"Гномы и горный король". Реальность и фантазия. От хаоса к форме. 3-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 3


Цель урока: познакомить учащихся с монотипией  и направить их на создание своей абстрактной картинки мира.

Задачи:

  • Развивать художественно-творческое мышление.
  • Воспитывать любознательность и интерес к искусству через   образно-символическое мышление.
  • Формировать практические навыки творческой фантазии.
  • Закреплять графические навыки и умения.

Форма урока: урок-практикум в рамках коммуникативно-деятельностного подхода на основе развития воображения учащихся.

Оборудование урока:

  • Для учителя: мультимедиа аппарат,  детские книжки, иллюстрации художников, образцы детских работ.
  • Для детей: кисти, бумага, гуашь, пластиковая доска.
  • Музыкальный ряд: музыка Э. Грига «В пещере горного короля»

ХОД УРОКА

1. Организация деятельности учащихся. Мотивация, целеполагание

– Сегодня мы с вами будем знакомиться с новой техникой рисования – монотипией, а помогать нам будут палитра и кисточка.
Монотипия – с греческого  Моно – один, типос – отпечаток. (Приложение)
Краски наносятся от руки на гладкую поверхность, а полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.

(Показываются работы в этой технике, обсуждаются)

– А сейчас мы совершим увлекательное путешествие в сказку.
В одном горном королевстве в пещере жили гномы. Они были веселые и добродушные, любили все яркое и красивое. Но злой горный король забрал все краски у гномов и пещера стала черно-белой…
– Давайте поможем гномам украсить их дом-пещеру.
– Ребята, а как вы думаете, как выглядит пещера изнутри? (Ответы учащихся)

Зачитывается отрывок из сказки с описанием пещеры.

2. Работа по освоению новой техники рисования, демонстрация учителя

– Ребята, возьмите кисти и нанесите на пластиковые дощечки краски в хаотичном порядке.  Не забывайте мыть кисти, прежде чем брать другую краску.  Теперь  берем листочек  и прикладываем к дощечке с красками.
– Посмотрите, у вас на листе получился отпечаток, но давайте подождем, пока краски на листе немного подсохнут.  А мы с вами сделаем небольшую разминку.

3. Физминутка

Утром гномы в лес пошли   (шаг на месте)
По дороге гриб нашли         (наклоны вперед)
А за ним-то раз, два, три     (наклоны в стороны)
Показались еще три!            (руки вперед и в стороны)
И пока грибы срывали         (наклоны вперед)
Гномы в школу опоздали     (руки к щекам, покачать головой)

4. Самостоятельная работа учеников, создание новых образов, интуитивное рисование

– Мы все вместе будем проживать путь от хаоса к  форме. Хаос – это беспорядок, это понятие мира, когда формы как таковой не существовало.  А важнейшая черта хаоса – это его роль лона, в котором зарождается мир, именно в нём содержится некая энергия, приводящая к зарождению Вселенной.  Ну а теперь внимательно рассмотрите свои листочки с отпечатками, сейчас вы видите на них беспорядок – хаос. Рассмотрите их внимательно, найдите в этом красочном хаосе какой-нибудь образ и прорисуйте его.

(Во время самостоятельной работы учащихся звучит музыка  Э. Грига «В пещере горного короля»)

5. Создание общей композиции. Экспресс-выставка работ учащихся

– А теперь своими рисунками мы поможем гномам украсить  пещеру. (На доске контуры пещеры заполняются детскими рисунками)
– Горному королю, так понравилось, как вы украсили пещеру гномов, что он подобрел и устроил бал! (Показывается фрагмент мультфильма «В пещере горного короля»)

6. Подведение итогов. Обмен впечатлениями

– Какой момент урока вам понравился больше всего?
– С какой новой техникой рисования вы познакомились?
– Что означает слово монотипия?