Урок литературы в 3-м классе. Тема: "Глухая пора листопада"

Разделы: Литература, Музыка, Начальная школа


Цели: создать условия для развития любви и понимания поэзии через сравнение осенних пейзажей с пейзажами в поэтических и музыкальных произведениях.

Задачи:

- ознакомить детей с жизнью и творчеством И.А.Бунина;

- учить чувствовать поэтический мир;

- пополнить словарный запас учащихся;

- развивать речь, память, мышление, воображение;

- учить сравнивать стихи разных поэтов, посвящённых одной теме;

- формировать коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

Форма работы обучающихся на уроке – групповая.

Используемые педагогические технологии - проблемно-диалоговая.

Оборудование: учебник “В одном счастливом детстве”, компьютер, телевизор, раздаточный текстовый материал

Сценарий урока

Этап Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный Организация работы детей в 4 группах “Взаимоприятие” в группе
Актуализация темы; организация детского целеполагания. На фоне музыки П.И.Чайковского из альбома “Времена года”, “Октябрь. Осенняя песня” учитель читает отрывок из стихотворения “Иней” Б.Пастернака.

Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки,
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.
Пусть ветер рябину занянчив,
Пугает её перед сном.
Порядок творенья обманчив.
Как сказка с хорошим концом.

Слушают стихи и музыку

Задание и вопросы:

- Определите тему урока.

- Что помогло определить тему нового урока?

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Высказывают предположения:

- (Осень, глухая пора листопада)

- (Музыка, стихи - указывают чьи и тематику).

- Определяют цель урока.

- Я предлагаю озаглавить тему урока цитатой из стихотворения Б.Пастернака “Иней” Глухая пора листопада

Высказывают аргументированные согласие или несогласие

Задание и вопросы:

- Что значит “глухая пора”?

- На какую тему мы будем сегодня изучать произведения?

- Назовите литературный род этих произведений.

- Что помогло определить литературный род?

Высказывают аргументированные предположения, утверждения (лирика), (название раздела)

Погружение в тему Обращение к детям:

Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

На уроке нас ждёт встреча сразу с несколькими поэтами, каждый из которых рисует свою осень.

- Прочитайте их имена и фамилии.

Дети читают список:

А.Пушкин.

К.Бальмонт.

Ф.Тютчев.

И.Бунин.

- Встречались ли мы с этими поэтами ранее?

- Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю погоду по-своему, но что-то роднит эти строки. Что же? Попробуем ответить на этот вопрос, когда прочитаем эти строки.

Утверждение детей: (Да, кроме И.Бунина)

Работа с текстом - Попробуйте при чтении увидеть те картины, которые поэт создаёт словами. Осмысленное чтение стихотворений про себя. .С.Пушкин “Осень”, К.Бальмонт “Осень”, Ф.Тютчев “Есть в осени первоначальной…”
После чтения про себя.

- О чём эти стихи?

- Какое из стихотворений хочется прочитать ещё раз, какое ближе?

- Чем же похожи, по-вашему, эти три стихотворения?

- Можно ли сказать, что эти поэты в стихах рисуют один период осени?

Аргументированные ответы детей

 

 

 

(Нет)

- Давайте прочитаем эти стихи вслух и ответим на вопрос:

По каким приметам в каждом стихотворении можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени, о ранней осени, о поздней?

Чтение стихотворений вслух

- Как бы вы стали читать эти стихи в хронологическом порядке? Почему? Аргументированное утверждение детей:

Бальмонт.

Тютчев.

Пушкин.

- Определите мелодию стихов, одинаковый ли ритм, темп чтения?

Высказывают аргументированные предположения (в каждом стихотворении всё разное)

- Можно ли назвать эти стихи пейзажной лирикой? Почему?

Высказывают аргументированные предположения. (Рисуют картины природы – пейзаж; в стихах выражаются чувства поэтов, их настроение…)

Закрепление пройденного ранее материала - Вспомните, какие изобразительно-выразительные средства языка помогают автору нарисовать, а читателю представить, вообразить какую-либо картину. Ответы детей: (пройденный ранее материал).

Эпитеты – художественные определения. Используются обычно, как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений, оценки чего-либо, помогают описать внешний вид предметов. Отвечают на вопросы какой?-ая,-ое, -ие.

Сравнение – слово или выражение, передающее уподобление одного предмета другому. Присоединяются союзами как, будто, словно.

Метафора – перенос значения по сходству (употребление в переносном значении). Метафора есть скрытое сравнение.

Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

Формулирование выводов - Могут ли все три прочитанные стихотворения дать нам представление о цветовой гамме осени, ответить на вопрос: какая она – осень?

Высказывают аргументированные предположения (нет).

- Как вы думаете, какое стихотворение нам поможет в этом? (И.Бунин. “Листопад”)
Прочитайте фамилию автора, название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию на доске. Какие предположения вы можете сделать о содержании стихотворения?

- Прочитайте медленно это стихотворение, представляя авторские картины.

- Оправдались ли ваши предположения?

- Что вы представили, читая это стихотворение?

Обсуждение в группах и ответы от групп
Физминутка Изобразите вашей группой смысл четверостишия (у каждой группы-своё) с помощью движений и мимики Совещание и физминутка
Работа с текстом Работа во время чтения.

- Чтение по четверостишиям, словарно-лексическая работа.

Заворожённый – очарованный, околдованный.

Подберите синонимы к словам

Лиловый – фиолетовый, сиреневый.

Золотой – жёлтый, изумительный.

Багряный – красный.

Подберите антоним к слову замирает – возрождается.

Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой”.

Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы? (Дал имя)

Чего он достигает необычным изображением осени?

Фронтальная работа
Работа с текстом после чтения.

- Прочитайте текст самостоятельно и скажите, что напомнил осенний лес Бунину?

- Как подчёркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема?

- А какие эпитеты использует для этого автор?

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина?

- Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины?

- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?

- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать автор своим читателям?

- Какое настроение передадите при чтении? Почему?

Фронтальная работа
Отработка навыка выразительного чтения Выразительное чтение всего стихотворения: начинает учитель 1-4 строки, затем хорошо читающие дети от каждой группы Выбор чтеца от группы, передача настроения поэтического произведения интонацией
Знакомство с автором Ребята, скажите, пожалуйста, каким вы представляете себе человека, написавшего о это стихотворение.

Высказывают аргументированные предположения

Рассказ о поэте И.С. Бунине (Подготовленный заранее ученик, использование ТСО: компьютер+телевизор)
Формулирование выводов Мы сегодня читали четыре стихотворения разных авторов о разных этапах осени.

- Назовите авторов в хронологическом порядке осени.

1. Бальмонт.

2. Тютчев.

3. Бунин.

4. Пушкин.

- Давайте прочитаем все четыре стихотворения и ответим на поставленный ранее вопрос: что роднит все эти стихи? (Каждая группа готовит только одного автора). Чтение стихов под музыку П.И.Чайковского
- Что же роднит эти произведения?

- Какие чувства выразили поэты в своих стихотворениях?

Высказывают аргументированные предположения. (Это пейзажная лирика, описание осени)

Домашнее задание Выучить наизусть понравившееся стихотворение Запись домашнего задания
Рефлексия Продолжите предложение:

“Главное, что сегодня я понял …”.

- Подойдите к доске и возьмите листочек – подарок от Осени. Это ваши отметки.

- Я тоже дарю вам отметки-листочки за урок.

Продолжают предложение своими словами.

(На листочках написаны отметки 5 и 4, есть пустые листочки. Ребёнок оценивает себя сам).

  Спасибо за урок