Интегрированное занятие "Жаворонки прилетели"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей внимательно вслушиваться в музыку, понимать содержание произведения;
  2. Учить эмоционально отзываться на веселый, живой характер песни;
  3. Учить детей менять движение в соответствии с изменением характера музыки;
  4. Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей;
  5. Учить детей рисовать птицу в движении, показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы.

Развивающие:

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку;
  2. Развивать умение ориентироваться в пространстве;
  3. Расширять словарный запас;
  4. Развивать навыки рисования наброска рисунка простым карандашом, навык рисования восковыми мелками;
  5. Развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей любовь к народному фольклору, стремление к достижению результата;
  2. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Оздоровительные:

  1. Следить за осанкой детей во время работы.

Методические приёмы:

  1. Показ и объяснение воспитателя;
  2. Игровая ситуация, с использованием художественного слова;
  3. Художественное слово;
  4. Наблюдение за работой детей;
  5. Анализ работ воспитателем и детьми;
  6. Поощрение.

Словарная работа: переливчатые трели, обряд, заклички, надоскучила, проталины, «теплые ноги у весны», набросок.

Материал:

Демонстрационный: иллюстрации с изображением жаворонков, алгоритм «Последовательность рисования птиц»

Раздаточный: Белые листы бумаги, простые карандаши, восковые мелки.

Музыкальный ряд: Музыкальные композиции: русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой; «Ноктюрн» муз. П. И. Чайковского; «Веселая прогулка» муз. М. Чулаки; «Весна идет» муз. В Герчик; «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского

Зрительный ряд: использование ИКТ(презентация слайдов «Весенняя рапсодия»).

Ход занятия

Зал оформлен в виде весенней полянки.

Звучит русская народная мелодия. Обработка Т. Ломовой. Дети входят в зал шагом с носочка и встают в круг.

Музыкальный руководитель:

Хорошо! Хорошо! Солнышко проснулось!
Хорошо! Хорошо! Детям улыбнулось!
Отправляемся на веселую прогулку!

Упражнение: «Веселая прогулка» муз. М. Чулаки

(Шаг с притопом, бег, осторожная ходьба)

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите вокруг, как хорошо! Природа просыпается от зимнего сна!

Видео-презентация: «Весенняя рапсодия»

Музыкальный руководитель: Бабочки проснулись, сладко потянулись!

Упражнение: «Бабочки» «Ноктюрн» муз. П. И. Чайковского

(Дети садятся на стульчики)

Музыкальный руководитель:

К нам весна шагает быстрыми шагами.
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Видно очень теплые ноги у весны.

Песня: «Весна идет» муз. В Герчик

Музыкальный руководитель: Ребята, какие птицы первыми возвращаются в родные края?

Ответы детей: Скворцы, грачи...

Музыкальный руководитель: В старину, больше всего ждали маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляют природу пробуждаться от зимнего сна.

Слушание: «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского

(беседа по содержанию произведения)

Музыкальный руководитель: Нежная, чистая, красивая музыка. Она очень тонко передает впечатление от песни жаворонка, чистой, звонкой, высокой.

Она так радует душу и согревает сердце.

Воспитатель: Чтобы приблизить приближение весны, тепла, люди придумали обряд – закликание жаворонков. Девушки и дети ходили по улицам, и пели специальные песенки – заклички.

(Воспитатель с ребенком поют А-капелла)

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Воспитатель: Ребята, хотите нарисовать жаворонков?

Ответы детей: Да. Хотим научиться рисовать жаворонка.

Воспитатель: Присаживайтесь за столы.

(на доске висят изображения жаворонков)

Посмотрите на эти изображения. Тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких?

Ответы детей: Голова, туловище, хвост, крылья.

Воспитатель: Какой они формы?

Ответы детей: Голова – круглая. Туловище – овальное. Хвост, как треугольник. Крылья – овальные. Клюв – маленький, треугольный.

Воспитатель: Правильно.Голова- круглая или слегка овальная, туловище- овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде - они овальные, клюв имеет треугольную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым.

Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только постараться и правильно соединить эти части.

(Показ наброска рисунка мелом на доске)

Воспитатель: Сначала я нарисую овальное туловище. Теперь пририсую к нему круглую головку и маленький треугольный клюв. Нарисую овальные крылышки, у которых немного заострю концы - это самые длинные перья.

Остается хвост и лапки. Хвост напоминает треугольник, а лапки – две ломаные линии.

Жаворонок готов.

Вам понятна последовательность рисования?

Теперь попробуйте сами сделать набросок жаворонка.

Перед тем как начать работать давайте разомнем пальчики.

Физминутка:

Пой-ка, подпевай-ка: (встряхиваем кисти рук, чтобы их расслабить)
Десять птичек – стайка. (переворачиваем ручки ладошками вверх)
Эта птичка – соловей. (далее на каждую птичку берем один пальчик и слегка трясем его)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель.
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж,
Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, – по домам! (кладем кисти за запястья, трясем, изображая птичек, и уводим руки за спину – прячем)

Воспитатель: Наши ручки и пальчики разогрелись. Берем простой карандаш и приступаем к работе.

(самостоятельная деятельность детей)

Во время работы звучит «Песня жаворонка» муз. П.И. Чайковского.

Воспитатель: Итак,ваши рисунки готовы. Осталось раскрасить их оперение. А раскрашивать мы будем восковыми мелками.

Посмотрим, какое оперение у жаворонка…

(обратить внимание детей на иллюстрации)

Воспитатель: Начинайте работать. Раскрашивайте аккуратно, не выходя за контур.

В заключение – короткая беседа о содержании получившихся рисунков. 

Используемая литература:

  1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день» подготовительная группа. – Санкт-Петербург: Издательство «Композитор», 2009.
  2. Захарова С.Н. «Праздники в детском саду» – Гуманитарный.издательский центр ВЛАДОС, 2007.
  3. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать животных» – Издательство АСТ, «СЛОВО», 2005.
  4. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ: Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. – М.: Гном-Пресс, 2000.