Образ Богородицы в русской духовной музыке и древнерусском искусстве

Разделы: Музыка


Тип урока: комбинированный урок.

Цели и задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с древнерусским искусством;

Воспитательные:

  1. показать значение музыки в храмовых действах;
  2. привить интерес к русской духовной музыке;
  3. духовно- нравственное воспитание учащихся;
  4. воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

Развивающая: развитие эмоциональной сферы у учащихся, воспитание музыкального и эстетического вкуса;

Оборудование:

  1. пианино;
  2. компьютер;
  3. мультимедийный проектор
  4. интерактивная доска.

Ход урока

У. - Ребята! На наших уроках в данной четверти мы знакомимся с огромным пластом в русской культуре – это духовная музыка.

Н.Рерих, великий русский художник слово «культура» разделял на два словосочетания: «культ» - почитание и «ур» - свет.

А древнегреческий философ Сократ говорил так: «В каждом человеке есть солнце, нужно дать ему только светить». Именно духовная музыка, как часть духовной культуры русского народа и призвана помочь светить внутреннему солнцу каждого человека. Духовная музыка, как бы собирает, дисциплинирует его мысли и чувства, она выполняет функцию художественного познания мира. Духовная музыка – это животворящий процесс творения себя, своей души. В своих размышлениях человек ищет ответы о вечных проблемах бытия.

Сегодня на уроке у нас пойдет разговор о …. а о ком вы мне ответите сами, послушав песню иеромонаха Романа «Радость моя», в исполнении Ж. Бичевской.

Слушание песни иеромонаха Романа в исполнении Ж. Бичевской «Радость моя».

У. Кого в этой песне называют «Радость моя»?

У. Через какую по характеру музыку выражен образ Богородицы? Каково отношение автора к Богородице?

У. Скажите, а данная песня является духовной музыкой или песней духовного содержания, почему?

У. Сегодня наш урок посвящен образу Богородицы в духовной музыке, древнерусской живописи и духовной поэзии.

У. Хотя бы один раз вы были в церкви и видели, как прихожане ставят свечи «За здравие» к богородническим иконам. Почему именно к этим иконам?

У. Правильно, потому что Богородица является покровительницей и заступницей всего рода христианского. Тем более, что Россия издавна считается «домом Богородицы».

Чтобы понять, почему на Руси испокон веков такое почитание Богородицы, я расскажу одну притчу из Евангелия. «…Была ночь, бурное море, ветры и волны готовы поглотить плывущих по морю. Но к этому бедствию прибавилось еще и другое – люди потеряли дорогу, они не знали, где берег, куда плыть, где спасение.

И вдруг увидели «свет маяка» - там берег, там спасение…»

Рождество богородицы было тем светом для рода человеческого. Среди тьмы загорелось Солнце Правды и Солнце спасения, оттуда и название Христа – Спас, Спаситель.

Именно поэтому люди идут за помощью к ней.

«Преславная присна дева,
Мати Христа Бога,
Принеси нашу молитву
Сыну твоему и Богу нашему,
Да спасет тобою души наши».

«Богородице дево не презри меня грешного,
Требующа твоею помощи
И твоего заступления,
На Тя бо упова души Моя
И помилуй Мя».

У. Вот с такой верой в силу Богородицы люди обращаются в своих молитвах к ней.

Продолжая тему значения Богородицы для людей, мы послушаем произведение, которое так и называется «Заступнице усердная» русского композитора П. Чеснокова.

Чтение текста:

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Просмотр видеоролика: «Заступнице усердная» П. Г. Чеснокова.

У. На что похоже произведение? (на молитву)

- О чем эта молитва, что просит человек у Богородицы?

- Что осознает человек? (молящий осознает, понимает свое несовершенство).

- А как определить, хорош ты или плох? Где эталон? Где эта мера?

- Её нет! Она каждым понимается по – своему. И вот это люди и ищут ее в защите у Богородицы.

- Это обиходное песнопение или профессиональное произведение?

- Почему? (Партесное пение –это многоголосное пение. Знаменный распев – одноголосный).

- Когда на Руси сложилось партесное пение? (Оно появилось в XVII веке, окончательно сложился этот стиль духовного пения в 18-19 веке с опорой на древнерусские традиции).

- Кто исполняет? (хор)

-Тип хора? Состав хора?

- Какой склад этого произведения? (Здесь есть полифонический склад музыки – на фоне мужских голосов у женской партии звучит молитва).

- Какими средствами музыкальной выразительности автор передал образ Богородицы? ( Характер мелодии, лад, темп, динамика).

- Каково воздействие этой музыки на вас? Постарайтесь выразить свое состояние одним, двумя словами.

- Какой образ предстал перед нами?

- По своему характеру, к какой бы из Богороднических икон подошла бы эта музыка, почему?

Показ презентации Богороднических икон. (Приложение 1).

После просмотра ответы учащихся.

Показ портрета П. Г. Чеснокова.

- Написана эта музыка П. Г. Чесноковым. Он известен, как композитор Синодального училища, регент и педагог.

- А кто такой регент?

- Правильно, дирижер и руководитель хора в православной церкви.

- Образ богородицы – это, прежде всего образ матери, которая отдавала своего ребенка на служение людям, во имя спасения. И сегодня мы поучим песню, которая называется «Божья мать младенца на руках качала».

(Слушание, анализ характера мелодии, почему композитор написал именно так, жанр песни).

Давайте выучим ее! ( Работа над кантиленой, текстом, фразировкой, характером исполнения).

«Я Матерь Божия, ныне с молитвою,
Перед твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью им покоянием.

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного,
Но я вручить хочу душу невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастьем душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному,
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасного».

У. Нет ни одного поэта, прозаика, который хотя бы раз в своей жизни ни создал духовной поэзии и прозы.

- Стихотворение, которое вы услышали, принадлежит перу М.Ю. Лермонтова.

- Каково состояние души поэта выражено в этом стихотворении? (ответы учащихся).

-Правильно - это крик истерзанной души поэта, который тоже ищет защиту у Богородицы.

«Слова и звуки… Звуки и слова,
В них жизни, полной жизни выраженье,
Все, что вмещает сердце, голова,
И человека грусть – все оживает в звуках и словах».

- Мы неоднократно говорили о единстве воздействия на прихожан слов и музыки. Духовная музыка также как и иконы прославляют Богородицу и ее деяния.

Чтение текста песнопения "Достойно есть".

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

У. Это обиходное песнопение или профессиональная музыка?

- Какой способ исполнения? (хоровой)

- Какие голоса исполняют песнопение?

- На каком языке исполняется песнопение?

- В каком ладу написано песнопение? (В русской духовной музыке нет музыкальных ладов, а есть система осмогласия)

- Что такое система осмогласия? (осмо – 8, лад – это глас; их 8 гласов, которые исполняются в течение двух месяцев. Одну неделю, поется один глас.)

- Какими средствами музыкальной выразительности выражен образ Богородицы? (Темп, динамика, характер мелодии).

- Каково воздействие этой музыки на вас? Постарайтесь выразить свое состояние одним, двумя словами.

- Почему прославление Богородицы выражено напевной мелодией с оттенками светлой грусти?

- Какой образ Богородицы выражен в песнопении?

- К какому виду Богороднических икон более близко подходит песнопение? Почему?

- Настало время подвести итоги нашего урока.

- О каком образе древнерусского искусства шла речь на уроке?

- Чем является образ Богородицы для русского человека?

- В древнерусском искусстве разные авторы выражают образ Богородицы одинаково? Объясните ответ. (Авторы выражают свое видение образа Богородицы, но рамках канона).

Сочинение синквейна.

- Ребята, все выше сказанное вами вы сейчас постараетесь выразить в сиквейне!

Просмотр видеоролика: С.Рахманинов «Богородица, Дево радуйся».

«Матерь Божия!
Прижми меня к сердцу своему,
Прикрой, очисти,
И не отпусти вовек.
Запрети дьяволу всякую власть
Над душею моей.
Отсеки корень греха и приведи меня
В Святое Царство Божие,
В Небесный Иерусалимский Град».

(Если осталось время в конце урока можно выучить песню иеромонаха Романа «Радость моя»).

У. Ребята, большое спасибо за работу на уроке!

(Выставление оценок).