Рылеев и Ермак: параллельные судьбы

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века; дать понятие жанра «думы».
  • Формировать мировоззренческие идеи.
  • Развивать навыки анализа стихотворения, навыки выразительного чтения.

Ход урока

И мы – не праздно в этом мире жили.
К.Рылеев

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока и его целей

II. Основная часть

1. - Сегодня мы работаем по группам. Это не случайно! Прежде, чем приступить непосредственно к анализу текста, мы должны заполнить таблицу, прослушав сообщение экспертов каждой из групп:

  • 1 группа – характеристика исторической эпохи начала 19 века
  • 2 группа – биография поэта
  • 3 группа – жанровые особенности думы

Историческая эпоха начала 19 века

Биография поэта

Жанровые особенности думы

- недовольство правящей властью

- создание тайных обществ

- восстание декабристов 14 декабря 1825 года

Поражение

- Свободомыслие

Член Северного общества

Вдохновитель и организатор восстания

Казнь

Дума – это украинская народная песня об историческом событии и народных героях.

Задача: пробудить интерес и сочувствие к мужественным людям, совершавшим подвиги во имя Родины и народа

2. Первые три колонки предлагаются уже озаглавленными. Учитель заполняет их по ходу рассказа экспертов.

- Посмотрите на содержание первых двух колонок! Что вы можете сказать?

(Информация имеет сходное содержание)

- Действительно, мы можем сделать вывод о том, что история и судьба отдельного человека тесно переплетены.

- Почему жанром произведения становится именно жанр думы?

(Потому что «дума» - это песня об историческом прошлом и об исторической личности)

- Как вы думаете, а почему история и герой ПРОШЛОГО?

3. Работа с текстом

- Обращаемся к тексу произведения К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

- Прочитайте первое предложение думы: что общего между заглавием и первым предложением?

- Не читая текста в полном его объёме, сможете ли вы сформировать о нём дальнейшее представление? (О чём-то трагичном, мрачном)

- Почему? Какие приёмы были использованы автором для этого?

(Лексический приём: глаголы, передающие напряженность состояния; существительные – говорящие о чём-то беспокойном. Звукопись: аллитерация)

- Сделаем небольшой вывод: события, происходящие в природе, предопределяют дальнейшее развитие действия, другими словами, должно случиться что-то непредсказуемое, трагичное, страшное. Но звукопись отдельных слов ([р,]евела, бу[р,]я: смягчение звонких согласных) свидетельствует о том, что всё случившееся не так уж и печально, ведь смерть Ермака не прошла бесследно, его личность, его подвиги оставили след в памяти народа.

- Продолжаем! Прочитаем думу выразительно.

- Сколько микротем мы сможем выделить в тексте? Озаглавим их.

- Составим таблицу, в которую внесем заглавия микротем (Первую и пятую колонки заполняем совместно, 2, 3, 4 – каждая группа)

Буйство стихии

Мысли героя

Подлость врага

Гибель Ермака

Затишье

 

 

 

 

 

- В каждую колонку запишем ключевые слова, фразы,фрагменты предложений микротемы.

Буйство стихии

Мысли героя

Подлость врага

Гибель Ермака

Затишье

Буря; мрак; страна суровая, угрюмая; берег дикий; «ко славе страстию дыша»…

«товарищи его трудов»; «нам смерть не может быть страшна»; «и мы – не праздно в этом мире жили»…

«роковой удел»; жертва; Кучум=буря; «как вор презренный»; «пала грозная дружина»…

«душа отвагою полна»; «сила року уступила»; «тяжёлый панцирь – дар царя стал гибели его виною»…

Луна; «носились тучи»; «молнии ЕЩЁ сверкали»; «гром… ЕЩЁ гремел»…

- Заполнив таблицу, можно сделать вывод о том, что мы верно смогли предугадать финал думы, опираясь всего лишь на первое предложение произведения. Герой погиб, но и бунтарство природной стихии стало утихать. Почему?

III. Заключение.

- Вспомните жизнь Кондратия Фёдоровича Рылеева и жизнь его героя. Какой можно сделать вывод?

(«Смерть Ермака» - оказалось пророческим творением. Судьба автора и его героя похожи)

- Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эту фразу К.Ф.Рылеева?

(Как и Ермак, покоривший Сибирь, расширив владения русского государства, погибший с верою, что смерть его не напрасна, так и К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!)

Спасибо за работу!

Домашнее задание

- Ответьте письменно на вопрос: «Почему судьба автора и судьба героя параллельны?»