проекта (комбинированное занятие).

Занятие 28. Выполнение проекта (комбинированное занятие).

Занятие 29. Выполнение проекта (комбинированное занятие).

Занятие 30. Выполнение проекта (комбинированное занятие).

Занятие 31. Выполнение проекта (комбинированное занятие).

Занятие 32. Выполнение проекта (комбинированное занятие).

Занятие 33. Защита проекта (презентация).

Занятие 34. Конкурс профессионального мастерства. Промежуточное отслеживание творческого роста и результативности обучения (конкурс).

Занятие 35. Экскурсия на выставку в музей г. Саяногорска (экскурсия).

Занятие 36. Выставка работ учащихся. Оформление уголка старины. Итоговое отслеживание творческого роста и результативности обучения. (Театрализованное занятие).

Обучаемые знают: классификацию вышивки, её историю и многообразие; эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для вышивки; способы влажно - тепловой обработки вышитого изделия; технологический процесс изготовления вышитого изделия и пути снижения его себестоимости; правила безопасности труда; способы перевода рисунка на ткань, способы выявления потребностей общества в товарах и услугах; основные законы построения композиции; имеют представление о принципиальном устройстве вышивального автомата, а также знакомы с творческими профессиями декоративно-прикладного характера.

Обучаемые умеют: организовать трудовой процесс, рабочее место вышивальщицы; технически правильно выполнять приёмы вышивки; осуществлять влажно - тепловую обработку вышитого изделия; рассчитывать стоимость вышитого изделия; работать с информацией и технологической документацией; переводить рисунок на ткань; составлять цветовое решение по данной композиции; запяливать ткань в пяльцы.

Форма подведения итогов: выставки, конкурсы, защита проектов, оформление уголка старины: всё это будет способствовать развитию творческой активности. Лучшие работы участвуют в районных и краевых выставках, а также могут быть использованы при оформлении интерьера школы. Можно представить работы на ярмарках и массовых мероприятиях.

Кадровое обеспечение программы: педагог ДО, образование высшее, имеющий практический опыт вышивки и владеющий художественным мастерством, а также компьютерной грамотой.

Методические пособия:

Альбомы образцов вышивок по всем темам вышивки с детальным описанием изготовления вышивки, способами применения и украшения одежды, предметов быта.

Различные дидактические материалы по всем темам вышивки, изготовленные своими руками.

Сменный стенд "Сегодня на занятии" с образцами вышивок по изучаемой теме.

Сменный стенд работ учащихся.

Диск "Вышивка", "Женское рукоделие".

План воспитательной работы

Индивидуальная работа:

  • На первых занятиях провести анкетирование детей и родителей с целью изучения мотивов к деятельности в декоративно - прикладном творчестве.
  • Вначале учебного года выявить наиболее способных детей, к их обучению подходить индивидуально, по специально разработанной программе обучения, в зависимости от склонностей ребёнка.
  • Провести соответствующую работу с родителями, к концу учебного года подготовить с детьми персональные выставки для итоговых выставок.
  • Организовать взаимопомощь в выполнении заданий.
  • Провести работу с целью выявления детей из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей и оказать таким детям помощь при посещении занятий.
  • Выбрать родительский комитет и с его помощью проводить мероприятия, пополнять материальную базу.
  • Установить связь с предпринимателями с целью привлечения спонсорской помощи.

Культурно - массовая работа:

Принимать активное участие в выставках декоративно - прикладного творчества, конкурсах профессионального мастерства, ярмарках.

В каникулярное время посещать музеи, театры, выставки.

Воспитательная работа:

В процессе работы предлагается анкета для родителей (исследования по вопросу воспитания детей и организации разумного досуга).

Результаты ответов помогут педагогу совершенствовать работу по организации образовательного процесса, сделать его более содержательным и интересным, а также в дальнейшем определить, какая именно помощь нужна Вам для общения с ребёнком в семье.