Проектные и исследовательские заданийя на уроках литературы при изучении жанра "стихотворение в прозе". Художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Нищий". 7-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель урока – выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».

Задачи:

  • углубить представление о жанре «стихотворение в прозе»;
  • выявить идею стихотворения;
  • проанализировать использованные автором средства художественной выразительности;
  • совершенствовать навыки монологического высказывания.

Оборудование: портрет писателя, презентация.

Предварительная работа учащихся:

  1. Создание двух групповых информационных мини-проектов по темам «История создания цикла «Стихотворения в прозе»» и «Особенности жанра стихотворение в прозе».
  2. Создание группового творческого проекта – фильма «Нищие» (при необходимой для этого подготовленности учащихся).
  3. Индивидуальные задания:
    - сообщение об истории ритуала рукопожатия;
    - сообщения о лексическом значении слов нищий и брат.
    - индивидуальное исследовательское задание «Выразительные средства морфологии в стихотворении «Нищий»».
    - индивидуальное исследовательское задание «Анализ композиции стихотворения».
    - творческое задание «Монолог нищего».
  4. Домашнее задание для всех учащихся класса:
    - прочитать стихотворение «Нищий»;
    - выполнить письменно задание № 4- 5 (с.71) в рабочей тетради по литературе для 7 класса.
    - выполнить задания учебника № 3, 5 (с.261) устно.

Содержание урока

1. Актуализация темы и постановка цели и задач урока.

Учитель: Сегодня мы обращаемся к прочтению и анализу ещё одного тургеневского творения – стихотворения в прозе «Нищий». Дома вы познакомились с этим произведением, попытались самостоятельно разобраться с его содержанием и художественными особенностями. Какие задачи вы хотите поставить перед собой на сегодняшнем уроке?

Учащиеся: Вспомнить особенности жанра стихотворение в прозе, углубить представление о нём; понять основную мысль, проблему, поднятую в произведении; рассмотреть средства, при помощи которых автор доносит до нас идею стихотворения.

Учитель: Иными словами – постичь художественное своеобразие этого стихотворения. В этом и будет заключаться цель нашего урока.

(Слайд 1.) Итак, тема урока: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»».

(Слайд 2.) Наши задачи:

  • углубить представление о жанре «стихотворение в прозе»;
  • выявить основную мысль стихотворения «Нищий»;
  • проанализировать использованные автором средства художественной выразительности;
  • совершенствовать навыки монологического высказывания.

2. Защита мини-проекта «История создания цикла «Стихотворения в прозе»».

Учитель: Чтобы достичь первой цели, обратимся за помощью к группе, которая занималась изучением истории создания цикла «Стихотворения в прозе».

Учащиеся: (Слайд 3) Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

(Слайд 4) Основные мотивы цикла - это воспоминания о давней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности жизни перед вечностью природы.

(Слайд 5) Появлением этих миниатюр читатель должен быть обязан Михаилу Максимовичу Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», с которым долгие годы сотрудничал Тургенев. Из воспоминаний Михаила Максимовича мы узнали, что он неоднократно навещал писателя в его французском поместье. Вот что он рассказывает: Тургенев сказал: «…хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? – он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину».

Далее Тургенев признался, что эти материалы пошли бы в дело, если бы он принялся за большую работу, но, чтобы доказать, что он ничего больше не будет писать, он решил запечатать материалы и отдать на хранение до его смерти. Михаил Максимович попросил Тургенева прочесть несколько листков, а потом сказал: «Нет, Иван Сергеевич, я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы умерли; а мы просто напечатаем всё это теперь же». Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу 50 листков со стихотворениями.

(Слайд 6) Сборник стихотворений имеет двухчастную композицию. Первая часть - «Старческое» - включает 50 стихотворений, отобранных самим Тургеневым и напечатанных впервые в «Вестнике Европы». Вторая часть – «Новые стихотворения в прозе» - это 33 стихотворения, опубликованные уже много позже смерти писателя в Париже в 1930 году.

(Слайд 7) Известно, что над названием цикла Тургенев думал очень долго. Сначала он назвал его «Posthuma» («Посмертное»), затем - «Senilia» («Старческое»), и в итоге он согласился с предложением М.М.Стасюлевича дать циклу название «Стихотворения в прозе».

3. Защита мини-проекта «Особенности жанра «стихотворение в прозе».

Учитель: Предоставим слово группе литературоведов, которые занимались исследованием особенностей этого жанра.

Учащиеся: (Слайд 8) В учебнике литературы для 5 класса даётся такое определение данного жанра: «Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме».

Лирика – это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать (Слайд 9) небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность.

(Слайд 10) Проза – одна из форм литературы. Стихотворение в прозе графически оформляется как проза, в нём отсутствует ритм и рифма.

Таким образом, стихотворение в прозе представляют собой промежуточную форму между поэзией и прозой.

(Слайд 11) Сам И.С.Тургенев называл эти произведения эскизами, этюдами с натуры, фрагментами.

Учитель: Что новое вы узнали о жанре?

4. Чтение стихотворения и аналитическая беседа с учащимися.

Учитель: Ребята, ранее вы уже знакомились со стихотворениями в прозе Тургенева. Какие из них вам особенно запомнились?

Сегодня мы обращаемся ещё к одному стихотворению. Перед его прочтением хочу процитировать слова автора (Слайд 12): «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд… Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное.

Обратимся к лексическому значению слова «нищий».

Учащийся: (Слайд 13) Нищий - 1) Очень бедный, неимущий. Например: нищая хибарка, нищая жизнь. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Например: подать нищему. 2) Слово может употребляться и в переносном значении: лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый человек. Например: нищий духом.

Учитель: Объясните значение слов подаяние, милостыня. Какова их этимология?

Учащиеся: Подаяние - от подать, дать. У слова милостыня есть родственные слова милость, милостивый, т.е. добрый, щедрый. Подать милостыню – значит поделиться чем-то с ближним, сделать это от души, из естественной человеческой потребности творить добро. (Слайд 14)

Учитель: Различаются лексические значения однокоренных слов подаяние и подачка?

Учащиеся: Подачку дают из снисхождения, даже презрения. А подаяние – из искреннего участия.

Учитель: Приходилось ли вам встречаться с нищими?

Давайте сообща создадим портрет такого человека?

Учащиеся: Худой, одетый в грязную, старую одежду, дурно пахнущий, нездорового вида человек.

Учитель: Каково отношение к ним в обществе?

Учащиеся: Негативное. Благополучные люди чаще стараются их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда к нищим проявляется даже агрессия: их могут прогнать и даже избить.

Учитель: (Слайд 15) А как относится к этим людям И.С.Тургенев? Его отношение выражено в стихотворении «Нищий».

(Прочтение стихотворения учителем.)

Учитель: Какие чувства вы испытали при прочтении произведения?

Учащиеся: Чувство жалости, сострадания к несчастному человеку, оказавшемуся в бедственном положении. Чувство стыда, что в мире есть люди, которым мало кто хочет помочь…

Учитель: Именно такое чувство испытывал и сам автор, когда создавал это произведение, ведь, читая талантливое лирическое произведение, мы проникаемся теми же эмоциями, что и их создатель.

Можно ли утверждать, что произведение обладает всеми жанровыми признаками стихотворения в прозе? Назовите их.

Учащиеся:

  • произведение имеет небольшой объём;
  • оно разделено на мелкие абзацы;
  • присутствует лирическое начало – повествование ведётся от 1 лица;
  • произведение отличается эмоциональностью.

Однако в отличие от большинства стихотворений, здесь есть сюжет. Произведение написано в виде сценки. И в этом заключается одна из художественных особенностей этого стихотворения.

Учитель: Что мы можем считать завязкой действия?

Учащиеся: Первое предложение – встречу героев.

Учитель: Какие художественные детали помогают представить лирического героя?

Учащиеся: Их три: платок, часы, кошелёк.

Учитель: Дорисуйте его портрет.

Учащиеся: Строгий костюм, шляпа, пальто, белое кашне…Это обеспеченный, благополучный человек, интеллигент, дворянин.

Учитель: А каким увидел герой нищего? Выстроим образный ряд.

Учащиеся: Лицо: «воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы»; «воспалённые глаза», «синие губы». Автор использует приём повтора художественной детали.

  • руки: «красная, опухшая, грязная рука», «грязная, трепетная рука».
  • одежда: «шершавые лохмотья»
  • состояние здоровья: «нечистые раны».

Учитель: Согласитесь, исчерпывающий портрет, созданный всего несколькими деталями! Не случайно Тургенева называют мастером художественной детали.

Какую часть речи более активно использует автор, создавая портрет нищего?

Учащиеся: Прилагательные.

Учитель: В прямом или в переносном значении?

Учащиеся: Большинство прилагательных употреблено в прямом значении.

Учитель: Мы привыкли, что слова приобретают особую выразительность, если употреблены в переносном значении. Почему же Тургенев словно намеренно избегает употребления тропов?

Учащиеся: Главное для писателя – зафиксировать жестокую, неприглядную реальность. Поэтому и слова он подбирает простые, лишённые подтекста, двойного толкования. В портрете нищего появится, пожалуй, только один эпитет, выражающий восприятие лирическим героем этого несчастного человека: «трепетная рука».

Учитель: Каковы выразительные возможности использованных в тексте частей речи?

Ученик (индивидуальное исследовательское задание - морфологический анализ текста): В стихотворении использовано 12 прилагательных. Все они характеризуют нищего: ярко и точно подчёркивают особенности его внешности и речи.

Глаголы использованы не для создания динамики, а для характеристики нищего: «протягивал… руку», «стонал», «мычал о помощи», «ждал», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «уставил на меня…глаза».

В миниатюре преобладают существительные (их 30), потому что автор хочет запечатлеть жизненную картину.

Особенный оттенок искренности придают стихотворению личные и притяжательные местоимения «я», «меня», «моего».

Таким образом, можно сделать вывод, что И.С.Тургенев мастерски использовал выразительные средства морфологии.

Учитель: Какой выразительной возможностью языка ещё воспользовался автор?

Учащиеся: Тургенев использовал звукопись. Аллитерация на Ш, Х, С, Ч, Щ передаёт шорох лохмотьев нищего старика и его едва слышную речь.

Учитель: Вернёмся к лирическому герою. Какие чувства он испытал, увидев нищего старика?

Учащиеся: Потрясение, неловкость, смятение, ужас…

Учитель: Как автор передаёт это состояние?

Учащиеся: Риторическим восклицанием «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!».

Учитель: В чём вы видите особенность этого предложения?

Учащиеся: Это единственное восклицательное предложение в тексте. Усиливает производимый этой риторической фигурой эффект использование метафоры – «обглодала бедность». Таким образом, это предложение можно назвать одним из эмоциональных центров стихотворения.

Учитель: Как ещё выражается потрясение, смущение героя?

Учащиеся: Автор использует большое количество многоточий. Их художественная роль заключается в том, что читатель сам должен догадаться, о чём могла пойти речь дальше во внезапно прерванном высказывании. Например: «Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». Мы понимаем, что герой смущён, растерян, так как не может ничем помочь нищему.

Учитель: Какой фрагмент можно назвать кульминационным в стихотворении?

Учащиеся: Рукопожатие героев.

(Зачитывание фрагмента.)

Учащийся (индивидуальное задание): (Слайд 16)

История ритуала рукопожатия такова. В древности этот ритуал демонстрировал, что человек не прячет оружия.

В рыцарские времена имел следующее значение: я без оружия, я не буду с тобой воевать.

 В 19 веке рукопожатие стало знаком согласия при заключении коммерческих сделок.

А в наше время этот ритуал демонстрирует добрую волю его участников, является знаком приветствия и уважения друг к другу.

Учащийся (индивидуальное задание: работа с толковыми словарями): (Слайд 17) Проанализировав различные источники, я пришёл к выводу, что слово брат применяется в следующих лексических значениях.

  1. Сын в отношении к другим детям одних родителей. Например: родной брат, сводный брат.
  2. Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.)
  3. Товарищ, единомышленник. Например: братья по духу.
  4. Свой брат (разг.), близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди. Например: свой брат рабочий.

Учитель: В каком значении использовано это слово в речи обоих героев?

Учащиеся: В 3 и 4 значениях.

Учитель: Рассмотрим композицию кульминационного фрагмента.

Учащийся (индивидуальное исследовательское задание – анализ композиции эпизода.) (Слайд 18) На мой взгляд, композицией этого фрагмента Тургенев подчёркивает изначальное равенство людей, которое не зависит от их социального положения. Автор показывает, что стремление понять, увидеть в человеке человека делает их действительно равными.

Во-первых, лирический герой, чувствуя себя смущённым, оттого что не может подать милостыню, просит у нищего прощения: «Не взыщи, брат…». И тот отвечает благодарностью: «…и на том спасибо». В нём нет озлобленности против человека, который не смог дать ему деньги, еду, что-то материальное. Он смог разглядеть в лирическом герое искреннюю смущённость и потерянность.

Во-вторых, в диалоге герои произносят по одной реплике, в каждой из которых дважды звучит обращение «брат».

В-третьих, герои на равных обмениваются рукопожатием. Поступок лирического героя, протянувшего руку нищему, больному человеку, тот воспринял как признание в нём равного себе.

Наконец, каждый получает своё подаяние. Нищий – признание в нём человека, а лирический герой - прощение нищего за то, что мир так несправедлив, и благодарность.

Лирический герой

нищий

  • 1 реплика
  •  «Не взыщи…»
  •  обращение «брат» (2)
  •  «…я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…»
  •  подаяние
  • 1 реплика
  •  «…и на том спасибо»
  •  обращение «брат» (2)
  •  «…и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы»
  •  подаяние

Учитель: Вот такая симметричная таблица у нас получилась. Проведённый анализ ещё раз подчеркивает мысль о том, что перед Богом все люди равны, каждый из нас вправе рассчитывать на понимание, помощь и поддержку другого человека, а главное – на уважение к своей личности. А чтобы понять человека, иногда достаточно попытаться встать на его место.

Ученик (индивидуальное творческое задание – «Монолог нищего»).

4. Обобщение изученного.

Учитель: Чтобы подытожить, что же «заронило» вам в душу это стихотворение, мы напишем синквейн, но перед этим сложным творческим заданием посмотрим фильм «Нищие» - работу третьей проектной группы.

Создание и зачитывание синквейнов.

Учитель: В заключение хочется привести слова А.П.Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». Таким человеком сегодня для нас был великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

5. Подведение итогов урока.

Учитель: В чём заключается художественное своеобразие стихотворения «Нищий»?

6. Домашнее задание.

На выбор:

  1. письменно ответить на вопрос №1 (с.260) учебника;
  2. сделать сравнительный анализ стихотворений в прозе И.С.Тургенева «Нищий» и «Милостыня».

(Слайд 19)

Использованная литература:

  1. Боровицкая В.Н. Эпилог. – М.: МГП «Страстной бульвар», 1992.- 288с.
  2. Зайцев Б.К. Жизнь Тургенева: Литературная биография. – Тула: Гриф и К, 2007. – 222с.
  3. Литературный энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1987.- С.425.
  4. Тургенев в воспоминаниях современников. – М.: Правда, 1988.- С.413-431.
  5. Русская литература XIX века. Вторая половина. 10 класс. Выпуск 1 / Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. – 254с. – (Конспекты уроков для учителя литературы).