Массивы в программах на языке Pascal

Разделы: Информатика


Основные цели:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями: линейный массив, двумерный массив
  • Научить описывать массив.
  • Научить осуществлять ввод/вывод элементов массива.

Тип урока: комбинированный

I. Одномерные массивы:

1. Представление массива.

Массив X , состоящий из 10 элементов:

Элемент массива X[1] X[2] X[3] X[4] X[5] X[6] X[7] X[8] X[9] X[10]
Индекс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Значение элемента массива 2 3 5.6 7 2 9 11 6 3.5 9

2. Описание массива:

Формат:

Var
<имя массива> : array [граничная паpа] of <тип элементов>

Пpимеp:

Несколько массивов, имеющих один и тот же тип можно объединить:

VAR
<имя1, имя2,...>: array [граничная паpа] of <тип элементов>;

Пpимеp:

Var
X1, x2: array [0..60] of integer;

3. Ввод элементов массива:

a) var
a: array [1..5] of real;
i: integer;
begin
writeln ('введите элементы массива');

4. Вывод элементов массива:

var
a : array [1..5] of real;
i: integer;
begin
writeln ('линейный массив имеет вид');

Задачи:

  • Составить программу вычисления суммы и среднеарифметического элементов линейного массива.
  • Составить программу вычисления максимального и минимального элемента линейного массива.
  • Составить программу вычисления суммы элементов массива, стоящих на четных местах.

II. Двумеpные массивы.

1. Пpимеp матpицы, имеющей pазмеp 3 x 3:

5 4 3
2 8 1
4 3 9

2. Матpицу можно описать:

VAR
A: array [1..3, 1..3] of integer;

3. Ввод матpицы:

FOR i :=1 TO n DO
FOR j :=1 TO m DO
READ (A[i, j]);

или

FOR i :=1 TO n DO
FOR j :=1 TO m DO
A[i, j]:= RANDOM(x)

4. Вывод матpицы:

5. Задачи:

  • Составить программу вычисления среднеарифметического элементов двумерного массива.
  • Составить программу вычисления максимального и минимального элемента двумерного массива.
  • Составить программу суммы четных элементов матрицы.

Список литературы

  1. Фаронов В.В. Turbo Pascal: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с.: ил.
  2. Информатика. 9-11 классы. Контрольные и самостоятельные работы по программированию / авт.-сост. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2009. – 202 с.