Урок обучения грамоте по теме "Роль фонемы в образовании слов. Слова-указатели. Связи слов в предложении"

Разделы: Начальная школа


Цель: Создать условия для:

  • осознания смысла роли фонемы в образовании слов;
  • понимания связи слов в предложении;
  • развития коммуникативных навыков.

Урок в системе развивающего обучения (Л.В. Занкова)

Методы:

  • Частично-поисковый;
  • Наглядный;
  • Контроля.

Технология:

  • Развивающего обучения;
  • ИКТ.

Ход урока

I. Активизация познавательной деятельности.

Дети, у нас сегодня гости. Мы рады.

Они пришли к нам посмотреть, чему мы научились за эти два месяца, и я надеюсь, что вы все будете хорошо работать.

1. Работа над артикуляцией.

– Прочитайте скороговорку.

Белые бараны били в барабаны.

– Подтянули животики. Делаем вдох. Читаем на выдохе.

– Включаю радио: громко, но медленно.

– Выключаю радио: тихо, но быстро.

– Скажи весело, удивленно, как лиса, как медведь.

– Подними подбородок и воздух направь над людьми. Скажи легко.

– Выдели голосом слова (белые, бараны, били, в барабаны)

– Для чего нам нужна такая работа? (Для развития речевого аппарата)

2. Какая же основная цель на уроке чтения?

– Научиться хорошо, читать.

Что нужно для этого знать? (Буквы)

Прочитайте изученные гласные буквы.

– Назовите изученные согласные буквы.

Все буквы стоят в строго установленном порядке, и каждая буква имеет свое место и называется …..(Алфавит)

3. Чтение слов по кругу (на доске)

Внимательно прочитаем слова в столбиках, они встретятся в тексте.

воздух
листья
деревья
хорошо
осенью
на деревьях
в лесу
в воздухе
но вот
и опали
паутина
тонкая
съёжился
разноцветных
вьется

– Чтение хором.

В лесу.
Хорошо в лесу осенью. В воздухе вьется тонкая паутина. На деревьях много разноцветных листьев. Но вот листья съежились и опали….

– Дети, а кто знает, что стоит в конце предложения? (многоточие)

Рассказ не закончился.

– Как бы вы закончили этот рассказ?

– Замени подчеркнутые слова близкими по значению.

Разноцветные (пестрые, многоцветные, многокрасочные)

Съежились (сжались, уменьшились)

– Такие слова называются синонимы.

– А как называются слова с противоположным значением?

(– Антонимы.)

– Приведите свои примеры.

II. Целеполагание.

Мы сегодня на уроке будем исследователями. Кто такие исследователи мы уже знаем.

– Откройте азбуку на стр.40

– Исследуйте глазками страницу учебника.

– Сегодня у нас новая тема? (Сегодня у нас урок закрепления.)

– Почему так считаете?

– Что я хочу узнать на уроке? Я хочу знать…(ученики ставят цели)

– Что- то новое вы увидели на странице?

– Сегодня мы откроем новую тайну.

III. Планирование.

– В каком порядке будем выполнять задание?

(Будем выполнять работу по порядку)

Для чего нам нужна такая работа?

(чтобы знать чему учиться на уроке)

IV. Реализация плана.

1. Итак, 1 задание (стр. 40) Это строки из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака.

  1. читаем вместе.
  2. читает выразительно ученик
  3. Какое задание можно предложить? (Подчеркнуть букву Б и В)

– Для чего нам дано такое задание?

(Чтобы развивать внимание)

V. Физкультминутка.

Буратино потянулся
Раз нагнулся, потянулся,
Два нагнулся, потянулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

– А какое задание нам дано в таблице?

– Найди и подчеркни слово вилы

Сколько слов нашли? (2)

– А я дети еще 1 слово подчеркнула? (Это ошибка)

– Почему?

– В слове вилы, на, что указывает буква ы? (Буква ы дает звук [ы] и указывает на твердость согласного звука)

– В слове вили, на что указывает буква и? (Буква и дает звук [ и ] указывает на мягкость согласного звука)

– Назовите лексическое значение слова вилы . (Это сельскохозяйственный инструмент с зубьями на конце. А вили?- (Птицы вили гнездо)

Дети, посмотрите, как много значит в слове каждый звук и буква.

2 строка таблицы

– Прочитайте выделенное слово (барин)

Работа в парах. Найдите его вместе.

– Кто готов?

– Сколько раз встретилось?(1)

– Кто такой барин?

– А значение этого слова я нашла в «Толковом словаре» С.И. Ожегова

Барин – человек, который жил в достатке (богатстве) и не любил трудиться. Иногда и в наше время тоже называют людей так и говорят: Вот какой барин не хочет работать.

– Прочитайте слова 2 строчки

– Кто такой баран? (животное)

Что такое буран? (снежная буря, пурга)

Борин…Пенал (чей?) Борин.

– Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)

И последнее слово бурун. – Какое слово интересное?

– Кто знает этот значок? (Это звездочка)

– Что обозначает эта звездочка?

– Кто увидел его в конце страницы? Оно записано мелким шрифтом.

– Что же такое бурун?

– Читает учитель в конце страницы лексическое значение слова. А значение этого слова нашли в толковом словаре. Вот какая замечательная книга и мы ею будем пользоваться и на других уроках.

3 задание

– Интересно, что за слова напечатаны синим цветом? (Это местоимения)

– Это трудное задание, но очень интересное.

– Что пропущено в этих схемах? (нет первого слова)

– А помогут нам в этом местоимения.

– Читаем со 2 слова.

– Какое слово пропущено? (Она). Возьмите карандаш и вставьте его.

– Читаем 2 предложение. (Он)

– На 3 предложение (они, )

Был, была, были.

– Что произошло со словом? (Слово изменилось, появились буквы а, и)

– Дети, слово изменилось? Почему?

– Подставили разные местоимения.

– А теперь посмотрим на слова 2 столбика. Прочитаем хором!

– Подставьте местоимения.

– я

– мы

– А в последнем вместо местоимения какую часть речи можно подставить? (Имя существительное) (папа)

– Какую работу мы еще не выполнили? (не отгадали загадки)

– Давайте поработаем с загадками и сравним их.

Дети читают текст на слайдах. Выбирают отгадки. (картинки : ежик, елка , кактус, расческа)

Я весь покрыт иголками, колкими, колкими. Я вся покрыта колкими зелеными иголками.

Читает 1ученик. Читает 2 ученик.

– Выбери отгадку.

А почему ежик? кактус? Докажите.

– А елка ?

– Какого рода имя существительное?

(кактус, ежик) (м. р.) Он покрыт.

(елка) (ж.р.) Она покрыта.

– Почему во вторую загадку не подходит расческа? Она тоже зеленая.

(нет иголок)

Итог: Слова в предложении связаны по смыслу.

VI. Рефлексия.

Мы были исследователи.

Какие открытия мы сделали на уроке?

– Что было на уроке трудно?

– А кому было легко?

– С какой замечательной книгой мы сегодня познакомились?

В нашей речи будут встречаться разные слова устаревшие и новые. Мы будем пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками. Вы будете много читать и очень много знать. Ваша речь будет красивой и правильной.