Урок математики. Тема: "Уравнение". 1-й класс. Программа "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Основные цели урока:

  • ввести понятие уравнения;
  • решать уравнения с неизвестным слагаемым;
  • закрепить знания по решению задач на нахождение целого и части;
  • закрепить знания о построении натурального ряда чисел;
  • решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

Тип урока: ОНЗ.

ФОПД – урок (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная)

МО: деятельностный, практический, словесный.

Презентация к уроку в формате Power Point 97-2003.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Начнём урок! Подумайте, какие качества обязательно нужно включить в работу, чтобы для всех урок стал полезным?

На доске:

  • Внимание
  • Старание
  • Активность

На уроке наши глаза…(внимательно смотрят).

– Наши уши…(внимательно слушают).

– Наши руки…(не мешают, а помогают).

– Наша голова…(хорошо думает).

II. Актуализация знаний.

– Кто-то из мудрецов однажды сказал: «Математика – гимнастика для ума».

– Как вы понимаете смысл этого высказывания?

– Верно, математика тренирует ум, оттачивает умение мыслить, рассуждать. Всё это важно для современного человека. Поэтому мы уже с 1 класса изучаем математику.

– Давайте настроимся на рабочий лад в ходе математической разминки.

Весёлые задачи.

– Составьте из разрезных цифр решение задачи.

  1. Скоро 10 лет Серёже,
    Диме нет ещё шести.
    Дима всё никак не может
    До Серёжи дорасти.
    А на сколько лет моложе,
    Мальчик Дима, чем Серёжа? (4)

  2. Пять синиц на ветку сели,
    К ним две галки прилетели.
    Сосчитайте быстро, детки,
    Сколько птиц сидит на ветке? (7)

  3. На коньках катались дети,
    Всех их вместе было десять.
    Девять мальчиков из них.
    А девчонок? Сколько их? (1)

Игра «Молчанка»

На доске:

4 + 2 = 5 + 4 = 9 – 7 =
9 – 6 = 7 – 5 = 5 + 3 =
8 – 2 = 6 – 4 = 3 + 7 =

– Как называются эти записи? (Равенства.) На какие группы их можно разбить? (Суммы и разности.)

– Как называются числа при сложении? (Слагаемое, слагаемое, сумма.) Прочитайте первое равенство, используя эти термины.

– Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.) Прочитайте второе равенство, используя эти слова.

III. Открытие нового знания.

– Я решила одно из равенств изменить.

На доске: 3+ х =10

– Как будет называться такое равенство? (Уравнение.) Что такое уравнение? (Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестный компонент.)

Запишем его в тетрадь, проговаривая себе.

– Подберите вместо х такое число, чтобы получилось верное равенство. (7)

– В тетради мы будем записывать так: х=7

– Как же решить уравнение? (ответы детей).

Этапы решения уравнения.

  1. Отмечаю …
  2. Определяю …
  3. Вспоминаю …
  4. Решаю …

– Как называют число, полученное в результате решения уравнения? (Корень уравнения.)

– Молодцы!

– Сравним с ответом в учебнике стр.60.

IV. Физминутка.

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

V. Первичное закрепление.

– А теперь давайте попробуем решить уравнение из учебника на стр.60 №3. (1 у доски, остальные в тетради)

На доске:

4 + у = 5 у - 3 = 3
х - 2 = 8 х + 6 = 9

– Хорошо! Части и целое отметили, то есть первый этап решения уравнения выполнен. Запишите в тетрадь первое уравнение, показывая части и целое, и решите его. Кто хочет поработать за доской? (Один ученик выполняет эту работу за доской.)

– Сравним уравнение, которое вы проверяли и то, которое сейчас решали. Что заметили? Чем они отличаются? (Первое уравнение на сложение, а второе на вычитание.)

– Изменились ли ваши рассуждения при его решении? (Да.) Каким действием находили у? (Вычитанием.) Почему? Каким действием находили х во втором уравнение? (Сложением) Почему? (В одном случае неизвестна часть, в другом целое) Как называется неизвестная часть в первом уравнении? (Слагаемое.) А во втором? (Уменьшаемое.)

Итак, какое правило поможет и в решении каждого вида уравнений? (Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть. Чтобы найти целое, надо части сложить.)

VI. Физминутка.

Солнце глянуло на парту…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
И на месте поскакать,
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.

VII. Тренировочные задания.

А) Задача Вовы Колесникова (№5 стр. 61)

У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько всего деревьев у реки?

Решение задачи самостоятельно. Запишите решение в тетрадь.

Проверка с комментированием. Что искали – часть или целое?

Б) Задача Пети Зайцева (№5 стр. 61)

На снегу 10 следов. 4 следа оставила сорока, а остальные – вороны. Сколько следов оставили вороны?

Решение задачи самостоятельно. Запишите решение в тетрадь.

Проверка с комментированием. Что искали – часть или целое?

Какое уравнение можно составить по данной задаче, где неизвестна часть?

VIII. Итог урока.

– Над какой темой работали? (Уравнения.) Какую задачу планировали выполнить в ходе урока? (Научиться решать уравнения с неизвестным вычитаемым, с неизвестным уменьшаемым.) Кто считает, что справился с поставленной задачей?

– Вы думаете, что вы научились решать уравнения? Оцените свою работу следующими знаками:

– Кто испытывал трудности при выполнении заданий, но старался, быстро находил место ошибки, всё исправил, то на солнышке ставит точку и говорит себе: «Я работал хорошо».

– Кому на уроке работать было трудно, и остался вопрос, который вам хочется мне задать, напишите на солнышке вопросительный знак и скажите: «У меня обязательно всё получится».

– Кому всё было понятно, кто активно работал, может помочь товарищу решить уравнение, поставьте себе восклицательный знак и скажите: «Я молодец!». Знание, как солнышко освещает нашу дорогу в жизни. И сегодня мы пополнили имеющиеся у нас знания, как кладовую солнца.

– Молодцы!

– Урок окончен, всем спасибо за работу.