Проект "Пусть всегда будет завтра"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Аннотация

Рядом с нами каждый день дети. Дети разные; чаще всего из неполных семей, из семей неблагополучных. Возросшее бродяжничество, наркомания  (в том числе, употребление психоактивных веществ) и токсикомания из года в год значительно «молодеют» …

У детей подростков преобладают физиологические потребности над эмоционально-волевым контролем своего поведения. Это одна из причин наркомании.

Основная проблема данного проекта – это профилактика и реабилитационные меры силами родителей (прежде всего), педагогов, общественности, воспитание культуры здорового образа жизни.

Реальность нашего времени такова, что мало выявить проблему, определив её горячие точки. Одной из сегодняшних задач является оказание конкретной помощи и соучастие в судьбе подростков на долю которых выпали физические и моральные испытания.

Содержание программы направленно на:
– формирование психологической готовности у родителей и детей к принятию проблемы наркомании (употребление психоактивных веществ);
– антинаркотическое воспитание, профилактику ассоциального поведения;
– обеспечение эмоционального благополучия у ребенка; включение ребят в активную творческую деятельность;
– привлечение внимания родителей к проблемам детей и подростков; влияние на ребят прежде всего через родителей.

Движущей силой нашей деятельности является вера в возможность благого воспитательного воздействия «Вера в силу добра в человеческой душе определяет во многом действенность наших усилий, нашего обращения к личности ребенка». Пессимизм в  воспитании и обучении равносилен тому, чтобы заживо похоронить возможное радостное будущее ребенка» (по выражению Ш.А. Амонашвили)

Улучшение здоровья ребенка одна из самых перспективных форм оздоровления всего общества.

«Каков в гнезде – таков и в полете»

(Пословица)

Наркотики и наркомания – это беда. Беда эта страшная, и распространяется она в России стремительно.
Приведем лишь некоторые цифры, которые говорят о масштабах и глубине поражения наркотиками нашего общества: 2% населения имеют стойкую наркотическую зависимость; за последние 10 лет наркомания среди детей подростков возросла в 10,2 раза, и сегодня насчитывается более полумиллиона детей – наркоманов.
Наркоситуация ухудшается по всей России, и этот процесс сопровождается неуклонным «омолаживанием» тех, кто попал в зависимость от страшного недуга.
Этот год дал всплеск нового вида наркомании для нашего города – злоупотребление психоактивных веществ.
По данным медико-социальных исследований средний возраст приобщения к психоактивным веществам снизился до 14,2 среди мальчиков и 14,6 лет среди девочек.
В 2002 году на учете в российских органах здравоохранения состояло 43,5 тысячи обучающихся и студентов, допускающих немедицинское потребление наркотических и психотропных веществ. При этом прослеживается устойчивая взаимосвязь между ростом случаев наркомании среди несовершеннолетних и ростом числа противоправных действий, совершаемых детьми и подростками в наркотическом опьянении.
У преобладающего большинства детей и подростков отсутствует психологическая защита, ценностный барьер, препятствующий приобщению к психоактивным веществам. Подросток, начинающий принимать наркотики, оказывается в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны любопытство, которое преобладает у подростка, желание подражать; с другой – безучастность (или некомпетентность) окружающих и, прежде всего, родителей.
Характерно, что из числа опрошенных детей и подростков около 38% пробовали на первом этапе бросить прием психотропных веществ, но потом снова продолжали их употребление.
При этом около 50% не представляли, куда можно обратиться за помощью при наркотических проблемах.
Ситуация усугубляется и тем, что в недалеком прошлом ранняя зависимость от психотропных веществ поражала преимущественно детей из неблагополучных семей, родители которые вели асоциальный образ жизни. Эту группу детей можно было определить как «группу риска» и вести с ней целенаправленную профилактическую работу.
На сегодняшний день число малолетних наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из благополучных слоев общества, из семей с высоким достатком. Как правило, в подобных случаях невысокие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой подростков, связанной с легкодоступными деньгами. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую молодежную субкультуру, ведущей ценностью которой является свободное, бездумное времяпрепровождения в сочетании с наркотизацией как стиля жизни.
Особенно восприимчива к развитию пагубного пристрастия психика подростка 12-15 лет. В этом переломном возрасте независимо от поведения родителей, молодой человек стремится ослабить связи с ними. Он замыкается в себе, время от времени проявляет агрессивность. Становится резким в отношениях со взрослыми, противится их воле.
Но следует учесть и то, что из-за напряженности в экономической сфере, семья меньше уделяет внимания детям. В итоге многие подростки оказались, по существу, в социальном вакууме, где они никому не нужны. Снижается роль родителей в воспитании детей. Есть основание говорить об особом кризисе семейных отношений. Основной заботой многих родителей становится добыча средств к существованию.
…Что составляет главную заботу земледельца? Семена для будущего урожая – это для него основная ценность. И как бы ни было голодно и плохо житье-бытье, никогда крестьянин не проест эти семена; от порчи убережет их.
Дети – те же семена, в которых закодирована судьба Отечества… Молодежь,  попавшая в зону социального риска, не уверена в своем будущем, даже боится его. Сегодняшние подростки испытывают потребность в идеале, а видят вокруг только идолов, отсюда общее тревожное настроение, попытка уйти от проблем порой с помощью наркотиков.
По данным ЮНЕСКО наша страна занимает 41-е место по интеллектуальному развитию молодежи, тогда как в 50-е годы – третье. И это тоже есть последствия наркомании…

Каковы же причины того, что в нашем городе такой всплеск употребления психоактивных веществ?!

Мы считаем, что, прежде всего, это –

  • Безрецептурная продажа препаратов: «Терпинкод», «Коделак». «Тетралгин», «Седал-М».
  • Доступная цена по сравнению с другими препаратами.
  • Бесконтрольность со стороны родителей, отход от проблем воспитания, поэтому часто подростки, не обретшие себя в личной жизни, обделенные вниманием лаской, пониманием, любовью, впадают в зависимость.

Мы пытались своими силами решить как-то эту проблему после того, как увидели зимой, что территории вокруг городских аптек постоянно буквально усеяны коробочками из-под данных лекарств. Здесь же всегда ранним утром валяются пустые упаковки, то есть все 10 таблеток съедались сразу же, не отходя от аптеки. Обращались в аптеки, ответ однозначен: рецепт для продажи не требуется   

Обращались к мэру города Мирного С.Ю. Александрову, было выступление на профсоюзной конференции ПЭТС и ЖХ, чтобы родители присмотрелись к своим детям. Все воспринимают информацию и обеспокоенность весьма положительно; но для более масштабной работы нам не хватает порой знаний, умений для оказания помощи родителям, детям, для привлечения общественности. Поэтому решили разработать программу для целенаправленных дальнейших  действий.

Мировой опыт показывает, что в борьбе с распространением наркомании самым эффективным средством является профилактика на ранних стадиях формирования личности.

Мы считаем, что особенно актуально сегодня развернуть активную профилактическую работу среди подростков, информативно-разъяснительную – среди родителей. Иначе несвоевременное решение проблем может привести к необратимым последствиям, поскольку наркотики (алкоголь и никотин также отнесли к ним) являются главными разрушителями не только здоровья народа, но и его генетического фонда, поскольку происходит:   

Последствия:

1. Повреждение генетического кода нации, которой является главным ее сокровищем. (Способность и опыт, характер и образ жизни, накопленные и отшлифованные многими поколениями наших предков, спрессованы в индивидуальных генетических формулах и переданы нам как творческий потенциал народа).
На современном этапе именно наркотики вызывают 96% повреждений генетического кода. В настоящее время массовый характер приобрели повреждение одного или нескольких органов, выражающиеся в косоглазии, глухоте, глухонемоте…
Не случайно центральное телевидение стало вести передачи с синхронным сурдопереводом, что также говорит о массовости явления.
2. Разрушение здоровья: тяжелые поражения мозга, печени, сердца, всех внутренних органов, снижение иммунитета, инфекционные болезни.
3.Падение нравственности и рост преступности. Наркомания приводит к административным правонарушениям и уголовным преступлениям. Этому способствует уход из общеобразовательного учреждения, из семьи (бродяжничество). Данный процесс невозможно остановить без укрепления связи с семьей, повышения ее педагогической культуры.
4. Деградация личности. Потеря для государства полноценного гражданина.
Все это страшная плата за краткий миг искусственной химической радости.

Целью программы является: снижение употребления психотропных веществ на 15% среди детей и подростков к окончанию действия проекта.

Достижению главной цели проекта способствуют следующие задачи:

  • Запретить свободную продажу психотропных веществ.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни.
  • Обеспечить доступность спортивных секций для детей и подростков (снижение платы).
  • Привлечь внимание общественности и в первую очередь, родителей к проблеме, ориентироваться в делах – на родителей.
  • Укрепить родственные контакты, что способствует объединению детей, подростков и их родителей.

«Нет большей победы, чем победа человека над собой»

(Платон, древнегреческий философ)  

Кадровое обеспечение

Педагоги, стремящиеся по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины ее порождающие, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении подростков и таким образом, оздоровить ту среду, в которой находится подросток.

  • Родители близкие люди, те, кто заинтересован в решении данной проблемы.
  • Государственные и общественные деятели, которые должны помочь в реализации программы.
  • Работники газет, радио, телевидения, которые помогут в пропаганде и утверждении духовных ценностей.

Все это необходимо потому, что процессы, происходящие среди детей и подростков, заставляет нас, взрослых более пристально и серьезно подходить к данной  проблеме.

Целевая группа, на которую рассчитан проект – дети и подростки из «группы риска», посещающие подростковые клубы, живущие в близлежащих микрорайонах от 10 до 17 лет.
Для реализации программы предполагается использование различных методов:

  • Изучение общественного мнения, что дает объективное представление о социальной ситуации в городе.
  • Анализ данных и формирование вывода, этот материал может быть оформлен в виде статьи, докладной записки, отчета.
  • Формирование общественного мнения, это есть одно из возможных условий реализации проекта, так как благоприятное отношение общественности во многом может определить успех дела.
    Для того, чтобы познакомить население с различными сторонами проблемы, существуют некоторые приемы:
    • использование листовок;
    • проведение встреч и бесед;
    • оформление подписных листов и т.д.
  • Поиск деловых партнеров. Проведение официальных переговоров позволит найти поддержку для решения поставленных задач. Важно дать понять не что хотим, а почему  хотим сделать.
  • Информирование общественности о результатах труда (с помощью СМИ). Материалы могут быть разного плана (репортаж, деловой отчет, письмо жителя, заметки и т.д.). Это позволит нам проинформировать об основных результатах работы. Следовательно, убедить заинтересованных в том, что в силах решить имеющиеся социальные проблемы
  • Организация свободного времени детей и подростков.
  • Досуговая педагогика дает подростку уйму шансов реализоваться – это школа профилактики правонарушений, школа решений многих проблем для ребят из группы риска.
  • Возврат родителей в семью. Влияние на молодежь через родителей. Дети стали находится где-то рядом, а не внутри взрослого мира. Ребенок стал намного меньше значим, а порой и не нужен в семье, ценность семьи является для ребенка очень значимой. Испытывая большие трудности, объективно семья остается ведущим звеном в развитии и становлении ребенка. Падение нравственности и рост правонарушений среди несовершеннолетних невозможно остановить без укрепления связей с семьей, повышение ее педагогической культуры (индивидуальная работа, семейная, тренинги)
    По мнению наркологов, почти у всех наркоманов разлаженные отношения с родителями.
    Обеспечить сотрудничеств детей и взрослых с преобладанием интересов детей.
  • Равноправные духовные контакты (вмешательство в критической ситуации опора на положительный пример) Убеждения, совет, разъяснение.
  • Исповедальный метод (устранение трудностей, стрессов – предполагает общение один на один) – направленность на формирование положительных качеств.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Реализация Программы предполагает:

  • Привлечение внимания общественности к проблемам, затронутым в программе.
  • Преодоление разрыва в семейных отношениях, налаживание контакта.
  • Помощь детям и подросткам в том, чтобы найти себя в нашем непростом мире – закалить волю, характер.
  • Снижение употребления психоактивных веществ на 15%.
  • Снижение уровня преступности.
  • Вера в возможности ребенка и его вера в свои возможности достижения положительных результатов.

Социализация личности подростка – это ее развитие во взаимодействии с окружающим миром. В процессе этих отношений и происходит познание ребенка самого себя, самореализация и саморазвитие.

Отсюда:

Предполагается создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, которые позволят ребенку познать себя как личность; самоутвердиться, развить интересы, способности.
Подрастающий человек, входя в систему социальных ценностей, приобретает опыт и в то же время реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей, принимает на себя ответственность, умея доказать свою правду, видеть свои проблемы, умеет ставить перед собой цели и преодолевать препятствия.
Исходя из этого, можно сказать, что произойдет:

  • вовлечение ребят в различные виды социально-значимой деятельности;
  • формирование связей ребят с социальной средой;
  • обеспечение непрерывности деятельности ребенка, подростка в социальной сфере.

Социальный эффект может быть достигнут только на основе взаимодействий подростков и взрослых (педагоги, родители)

Перспективы:

После окончания периода предоставления гранта, проект будет существовать действовать и дальше, поскольку деятельность подростковых клубов предполагает многообразие, вариативность, доступность выбора детьми различных форм деятельности.
Подростки, дети вовлекаются в творческую деятельность, дающую возможность самовыражения ребенка.
Профилактика наркомании в молодежной среде не должна прекращаться и вестись по двум направлениям:

  • улучшение информированности подростков о факторах риска, создаваемые наркоманией для здоровья, для личности в целом.
  • содействие в становлении здорового образа жизни.

Рабочий план

Мероприятия

Сроки

Исполнители

I этап (подготовительный)

1. Изучение общественного мнения. Сбор информации (социологический опрос на улицах, в школах, учреждениях)
2. Анализ данных и оформление выводов
3. Проведение встреч, бесед с жителями оформление подписных листов
4. Поиск деловых партнеров. Проведение официальных переговоров
5. Получение необходимых ресурсов
6. Диалог с общественностью (письмо депутатам, обращение к городской власти).
7. Написание промежуточного отчета

 

1-й месяц проекта

 

 

1-й и 2-й месяцы проекта
2-й месяц проекта

 
II этап

1. Работа со СМИ (статья в газету, выступление на радио, телевидение)
2. Выпуск и распространение буклетов, брошюр, листовок (распространение их, расклеивание)
3. Пропаганда здорового образа жизни (Встречи с интересными людьми; спортсмены, медики, участковые и т.д.)
4. Работа с родителями: родительские часы, индивидуальная работа.
5. Досуговые мероприятия: праздники, конкурсы, викторины, походы.
6. Анализ результатов работы над проектом.
7. Написание итогового отчета.

 

2-й месяц проекта
3-й месяц проекта

в течение действия проекта

6-й месяц проекта
завершение проекта

 

Поэтапная смета затрат на реализацию проекта «Пусть всегда будет завтра»

№ п/п

Статья сметы

Запрашив средства

Вклад заявителя

Средства из других источников

Всего

1. Зарплата

 

 

10

10

2. Налоги на ФОТ

 

2

 

2

3. Транспортные расходы

 

20

 

20

4. Командировочные расходы

 

20

 

20

5. Расходные материалы

10

 

 

10

6. Издательские расходы

50

 

 

50

7. Работа со СМИ

 

10

 

10

8. Услуги связи

 

1

 

1.

9. Аренда помещения

 

2

 

2.

10. Банковская комиссия

 

1,5

 

1,5

11. Досуговые мероприятия

 

 

3

3

ИТОГО:

60

56,5

13

129,5

 Руководитель проекта:                                                                                   Н.Н.Варфоломеева