Открытое активное занятие с родителями во 2-м классе по учебному курсу "Истоки"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Урок проходил как “Открытое активное занятие с родителями” во 2-м классе в рамках Рождественских чтений 2011 года. Все уроки по курсу “Истоки” представляют ценность, но особенно важны и неповторимы открытые занятия с родителями. На этих уроках дети и родители имеют возможность вместе вывести важные духовно-нравственные понятия, такие как родной очаг, любовь к ближнему, семейные ценности, любовь к Родине. На примере семейных традиций поделиться с детьми и их одноклассниками социокультурным опытом. Почувствовать единение, гордость за своих родных и близких, любовь к Родине.

Урок по учебному курсу “Истоки”.

Раздел “Родной очаг”. Тема “Дом”.

Цель:

  • Содействие формированию ценностно-смысловой сферы учащихся через освоение социокультурной категории “Дом”.

Содержательные цели:

Развитие у ребёнка интереса к своему дому, его устройству, к семейным традициям; семейным праздникам. Подвести детей к пониманию значимости сохранения семейных реликвий и ценностей. Осознание своей ответственности перед потомками за сохранение родного очага.

Методические цели:

  • Присоединение к учащимся, семье;
  • Развитие восприятия, мышления, чувствования;
  • Формирование ресурсного места в классе, положительной мотивации к взаимодействию.

Задачи:

  1. Выяснить, является ли “Дом” – социокультурной средой, в которой старшие члены семьи передают свой опыт младшему поколению;
  2. Дом как среда обитания, где прорастает и крепнет росток жизни.
  3. Выяснить: почему “Дом” называют “Родной очаг”;
  4. Определить: зачем надо сохранять “Родной очаг”;
  5. Подтвердить, что “Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому”.
  6. Научиться к “Дому”, относиться уважительно, с любовью.

Ход урока

Здравствуйте уважаемые родители, гости нашего истоковского урока, который мы посвятим Дому, как пространству, в котором живёт семья.

1. Постановка проблемы.

Присоединение к аудитории

3 минуты

На предыдущем Активном занятии мы с вами говорили о родословной,

истоках своего рода. Мы выяснили, что человек, как дерево не может жить без корней. Поэтому мы должны бережно сохранять память о предках, которые являются нашими корнями.

Цель нашего занятия выяснить как , каким образом сохранить память о предках.

А где, в каком месте, храниться всё, что напоминает нам о них?

Правильно – это дом, в котором жили наши родственники. Как родная мама бывает только одна, так и родной дом тоже единственный. У каждого он свой, связанный с чем – то добрым, светлым.

Вы любите свой дом?

Ресурсный круг 5 -7 минут

Чем для тебя является родной дом?

Почему ты любишь свой дом?

Что тебя связывает с родным домом?

Мой дом для меня является местом, где... (примерные ответы детей)

- Я живу; где моя мама; где мои родственники; где мои бабушка и дедушка; где меня любят, где моя комната, где мои игрушки, праздники, семейное чтение, забота о маме, сестре, брате, ... и т.д.

Повторение изученного 10 минут

Задача 1. Выяснить, является ли “Дом” – средой, в которой старшие члены семьи передают свой опыт младшему поколению;

Дом как среда обитания, где прорастает и крепнет росток жизни.

2. Чтобы лучше понять, что значил дом для наших предков, какое место в их жизни он занимал, мы отправимся в далёкое прошлое и посмотрим, как они жили в доме.

3. Презентация “Родной очаг”

Текст к слайдам.

На уроках посвящённых Русской избе мы много узнали интересного о жизни наших предков, давайте сейчас вспомним.

Сейчас мы с вами живём в городских домах, а раньше, в древности русские люди строили или лучше сказать рубили избу.

Слово “изба” употребляется в русских летописях, начиная с древнейших времён.

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием.

Серьёзно подходили они к выбору места, где будет стоять

  • Где русские люди строили свои дома?
  • Какие места они выбирали для постройки?

Ответ:

- Место выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим счастливым.

Особые требования предъявлялись к строительному материалу.

  • Какие материалы выбирали для строительства?

Ответ: строительным материалом служило дерево.

  • Какие деревья выбирали люди?

Ответ:

-Сосну, дуб, ель, осину, лиственницу.

  • Почему?

Ответ:

- Эти деревья были устойчивы к перепадам температур и от воды становились крепче.

Задача 2. Выясняем: почему “Дом” называют “Родной очаг”

Устройство дома

Как был устроен дом? Дом, как пространство, можно разделить на 4 части, т.е. на 4 угла.

Ответ:

- Красный угол

- Печной угол

(Печь сохраняла тепло, являлась очагом)

- Женский угол – Закуток

- Мужской угол – Конник

  1. А что же было главным в доме?

Ответ:

- Семья, люди, которые жили в доме.

Можем мы сказать, что Дом был “Родным очагом”?

Ответ:

- потому, что в доме сохраняется любовь, которая греет семью.

  • Изба была небольшая, около 20-25 кв. м.
  • Почему же в ней всем хватало места?

Ответ: Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал своё место в общем пространстве.

Русские люди всегда славились своими талантами, это можно увидеть в деревянных узорах, которыми украшали дом снаружи и внутри.

Почему для украшений избы использовались именно эти узоры?

Ответ: в то далёкое время, человек был близок к природе и зависел от неё, поэтому изображал солнце, которое освещает дом даже вечером, воду, т.к. не мог жить без воды, и землю, т.к. она его кормила.

Эти знаки были оберегами дома, но разве они берегли русских людей?

- Кто оберегает человека на Земле, кто помогает ему в жизни?

Ответ:

- Господь.

Русские люди сильны были верой. Вера православная была стержнем, на который нанизывалось всё житиё, бытиё.

- С нами Бог, - говорили наши воины, когда шли на войну защищать свою Родину.

4. Активная форма работы в группах.

5 минут + (5 минут выступление)

Мы разделимся на четвёрки.

Теперь вашей задачей будет выяснить:

Какие добрые качества помогала воспитывать в членах семьи обстановка в доме, семейный уклад? Обоснуйте свой ответ.

1 группа

  • Уважение к взрослым; так как .....
  • Аккуратность, так как......
  • Скромность, так как........

Выбери нужное:

  • взрослые были примером для детей (обладали огромным житейским опытом и знаниями)
  • помощь маме по хозяйству
  • строительство дома
  • рукоделие
  • работа в поле, огороде
  • подготовка к праздникам
  • забота о домашних животных
  • вера в Бога
  • родительское благословение
  • семейные традиции
  • семейные реликвии
  • заботились о младших братьях и сёстрах
  • забота о стариках
  • каждый знал своё место в доме

2 группа

  • Любовь к ближнему, так как .....
  • Взаимовыручка; так как .....
  • Терпение, так как .....
  • Выбери нужное:
  • взрослые были примером для детей (обладали огромным житейским опытом и знаниями)
  • помогали маме по хозяйству
  • участвовали в строительстве дома
  • занимались рукоделием
  • работали вместе в поле, в огороде
  • готовились вместе к праздникам
  • заботились о домашних животных
  • была крепкая вера в Бога
  • получали родительское благословение
  • сохраняли семейные традиции
  • благодарили Бога за помощь
  • уважали семейные реликвии
  • заботились о младших братьях и сёстрах
  • заботились о стариках
  • бились с врагами Родины
  • молились Богу (обращались за помощью)
  • строили и украшали храмы
  • каждый знал своё место в доме

3 группа

  • Послушание, т.к ................
  • Трудолюбие, т.к ...................
  • Кротость, т.к ........................

Выбери нужное:

  • взрослые были примером для детей (обладали огромным житейским опытом и знаниями)
  • помогали маме по хозяйству
  • участвовали в строительстве дома
  • занимались рукоделием
  • работали вместе в поле, в огороде
  • готовились вместе к праздникам
  • заботились о домашних животных
  • была крепкая вера в Бога
  • получали родительское благословение
  • сохраняли семейные традиции
  • благодарили Бога за помощь
  • уважали семейные реликвии
  • заботились о младших братьях и сёстрах
  • заботились о стариках
  • бились с врагами Родины
  • молились Богу (обращались за помощью)
  • строили и украшали храмы
  • каждый знал своё место в доме

4 группа

  • Любовь к Богу, т.к. ......................
  • Благодарность, т.к. ....................
  • Смирение, т.к. .......................

Выбери нужное:

  • взрослые были примером для детей (обладали огромным житейским опытом и знаниями)
  • помогали маме по хозяйству
  • участвовали в строительстве дома
  • занимались рукоделием
  • работали вместе в поле, в огороде
  • готовились вместе к праздникам
  • заботились о домашних животных
  • была крепкая вера в Бога
  • получали родительское благословение
  • сохраняли семейные традиции
  • благодарили Бога за помощь
  • уважали семейные реликвии
  • заботились о младших братьях и сёстрах
  • заботились о стариках
  • бились с врагами Родины
  • молились Богу (обращались за помощью)
  • строили и украшали храмы
  • каждый знал своё место в доме

5 группа

  • Любовь к своему дому, так как......
  • Бережное отношение к семейным реликвиям, так как.......
  • Любовь к Родине, так как...

Выбери нужное:

  • взрослые были примером для детей (обладали огромным житейским опытом и знаниями)
  • помогали маме по хозяйству
  • участвовали в строительстве дома
  • занимались рукоделием
  • работали вместе в поле, в огороде
  • готовились вместе к праздникам
  • заботились о домашних животных
  • была крепкая вера в Бога
  • получали родительское благословение
  • сохраняли семейные традиции
  • благодарили Бога за помощь
  • уважали семейные реликвии
  • заботились о младших братьях и сёстрах
  • заботились о стариках
  • бились с врагами Родины
  • молились Богу (обращались за помощью)
  • строили и украшали храмы
  • каждый знал своё место в доме

Делегирование

Выступление детей 5 минут

На доске прикрепляю карточки с добродетелями и полоски с утверждениями.

6. Связь поколений. Рассказы детей и родителей о своем доме, о семейных традициях и реликвиях.

Ребята, а сейчас в ваших семьях хранится тепло “Родного очага”?

Ответ:

- Да.

Задача 3. (Решение задачи: зачем надо сохранять “Родной очаг”)

  • Я знаю, что многие семьи хранят традиции прошлых поколений.
  • Расскажите, что интересного вы знаете про свой дом.

Презентация “Родной очаг”

Учитель:

- В каждом доме свой порядок и уклад жизни.

- Уют родного дома ни с чем несравним, и не забываем.

- Когда ты станешь взрослым, может быть, ты покинешь свой дом. И тогда он станет для тебя родительским. Помни: родительский дом – начало начал.

Его можно ещё назвать Отчим домом, от слова “отец”.

Душа дома – семья. Все в доме поддерживают порядок, создают уют.

  • Как вы понимаете выражение “Тепло родного очага?” В чём оно выражается?

Ответ:

“Тепло родного очага?” - это:

- любовь родителей к детям,

- забота друг о друге,

- любовь детей к родителям,

- любовь к бабушкам и дедушкам,

- семейные праздники,

- семейные традиции и т.д.

Можем их назвать семейными ценностями?

Чтобы у вас в будущем была крепкая семья, что необходимо делать?

Ответ:

- Да. Их надо хранить и передавать своим детям.

  • В доме любой вещи своё место и своя цена. Есть дорогие вещи, за которые родителям пришлось немало заплатить. Они украшают дом, помогают в быту.

Как надо относиться к вещам в доме?

Ответ: С ними нужно бережно обращаться.

Так вы проявите уважение к старшим, много потрудившимся, чтобы эти вещи послужили тебе.

Есть в доме вещи, цена которых неизмерима – это святыни дома.

Какие святыни есть в вашем доме?

Ответ:

- Иконы, Евангелие, письма с фронта, старые фотографии......

- А ордена и медали считаются реликвиями?

Ответ:

- Да. Так как они были получены нашими родственниками тяжелейшим трудом на войне, защищая нас и нашу Родину.

Сохраняя эти реликвии, мы сохраняем память о наших предках, испытываем гордость за них, любовь к ним.

Изучая семейные истории, я обратила внимание на, то, что ваши деды и прадеды воевали рядом, и скорее всего даже встречались; некоторые в Сталинграде, некоторые в Берлине, кто-то в одних родах войск служил. Например, прадедушка Максима, Кати и Ксении были лётчиками, а прадедушки Ани, Кати и Ксении были врачами.

Получается, что каждый воин – отец защищал свой родной дом, а вместе они защищали наш общий Дом - Отечество или Отчизну, - значит Родину.

Задача 4. Подтвердили, что “Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому”.

  • Значит, если мы будем любить родной дом, то будем любить свою Родину?
  • А школа является нашим общим домом?

Ответ:

- Да.

Фильм “Родная песенка”. 3 минуты

Рефлексия. 2 минуты.

Давайте подведём итог.

Учитель:

- Мы решили поставленные задачи?

1. Выяснили что, “Дом” является – средой, в которой старшие члены семьи передают свой опыт младшему поколению;

Дом – это среда обитания, где прорастает и крепнет росток жизни.

Ответ:

-Да.

2. Ответили на вопрос: Зачем надо сохранять “Родной очаг”?;

Ответ:

- Чтобы сохранить семью и продолжить род, а значит сохранить Родину.

3. Почему “Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому”.

Ответ:

Потому, что дом можно назвать Отчим домом, а это значит дом отца.

Если мы любим отца и маму, значит, мы любим свой дом, а все, вместе составляя своё Отечество, мы любим его.

4. Что значит к “Дому”, относиться уважительно, с любовью.

Ответ:

- Значит:

  1. Хранить семейные ценности, традиции.
  2. Бережно хранить реликвии.
  3. Ремонтировать его,
  4. Создавать уют,
  5. Вести себя в доме вежливо.

Вывод:

- Почему мы должны хранить свой дом, потому, что дом – это колыбель предков, с которой начинается наша любовь к Родине.

Домашнее задание оформить страницу книги.

План урока

Этапы урока

1. Постановка проблемы. Присоединение к аудитории 3 минуты

2. Ресурсный круг 5 -7 минут

3. Повторение изученного 10 минут

4. Активная форма работы в группах. 5 минут

5. Делегирование. Выступление детей 5 минут

6. Связь поколений. Рассказы детей и родителей о своем доме, о семейных традициях и реликвиях. 10 минут

  • Задача 3. (Решение задачи: зачем надо сохранять “Родной очаг”)
  • Задача 4. Подтвердили, что “Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому”.

7. Фильм “Родная песенка”. 3 минуты

8. Рефлексия 2 минуты

Список использованной литературы.

  1. А.В. Камкин, И.А. “Методические рекомендации к курсу “Истоки” - М.:
  2. ООО Издательский дом “Истоки” 2008
  3. Прот. П. Великанов, А.В. Черняев “Аксиомы веры” - М.: “РЕИСТАРТ”, 2010
  4. Интернет-ресурсы http://www/pravoslavie.ru/