Внеклассное мероприятие "День цветов"

Разделы: Внеклассная работа


Цель урока: воспитание любви к родной природе, развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру.

Форма урока: коллективное творческое дело с элементами викторины.

Презентация (приложение 1)

Подготовительная работа: старшеклассники (вожатые летнего пришкольного лагеря) готовят инсценировку сказки “Чьи цветы лучше?”, а другие дети готовят рассказы или легенды о цветах с возможной инсценировкой. Учитель предварительно делит детей на четыре команды. Каждая команда готовит по два выступления, а также приносит в этот день необходимый материал для изготовления икебаны. В конце выступлений и нескольких конкурсов учитель (жюри) подводят итоги Дня цветов. Классная комната предварительно украшается старшеклассниками рисунками, плакатами, живыми цветами.

Вводные слова учителя: Сегодня, дорогие ребята, у нас особенный День, который никого не оставит равнодушным, потому что мы будем с вами говорить о цветах. Без них наша земля не была бы такой прекрасной. Синие, красные, желтые, розовые, белые – они, как разноцветные фонарики, вспыхивают вдоль тропинок, на полянках, клумбах у домов и на площадях больших городов, около рек и ручейков. Многие поэты воспевали красоту цветов в своих стихах, о цветах сложено много сказок, мифов, преданий, легенд. Многие цветы – это настоящая лесная аптека, помогающая человеку сохранить здоровье, продлить жизнь и излечиться от недугов. Цветы являются символами многих стран, люди даже создали язык цветов. С самых древних времен люди восхищались и воспевали цветы как красоту родной земли. Вот и мы сегодня постараемся больше узнать о цветах и попробуем прикоснуться к древней цветочной традиции – составлению икебаны, родиной которой является Япония. (Слайд 1 и 2)

Сказка “Чьи цветы лучше?” (Слайд 3)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы?

Притопнула своим каблучком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

– Мои цветы самые красивые, – говорит Весна.

– Нет, – возражает ей Лето.

– Цветы у тебя, и правда, красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетенной из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, душица, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблекли. (Слайд 4)

– Мои цветы не хуже, – так сказала Осень и повела багряным рукавом.

Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки. Снова распустились одуванчики.

А что же Зима? Засыпала снегом лес и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегония, цикламены, орхидеи…

– Люди сад вырастили, а все равно он зимний.

Здесь цветы самые красивые, – хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого самые лучшие цветы.

(Слайд 5)

Русская легенда об Иван-чае (слайд 6)

Жил в одной деревне паренек по имени Иван, который ходил в красной рубахе и любил большую часть времени проводить на опушках среди цветов и кустарников. Он ухаживал за цветами, выводил новые сорта и мечтал о чем-то в тишине. А жители деревни, завидя мелькающую среди зелени красную рубаху, говорили: – Да это Иван, чай, там ходит (в этой местности люди в свою речь вставляли вводное слово “чай”)

И до того к этому привыкли, что и не заметили отсутствия в деревне Ивана. А когда вдруг появились невиданные ранее алые цветы, стали говорить: “Да это Иван-чай!” Так их стали называть. Кроме того, если листья этого растения заварить кипятком, то получится приятный освежающий напиток.

Древнегреческая легенда о фиалке (слайд 7)

Бог света Аполлон преследовал одну из прекрасных дочерей Атласа, которая в страхе убегала от него. И когда он почти настиг ее, девушка с мольбой обратилась к Зевсу, чтобы громовержец укрыл ее от Аполлона. Великий Зевс сжалился и превратил ее в цветущую фиалку, спрятав в тени своих лесов. С тех пор каждую весну она цвела и наполняла своим благоуханьем небесные леса, радуя богов и богинь.

Христианская легенда о маргаритке (слайд 8)

Дева Мария, будучи ребенком, как-то смотрела ночью на небо, усеянное сверкающими звездами, и высказала желание: как было бы хорошо, если бы эти удивительные звезды стали земными цветами и она могла бы с ними играть. И как только звезды услышали это пожелание, они отразились в хрустальных каплях росы, блестевших на земных растениях. На другое утро солнце озарило землю, и все увидели, что она покрыта, словно маленькими звездочками – белыми цветочками. Дева Мария была в восхищении, украсила ими себя и воскликнула, что они всегда будут ее любимыми цветами и пусть называются цветами Марии – маргаритками.

Древнегреческая легенда о незабудке (слайд 9)

Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала раздавать названия всем цветам на земле. Все цветы были одарены именами, никого не пропустила прекрасная богиня и хотела уже удалиться, как вдруг услышала чей-то слабый голос: – Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!

Оглянулась Флора, посмотрела вокруг и снова хотела уйти, так никого и не увидев. Но голос повторился и попросил для себя имя. И тут только Флора заметила среди травы маленький нежный цветок голубого цвета. Рассмеялась богиня и сказала, что будет он называться незабудкой. А вместе с этим именем она наделила его чудесной силой – возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину и своих близких.

Русская легенда об Анютиных глазках (слайд10)

В венчиках анютиных глазок мы видим три цвета: белый – цвет надежды, желтый – удивления, фиолетовый – печали. По русской легенде, в трехцветных лепестках этого цветка отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, доверяла людям, верила в добро и справедливость. На свою беду встретила она легкомысленного парня, который ласковыми речами пробудил в девушке любовь. Всем сердцем полюбила его Анюта, а юноша поспешил в дорогу, обещая обязательно вернуться к своей избраннице. Долго ждала его Анюта, выходила на дорогу, всматривалась вдаль, и тихо угасала от тоски. А когда умерла, на ее могиле выросли удивительные цветы с трехцветными лепестками, в которых отразились надежда, удивление и печаль. Эти цветы и назвали анютиными глазками.

Христианская легенда о подснежниках (слайд 11)

Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно и грустно. Тогда несколько снежинок сжалились над ней, упали на землю и превратились в цветы – подснежники. Увидев их, Ева обрадовалась, повеселела, у нее появилась надежда, и с тех пор подснежник стал символом радости и надежды.

Древнерусская легенда о ландыше (слайд 12)

Морская царевна Волхва полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях, а он отдал свое сердце красавице Любаве. Грустная Волхва вышла на берег и стала горько плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и печали.

Украинская легенда о васильке (слайд 13)

Молодого, статного крестьянского парня Василия полюбила красавица русалка, и он ответил ей взаимностью. Были они очень счастливы, только никак не могли договориться, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в милые ее сердцу прохладные воды реки, а молодой пахарь хотел поселиться у родных полей. Долго они спорили, уговаривали друг друга, но никто не хотел уступать. Тогда русалка решилась на последнюю крайность: превратила его в скромный голубой цветок – василек. Она надеялась, что рано или поздно ее голубой цветочек василек – Василий придет в ее водяной дом. Но так и не дождалась. Василек крепко держится корнями за пашню и неразлучен с родными полями.

Викторина

Конкурс 1. Насколько хорошо вы знаете цветы. Ответьте на вопросы.

  1. Как звали человека, который хотел создать “каменный цветок” (Данила)
  2. В каком произведении герои летели на воздушном шаре в цветочный город? (Незнайка и его друзья)
  3. Какой цветок охраняло чудище лохматое в произведении Аксакова? (Аленький)
  4. От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан и где? (огненный, “Маугли” Киплинга)
  5. Ботаники этот цветок называют виолой, а как он называется в русском народе? (Анютины глазки)
  6. Как называют искусство создания букетов? (икебана)
  7. Какой цветок произрастает на месте лесных пожарищ? (Иван-чай)
  8. Для какой героини Андерсена цветок был постоянным местом прописки? (Дюймовочка)
  9. Когда, по преданию, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купала)
  10. Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (Львиный зев)
  11. Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)
  12. Какой известный писатель заставил цвести подснежники зимой? (Маршак)
  13. Какой цветок страдает от любви? (ромашка)
  14. Какой цветок называют сонным? (мак)
  15. Про какой цветок говорят, что он вырос на крови прикованного Прометея? (эдельвейс)
  16. Какое растение любят кошки? (валериана)

Конкурс 2: каждая команда должна составить список цветов на буквы, на которые начинаются названия месяцев. Побеждает та команда, у которой получится полный список за самое короткое время.

Конкурс 3: отгадай загадку.

  1. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
  2. Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый. (Василек)
  3. Стоят в лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
  4. Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (Колокольчики)
  5. Солнце жжет мою макушку, хочет сделать погремушку. (Мак)
  6. Он стоит в одежке как огонь на ножке. (Мак)
  7. Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение и превращаюсь я в конфету. (Ирис)
  8. Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок, остался стебелек. (Одуванчик)
  9. Пробивается росток – удивительный цветок. Из-под снега вырастает, солнце глянет – расцветет. (Подснежник)
  10. Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза)
  11. Чашечки и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки)

Конкурс 4 “Икебана” – каждая команда должна составить цветочную композицию, придумать для нее название и четверостишие (слайд 14).

Подведение итогов.

Используемая литература: “Сценарии классных часов” Гребенкина Л.К., Жокина Н.А. центр “Педагогический поиск” Москва 2002 г., “Цветы” Борис Вовк Киев “Вэсэлка” 1988 г.

Презентация