Урок технологии с элементами интеграции "Новогодние праздники. Сувениры". 4-й класс

Разделы: Литература, Технология, Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО

Класс: 4


Ветер задувает свечу, раздувает костер.

(пословица)

Цель: Создание  условий для изготовления детьми подсвечника из соленого теста, способствование совершенствованию навыков ручного труда средствами лепки.

Задачи:

  • Образовательная – расширить кругозор обучающихся  в процессе изучения данного вида творчества, обучить новым способам действия, новым рабочим приемам с использованием  текстовых инструкций.
  • Развивающая – развитие мышления (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); воображения, фантазии; развитие мелкой моторики рук, самостоятельности, инициативы;  формирование  коммуникативной компетенции через работу в группах и элементов сотрудничества.
  • Воспитательная – воспитание трудолюбия, привитие культуры труда, воспитание бережливости, познавательной потребности, интереса и активности, эстетического вкуса.

Оборудование: мультимедийная Презентация, наглядно-иллюстрированный материал (пословица, опорные карточки-надписи, образцы  подсвечников и изделий из соленого теста, выставка дополнительной литературы по работе с солёным тестом).

Инструменты и материалы: стеки, разноцветное солёное тесто для лепки, мука, бусины, пуговицы.

Межпредметные связи: технология, изобразительное искусство, литературное краеведение и внеклассное чтение.

ХОД УРОКА

Слайд 1:  (Вводный слайд, звоночек)

(У доски группа заранее подготовленных учащихся)

Организационный момент

Учитель 1 подаёт звонок и  произносит:

Прозвенел звонок и смолк!
Начинаем наш урок!
Да будет свет и мир всем вам!
Да будет свет и мир  всем нам!

Учитель 2:

Да будет радость всем на свете!
Да будет мир на всей планете!

Учитель 1: Садитесь,  ребята.

(Все дети садятся)

Слайд 2: (огонь)

(Ученики  читают стихотворение   Р. Ругина «Огонь»)

Ученик 1:

Р. Ругин 

ОГОНЬ

Священный,
Всесильный,
Божественный –
Три титула есть у Огня.
Хвалить его в песне
Торжественной
Меня научила родня.
Священный!
О, будь снисходителен!
О, будь благосклонен ко мне!
Не выйти в пургу победителем
Тому, кто забыл об Огне.
Суровые тропы таёжные
Бедой обернутся тому,
Кто спички сухие, надёжные
Оставил на полке в дому.
Услышит он в полночь
морозную,
Как дверь ледяная скрипит,
И смерть беспощадная,
грозная
Навеки его усыпит...

Слайд 3:

Ученик 2:

Всесильный!
Будь славен, живительный
Огонь, согревающий нас!
Ты – гость на земле
удивительный,
Ты – солнца всевидящий глаз.
Народная мудрость –
провидица
Велит нам заветы постичь:
Не плюй на огонь –
он обидится,
Ножом в него острым
Не тычь.
Ослепнет Огонь –
И неистово,
Кругом всё живое губя,
Ломая деревья ветвистые,
Настигнет потом и тебя...

Слайд 4:

Ученик 3:

Божественный!
Смотрит несмелое,
Неяркое солнце в окно.
На блюдце – всего! –
с переспелою
Морошкой похоже оно.
Но пусть не введёт
в заблуждение
Обманчивый облик такой:
Ведь солнце – оно
от рождения
Всевластно над жизнью
людской,
И я в свои годы не ранние
По-прежнему в сердце храню
Три слова,
Три солнечных звания,
Три титула, данных Огню!

Слайд 5:

Учитель 1:  Значит, огонь – это величественная стихия, которая может быть и очень полезной, и невероятно грозной.
Огонь, пламя, свеча…
Ребята, вслушиваясь в эти слова, какие мысли возникают у вас? Что вы себе представляете?

(Обучающиеся приводят ассоциации, возникающие, при слове свеча: «Тепло, уют, свет, день рождения, праздник, гадание»).

Вообще со свечой на Руси связаны различные обряды. Ее зажигают в праздники — на крещение, во время венчания, на Рождество. 
(Свеча участвует и в погребальном, поминальном обрядах. Свеча – своего рода внешнее выражение некоего духовного божественного света, являющегося человеческой душой. Недаром существует метафора: «свеча — душа»).
Вселенский космический свет во власти высших сил.

Слайд 6:

А вот свечку может зажечь любой человек. Она может озарить жизнь каждого. Свечи для людей были источником света в доме. Люди проводили  много времени при свечах, наблюдали за ними и за событиями, которые происходили потом.
Так и рождались приметы, которые связаны со  свечами…
– Ребята, давайте, я буду описывать приметы, а вы попробуете их угадать.
Приготовились… Итак.
Стихия огня вообще очень тесно связана с человеком. Если  человек  здоров, то и свеча реагирует спокойным горением. А если свеча начинает трещать, то  у человека что-то случилось.

Примета 1: «Свеча ясно и спокойно горит – к счастливой жизни».

Эта примета объясняется очень просто. Каждый из нас знает, что когда смотришь на открытый огонь – свеча, камин, печка или костер – то на душе наступает такое спокойствие, что не хочется даже, чтобы кто-то рядом громко разговаривал. Огонь очищает и успокаивает. И если каждый, кто будет находиться в такой момент в доме, хоть минуту посмотрит на этот огонь, то никому и не захочется ни ругаться, ни ссориться. Так что, если хотите, чтобы у вас в семье было все спокойно, не было скандалов и ссор, то зажигайте почаще свечи. Тем более что это всегда зажженные свечи настраивают на положительный лад.

Примета 2: «От свечи отскакивает искра – ждите мороза».

Примета 3: «Большие наплывы на свече – невеста будет с длинным носом». 

Над этой приметой, если честно, хочется только посмеяться. Данная примета считалась верной для тех парней, которые любили погадать, какая будет будущая жена. Хотя сегодня считается, что в гадания верят только девушки.
– Назовите другие народные приметы, ребята.

Примета 4: «Погасил случайно свечу – жди нежданных гостей».

Примета 5: «Свечу задувать нельзя – проблем наживешь».

Этот запрет многие не воспринимают, как правду.
Но давайте лучше прислушаемся к нашим предкам и будем тушить свечу пальцами (влажными).
– А какие ещё  приметы или запреты вам известны? Ведь они есть у каждого народа.

(Дети приводят примеры: на основе материалов из интернета, книг справочного характера. Учитель говорит о проектной работе ученицы  по теме «Не тревожь хозяина Земли».)

Верить или нет в эти приметы, решать каждому. И всё же, свеча способна избавить нас от всех неприятностей, дать силу жить дальше, растить детей и быть счастливыми.

Учитель 2: Сегодня, в наш стремительный век, мы очень редко пользуемся свечами. Зачем? Ведь у нас есть электричество. Но и сейчас мы не отказываем себе в удовольствии,  посмотреть на пламя свечи. А ведь были времена, когда никакого электричества не было и в помине.
Свеча  и сегодня для человека не только источник света и тепла, а также источник знаний, творческих поисков и вдохновений.

Слайды с картинами художников.

Есть что-то магическое в горящей свече. Ее образ вдохновлял многих художников и поэтов на создание удивительных произведений. Посмотрите на картины замечательных русских художников:

Слайд 7:

Михаил Врубель «Ангел с кадилом и свечой».

Слайд 8:

Михаил Нестеров «Князь Александр Невский».

Слайд 9:

Константин Васильев «Ожидание». 

Картина «Ожидание» К. Васильева  вдохновила неизвестного поэта на создание  стихотворения.

Девочка читает стихотворение (к картине Васильева «Ожидание»)

Горит свеча у мерзлого окна,
Протаяли узоры ледяные.
А девушка одна, совсем одна,
Во всей избе, а может, и в России...
Пусть близко где-то и отец, и мать.
Да им о сокровенном не расскажешь.
На сердце одиночества печать, 
Ничем ее не сломишь, не развяжешь.
Свеча мерцает в девичьей руке, 
Тревога сердце нежное волнует. 
А милый мой уж где-то вдалеке,
Работает, а может, и воюет.
А может, он с соседнего двора, 
Но что-то встрече будущей мешает. 
Назначенная минула пора, 
И девушка томится и вздыхает.
У девушки волнистая коса. 
Ну где найдешь пышнее и красивей? 
И где найдешь прекраснее глаза – 
Глубокие, как небо над Россией...

Слайд 10:

А вот ещё одна картина Карла  Брюллова «Гадающая Светлана», которой посвятил стихи Василий Андреевич Жуковский

Светлана

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудные;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдные.
Тускло светится луна
В сумраке тумана –
Молчалива и грустна
Милая Светлана…

Учитель 1: Ребята, а как вы думаете, когда  устраивают  гадания? (На Рождество, на святки, на Крещение).

Слайд 11:

Все мы любим праздники.
Особенно новогодние.
Новый год!
Этот праздник – один из самых любимых, весёлых, волшебных.
Наш обычай зажигать на Новый год ёлочные огни пришёл из далёких времён.
И родился он  не у нас в России, а у древних обитателей Англии и Германии.
По традиции накануне ярких сказочных праздников открываются и начинают свою интересную работу разные мастерские: мастерская Деда Мороза, «Очумелые ручки», «Тук-Тук», «Шей-Клей» и др.

Сообщение темы урока

Слайд 12: + оформление доски

Вот и у нас сегодня урок пройдёт в  творческой мастерской по тестопластике.
Тема нашего урока: Новогодние праздники. Сувениры.
А как вы думаете, какой сувенир мы сегодня будем делать? Кто догадался? (Ответы детей)
Мы сегодня изготовим подсвечник из солёного теста по образцам.

Учитель 2: (Обратить внимание детей на выставку поделок)
Подсвечники бывают разные. Их можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Из глины и из соленого теста получаются красивые и интересные подсвечники. Ими можно украсить любой интерьер. Свечи в них  создают в доме особую атмосферу таинственности и ожидания чуда.
Я предлагаю вам, сделать подсвечник из соленого теста. Он будет служить украшением на вашем новогоднем праздничном столе.
Работаем  сегодня в группах.
В каждой группе есть ребята, которые владеют секретами мастерства по работе с солёным тестом.  Встаньте, пожалуйста, пусть вас все увидят.   Давайте познакомим всех с историей  солёного теста.
Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста — упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область.

Слайд 13:

Ученик 1: С давних пор выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний.

Ученик 2: В Германии и Скандинавии издавна было принято изготовлять пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось особенно привлекательным. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае, начиная с 17 века, из теста делали марионетки.

Ученик 3: Здесь подготовлена интересная  информация  о  тесте, лепёшках, хлебе, истории выпечки.
Вы можете с ней познакомиться.

Ученик 4: Когда главным символом рождества стала ёлка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

Ученик 5: На Руси фигурки из этого материала дарили на новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. А украшали их росписью,  характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, – символ богатства и благополучия в семье.

Учитель 2: Молодцы! И ещё Вам предстоит  помогать, подсказывать тем, кому будет нужна помощь. А вы, ребята, не стесняйтесь обращаться к ним. (Садитесь)
Для изготовления подсвечника нам необходимы будут разные материалы и инструменты.  Они находятся у вас на столах. Сейчас я познакомлю вас с основными этапами работы.
Слушайте и смотрите внимательно. Делать будете  позже.

Слайд 14:

1. Возьмите достаточное количество теста,  согрейте его и скатайте из него шарик.

Слайд 15:

2. Прижмите  ладонью шарик к фольге (фольга на столе), чтобы немного его сплюснуть. Это  будет основа  нашего будущего подсвечника.

Слайд 16:

3. Посредине основы – «лепешки» сделайте выемку,  равную  диаметру  свечи (можно это сделать свечой  в фольге).

Слайд 17:

4. Основная часть готова.  Приступайте к её  украшению. Посмотрите, что может у вас получиться.

Слайд 18:

(Показ образцов-слайдов сопровождается краткими комментариями)

Дополнительные сведения по оформлению сувенира:

Для украшения сувенира из цветного соленого теста можно вылепить несколько цветков и приклеить их к поверхности подсвечника. Приклеивать украшения нужно, смачивая основания деталей водой. После того, как поделка высохнет, ее можно покрыть лаком. Вот и всё, красивый подсвечник из соленого теста готов. Теперь вы можете изготовить такие подсвечники из соленого теста и подарить их всем родственникам.

Слайд 19: (технология выполнения сувениров)

Разминка для пальчиков (физкультминутка):

Вот все пальчики мои,
Их как хочешь, поверни –
И вот этак, и вот так –
Не обидятся никак!
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.

Практическая работа

(Работа по изготовлению подсвечника в группах)

Подведение итогов

Каждая группа оформляет на своём столе выставку: готовые  сувениры дети выставляют на середину стола для оценивания.
Отметки выставляются индивидуально всем учащимся класса, а также оценивается работа группы.

Учитель 1: Ребята, вам понравилась работа в мастерской по тестопластике?
А чем?  Кто сделал для себя какие-то открытия?
Кто узнал новые приёмы работы?
Как называется материал, с которым работали?
Подумайте, почему мы выбрали для изготовления именно такой сувенир?

 Слайд 20:

– Однажды мне приснился чудесный сон о человеке и свече…
Наступал вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.
– Куда мы идем? – спросила свечка.
– Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань.
– Но, ни один корабль в гавани не сможет увидеть мой свет, – возразила свеча.
– Хоть твой огонек и невелик, – сказал человек, – все же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной.
Так беседуя, они достигли вершины лестницы, и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрест и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам.
…Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя твоего душевного тепла и хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если ты сам этого еще и не осознаешь в полной мере.
Просто будь светом для окружающих тебя людей как тот маячок, который радостно направлял корабли в безопасную гавань.

(Учитель 2 зажигает свечу)

А вот и наш маячок... Свеча горит как будто изнутри. Она горит собою. Ее жизнь — это и есть горение. Она светит, потому что не может не светить — в этом ее жизнь, ее судьба.

Слайд 21:

(Слова проговариваются хором)

Если я гореть не буду, 
Если ты гореть не будешь, 
Если мы гореть не будем — 
Кто ж тогда развеет тьму?

– Ребята, давайте накануне приближающихся праздников согреем друг друга своим душевным теплом.  Скажите  друг другу  тёплые пожелания, а чего..? (дети желают…)

Группа детей-помощников:

Слайд 22: (пожелание)

Пусть всегда  у вас будет:
Воздух чтобы дышать,
Огонь, чтобы греться,
Вода, чтобы пить,
И Земля, чтобы на ней жить…

Слайд 23: (заключительный – «С наступающим Новым годом!»)