Урок окружающего мира по теме "Смена времен года". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Расширить и уточнить представления детей о временах года, объяснить причины смены времен года.
  • Развивать мышление, наблюдательность, речь, умение анализировать увиденное и делать выводы.
  • Воспитывать чувства взаимопомощи, уважения к окружающим, интерес к окружающему миру.

Оборудование: Иллюстрации с картинами природы в разное время года, текстовые задания для учащихся, презентация к уроку, фрагмент фильма “Смена времён года”, заставка “Смена времён года в 40 секунд”.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята проверим готовность к уроку. Улыбнемся и пожелаем друг другу удачи на пути к новым открытиям.

II. Проверка домашнего задания.

- Выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке.

  • ночь наступает, так как на небе появляется Луна.
  • планеты вращаются вокруг Солнца под воздействием закона Всемирного тяготения.
  • день и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнце. (Вывод с последнего урока)

- Все ли с этим согласны? (Да)

- Сегодня мы продолжим разговор о движении Земли.

III. Актуализация знаний и постановка проблемы. (Работа в группах)

А)

- Представитель от каждой группы подойдите ко мне. Возьмите каждый по полотенцу, намочите его и повесьте сушить. В конце урока мы узнаем, что с ними произошло.

Б)

- Возьмите карточки с заданиями и подготовьтесь к ответам.

Первая группа:

Желтый лист покачнулся и медленно упал на Землю. Почему? (Лист упал потому, что наступила осень, и еще на него действует притяжение Земли.)

Соберите пазл.

Вторя группа:

1) Была солнечная погода .Лодка отплыла от берега, и через некоторое время она превратилась в маленькую точку. Почему? (При удалении все предметы кажутся меньше)

2) Соберите пазл.

Третья группа:

И вот из-за леса появилось Солнце. В утренних лучах снег казался нежно розовым почему? (Причина появления Солнца- вращение Земли вокруг своей оси. )

Соберите пазл.

Четвертая группа:

Земля облетела Солнце. А за моим окном по-прежнему на тополе появлялись первые листочки, а рядом буйно цвела вишня. Почему? ( Мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца, так как действует закон Всемирного тяготения. Но почему за окном опять распускались на тополе листочки, мы не можем сказать.)

Соберите пазл.

В)

- Внимательно посмотрите на картинки-пазлы. Представитель от каждой группы выходит к доске со своей картинкой, когда услышит загадку, которая подходит к изображению.

Обернулась в лед вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима)

Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю. (Весна)

Я соткано из зноя
Несу тепло собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!”- приглашаю. ( Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень)

- О чем пойдет речь сегодня на уроке? (О временах года.)

- А что будем говорить о временах года расскажет нам видео ролик. (Видео, 40 сек.)

- Так какая тема урока? (Смена времен года)

- Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас?

 IV. Совместное “открытие” знаний.

А)

- Представители от каждой группы подойдите ко мне.

- Представьте себе, что лампа это Солнце, а ваши руки это наша планета. Включим лампу (Учитель демонстрирует с начала сам, предупреждая о возможной опасности), поднесем руку на таком расстоянии от лампы, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете? (Руке очень тепло.)

- Теперь, оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте её вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло)

- Может лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете? (Опять руке стало теплее.)

- Теперь так же медленно опускайте руку в низ. Тепло ли руке? Почему? (Опять не так тепло. Дети высказывают свои версии.)

- Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали. Обозначим так же лучи света исходящие от лампы. (В группах )

- Расскажите о том, как падают лучи в каждом случае? (в первом случае лучи падают прямо на руку, а во втором и третьем лучи падают наискосок.)

- Так почему же в первом положении руке было теплее? (Лучи были прямые, а значит ближе к источнику тепла.)

Б)

- Видео (фильм)

- Что несут солнечные лучи? (Свет и тепло)

В)  Проверка опыта с полотенцами.

Г)  Работа с учебником стр. 56-59

V. Самостоятельное применение знаний.

1)

- Работа в тетради стр. 18

2) Проверка опыта.

- Как вы думаете, какое полотенце успело высохнуть? Давайте проверим.

(Представитель от каждой группы идет за своим полотенцем и выходит к доске.)

- Почему первым высохло полотенце, которое было на батарее? (Тепло на всю поверхность полотенца действует, так же как и прямые лучи Солнца на Землю.)

- Там куда попадают прямые лучи от Солнца поверхность будет нагреваться больше, а ближе к полюсам меньше. Там лучи будут пологие (косые).

3) - Ребята сумели мы ответить на главный вопрос нашего урока: Какие изменения происходят на Земле во время её вращения вокруг Солнца? (Да, когда в Северном полушарии идет зима, то в Южном лето.)

VI. Домашнее задание.

- Урок №9, тетрадь стр.19

VII. Итог урока.

Презентация

Выставление отметок