Урок внеклассного чтения. Викторина по сказке "Три толстяка"

Разделы: Начальная школа


У современных детей все реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать их читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями помогут уроки внеклассного чтения. Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников родному языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащихся доступной им по содержанию разнообразной литературы. В ходе внеклассного чтения детская литература используется учителем как мощный фактор воспитания. У учащихся формируются целесообразные читательские интересы, желание постоянно обращаться к книгам для удовлетворения общественных и личных потребностей, а также знания, умения и навыки, позволяющие детям действовать при выборе и чтении нужных книг самостоятельно и квалифицированно. Самостоятельное детское чтение - это индивидуальное молчаливое общение ребенка с кругом доступных книг и избранной для чтения книгой без непосредственной помощи учителя или другого квалифицированного читателя. Цель внеклассного чтения в третьем классе не меняется: у учащихся по-прежнему должна выработаться привычка, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать доступные детские книги.

Викторина - один из видов работы, активизирующий познавательную деятельность учащихся, развивающий память, внимание, наблюдательность, приносящий радость.

Согласно словарю русского языка С.И.Ожегова, викторина представляет собой "игру в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой".

Исследователь Ю.Ганичев выделяет следующие цели викторины:

  • проверить уровень полученных знаний;
  • стимулировать самостоятельное изучение материала;
  • развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникативность, таким образом, викторина - это не просто игра, а одна из форм контроля знаний

Цель: создание условий для обобщающего повторения, расширения и углубления читательского кругозора, познавательных. интересов, индивидуальных склонностей учащихся и формирования желания, умения читать книги и контроля знаний по книге "Три Толстяка".

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с историей написания книги и творчеством писателя;
  • развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; умение работать в парах,
  • сообща, приходить к общему мнению;
  • формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать
  • учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику
  • содержательного и занимательного проведения досуга;
  • воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных литературных героев.

Вид урока: обобщающий урок.

Тип урока: урок викторина.

Средства обучения:

  • книга "Три Толстяка" Ю.К. Олеша;
  • карточки с жетонами, названиями команд;
  • магнитофон с фонограммой песни "Песенка жука";
  • компьютер, мультемедио

Ход урока

1. Эмоциональный настрой учащихся к уроку.

Стихотворение читает ученица

Книги, книги! Мои дорогие друзья,
Вас хранит благодарная память моя:
Что бы выпало мне, что бы статься б могло
И куда б, и к чему мое сердце легло,
Что ценил бы я в жизни, любил с той поры,
Если б вы не вошли в мир беспечной игры?
Если б вы не открыли в свой срок предо мной
Горизонты мечты необъятной людской?
Если б с книгой навек мне судьба не дала
Жажду знанья и поиска, жажду добра. (Нил Галевич)

- Сегодня мы совершим путешествие по сказке Юрия Карловича Олеша "Три Толстяка"

2. "Кем был этот человек?"

Рассказ подготовленных учащихся.

Олеша Юрий Карлович (1899-1960), русский прозаик, драматург. Родился 19 февраля (3 марта) 1899. Отец, обедневший польский дворянин, был чиновником. Родным языком был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу. В воспоминаниях Олеша писал: "В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе". Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение "Кларимонда" (1915) было опубликовано в газете "Южный вестник". По окончании гимназии в 1917 году поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. Окончил гимназию и приехал в Москву. Олеша работал в редакции железнодорожной газеты "Гудок" литературным правщиком-редактором.

Книга Ю. Олеши "Три Толстяка", созданная в период строительства социализма в молодой стране Советов, рассказывала о людях, которые, прогнав трёх толстяков, впервые вздохнули свободно, почувствовали себя счастливыми. Истоки этой сказочной истории лежат в реальных событиях.

Начало 20 века: а) кризис производства: быстрое развитие промышленности, промышленных товаров много, сбыта нет. Предприниматели сокращают производство, увольняют людей, снижают зарплату.?

3. Приветствие команд.

Дружные

Знайки

Читающие

Умники

4. Работа учащихся.

Презентация викторины.

Вопросы викторины с ответами.

  1. Кто такой Гаспар Арнери? Доктор, учёный
  2. Чего боялся доктор? Дождя и ветра
  3. Самое интересное место за городом? Дворец трёх Толстяков
  4. Кто такой Просперо? Оружейник
  5. Кто такой Тибул? Гимнаст
  6. Что делали гвардейцы, чтобы найти Тибула? Сжигали кварталы рабочих
  7. Как спасся гимнаст Тибул? С площади Звезды, через люк
  8. Кто вылез из камина доктора? Тибул
  9. Кого залепили в торте, замазали кремом? Учителя танцев
  10. Кому отнесли торт? Трём Толстякам
  11. Чем владел первый Толстяк? Хлебом
  12. Чем владел второй Толстяк? Углём
  13. Чем владел третий Толстяк? Железом
  14. Сколько лет наследнику Тутти? Двенадцать
  15. Почему он плакал? Гвардейцы испортили куклу
  16. Кукла в виде: Кукла в виде девочки
  17. Кому решили поручить отремонтировать куклу? Доктору
  18. Кто помог удрать продавцу шаров? Поварята
  19. В кого доктор превратил Тибула? В негра
  20. С чем перепутал Тибул капусту? С головой продавца
  21. Кто был на стороне трёх Толстяков? Богатые
  22. К какому времени нужно было починить куклу? К утру
  23. Что случилось с куклой? Доктор потерял куклу
  24. Где увидел доктор похожее на куклу?В балаганчике, у клоуна
  25. Как звали девочку? Суок!
  26. Что предложил доктор Суок? Стать куклой наследника
  27. Какая просьба была у доктора? Освободить пленников от казни
  28. Какую хитрость придумал доктор? Якобы кукла снова стала безжизненной
  29. Какая странность была у Тутти? Сердце было железное, стучало как часы
  30. Попав во дворец, Суок приняла решение, какое? Найти клетку с оружейником Просперо
  31. Толстяки решили воспитать Тутти - :.Толстяки решили воспитать Тутти злого и жестокого
  32. Где был ключик от клетки Просперо? На шее Тутти
  33. Ключ оказался у Суок. Каким образом? Тутти заслушался рассказом
  34. Суок нашла клетку, но : Просперо был очень слаб
  35. От чего жирели три Толстяка? От волнения они много ели
  36. Откуда был выход из дворца? Из кастрюли
  37. Кто предал Суок, кто рассказал действия девочки в зверинце? Попугай
  38. Кто победил трёх Толстяков? Народ!
  39. Что с ними сделали?Трёх Толстяков загнали в клетку, в которой когда - то сидел Просперо
  40. Что значит Тутти? Тутти - "разлучённый"
  41. Кто такой Тутти? Брат Суок
  42. Что значит Суок? Суок - "вся жизнь"

5. Музыкальная пауза.

Звучит фонограмма песни "Песенка жука".

Учащиеся встают в круг и произвольно танцуют.

6. Продолжение работы учащихся.

7. Подведение итогов.

Учитель с учащимися подсчитывает количество жетонов в каждой команде и у каждого учащегося, которые были получены в ходе викторины.

- Вы хорошо потрудились. Все были активными, дружными, все заслуживаете благодарности!

Поздравление победителей.

8. Итог урока. Кто много читает, тот много знает!