Игровое логопедическое занятие как форма развития познавательных процессов у младших школьников

Разделы: Логопедия


Тема: “Дифференциация звуков [б]-[п] в словах”

Цели:

  • уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [п] и [б];
  • выделение звуков [п] и [б] из начала и середины слова; развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками [п] и [б];
  • соотнесение звуков [п] и [б] с письменными буквами П и Б;
  • обогащение и расширение словаря за счет слов – паронимов;
  • дифференциация предлогов ПОД и ИЗ-ПОД;
  • коррекция внимания, памяти;
  • воспитание интереса к сказкам.

Ход занятия

  1. Организационный момент
  • Догадайтесь, какие звуки я задумала.

Губы сжаты, струя воздуха их не открывает. Язык не работает. Когда произношу первый, голосовые складки работают, мы его произносим с голосом и шумом. При произношении второго звука голосовые складки не работают, звук произносится без голоса, слышится только шум ([б],[п])

  • Назовите слова со звонким звуком [б].
  • Назовите слова с глухим звуком [п].

Выполнившие задание дети садятся.

  1. Артикуляционная гимнастика
  • Подражаем мы лягушкам
    Тянем губы прямо к ушкам.

Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем….
А сейчас раздвинем губы-
Посчитаем наши зубы.

Бублик мы изобразили-
Плавно губы округлили –
Их теперь нельзя смыкать:
Бублик надо удержать

  1. Сообщение логопедической темы.
  2. На доске картинки: палка, полка, бабочка, барабан.

    - Какой первый звук в названиях этих картинок? ([б], [п])

    Сегодня мы продолжим работу по различению (дифференциации) звуков [п]-[б]

  3. Анализ артикуляции и характеристика звуков [п]-[б].
  • Определение общего в артикуляции звуков [п]-[б].
  • Определение отличия в артикуляции [п]-[б].

На доске – артикулярно- акустические схемы звуков: положение губ, положение языка, воздушная струя, звонкий звук или глухой, соотнесение с печатной буквой.

Соотнесение с письменными буквами (рисунки 1, 2)

Белкин хвост на Б похож,
Посмотри, здесь Б найдешь.
Петушок-то как хорош!
Хвост на букву П похож!

  1. Чтение
  2. -Ой, подул ветерок и к нам спускается облако.

    -Какой звук слышится в слове облако? (Звук [б])

    - А на облаке Волшебница. Что у нее в руке? (Волшебная палочка)

    -Волшебная палочка может превратить одно слово в другое. Прочитайте и расскажите как превращались слова: пар-бар, палка-балка, почка-бочка. порт-борт, пил-бил.

  3. Развитие фонематического слуха.

1) Письмо.

-Откройте тетради и запишите “Различай П – Б”.

-Логопед произносит слово и показывает картинку, дети записывают буквы б или п в зависимости от того, какой звук слышится в слове. После письма логопед просит детей вспомнить все названные слова. По мере того, как дети вспоминают слова, на доске выставляются картинки: булка, пальма, рыба, цыпленок, репка, яблоко, ботинки, сапоги, тапки.

2)Отгадывание загадок.

-Давайте попросим нашу Волшебницу, чтобы к нам пришли герои из сказок. Отгадайте загадки и вы узнаете героев сказок – наших гостей:

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный
На земле и под водой
Искал ключик золотой.
(Буратино)

В сказке мерил он Удава,
Был спокоен и умен.
Про него друзья сказали:
“Ой, парит, он, наш орел!”
(Попугай)

3) К нам пришли гости, их надо угостить. На доске картинки с изображением яблока, репы, помидора, капусты.

  • Назовите, что будет есть Попугай? (слова с глухим звуком)
  • Назовите, что будет есть Буратино? (слова со звонким звуком)
  • Какая картинка здесь лишняя? Почему? (Яблоко- фрукт, а остальные – овощи)
  1. Физкультминутка
  2. 1,2,3,4,5
    Будем мы маршировать,
    Будем мы маршировать-
    1,2,3,4,5
    В руки палочку возьмем,
    В сторону их разведем,
    Палочку к груди прижмем.
    Снова руки разведем.
    Раз присядем, два и три.
    Веселы мы и бодры!

  3. Письмо.
  4. -В кабинете спрятаны подарки для наших гостей. Волшебная Палочка поможет их найти. Постарайтесь запомнить, где лежали подарки.

    Дети находят подарки и записывают названия подарков в два столбика:

    в первый – для Буратино, во второй – для Попугая (шапка, будильник, почка, зебра, лопата, труба). В процессе работы уточняется, какой звук слышится в слове, звонкий он или глухой, место звука в слове. Дети выкладывают звуковую схему слова платок.

  5. Работа над предлогами и предложением.
  • Где лежали подарки? (под столом, под партой, под шкафом и т.д.)
  • Какой предлог слышится во всех ответах на мой вопрос?
  • В каких случаях мы пользуемся предлогом под? (Предмет находится ниже чего-нибудь). (Рисунок 3)
  • Откуда мы доставали подарки? (из-под стола, из-под парта, из-под шкафа и т.д.)
  • Какой предлог вы использовали в своих ответах? (из-под)
  • В каких случаях в речи мы употребляем предлог из-под? (предмет находится под другим предметом, направляется из этого места). (Рисунок 3)
  • Подберите слова – признаки к словам – предметам Буратино
  • А теперь расскажите, как мы искали подарки, составьте предложение по схеме. (Схема нарисована на доске)

Рисунок 3

  1. Работа со словами – паронимами и словами – синонимами.
  2. - Нам осталось найти последний подарок. За подарком отправится …Коля. Логопед шепотом дает задание ребенку.

    - Что делает Коля?

    - Коля бежит за подарком.

    - Назовите слово- действие в этом предложении (бежит).

    - На доске записаны предложения: Река бежит. Зерно бежит из мешка. Молоко бежит из кастрюли. Замените слово бежит словами близкими по смыслу: Река течет. Зерно сыплется из мешка. Молоко льется из кастрюли.

  3. Самостоятельная работа
  4. -Волшебнице так понравилось, как вы работаете, что она решила подарить вам подарки. Вставьте буквы Б или П и вы узнаете, что это за подарки.

    Волше…ная.. ..алочка , скатерть-само…ранка, са…оги- скороходы.

  5. Итог занятия
  • Чему учились на занятии? (различать звуки)
  • Назовите сходство и различие звуков [п]-[б]

Рисунок 1

Рисунок 2