Односоставные предложения. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала по теме “Односоставные предложения”.

Место урока в теме: последний обобщающий урок в теме “Односоставные предложения”.

Цели:

  • образовательная: повторить и обобщить материал по теме “Односоставные предложения”.
  • развивающая: развивать речь, внимание, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, продолжать развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
  • воспитательная: воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.

Методы:

  • Словесные, наглядные
  • Проблемно-поисковые
  • Взаимоконтроль, самопроверка.

Приемы: беседа, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, дифференцированный подход.

Формы работы: групповые, фронтальные и индивидуальные.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация.

Конспект урока

УЭ
2 минуты
Интегрирующая цель:
  • определить уровень знаний по теме “Односоставные предложения”; систематизировать знания о видах односоставных предложений;
  • повторить изученный материал на основе художественных текстов;
  • развивать умение делать синтаксический разбор предложения.
 
УЭ-1

9 минут

Цель: определить уровень знаний по теме “Односоставные предложения”.

I. На доске записаны пословицы. Прочитайте и объясните, как вы их понимаете?

А) Без труда и не вытащишь и рыбку из пруда.

Б) Всякое уменье трудом дается.

В) Без хорошего труда нет плода.

Записываем в тетрадях число, пропускаем строчку и понравившуюся пословицу пишем эпиграфом к уроку.

2.З.: Подчеркните грамматическую основу предложения и определите его вид, докажите.

III. - Какие виды предложений будем повторять?

- Чем будет заниматься?

- Сформулируйте цель урока (систематизировать знания о видах односоставных предложений).

- Чему должны научиться?

IV. Прочитайте стихотворение А.Фета и определите, из каких видов односоставных предложений состоит данное стихотворение. Для чего они служат? Докажите свое мнение.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск января,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!

Вывод:

З.: Модель односоставного назывного предложения начертите в тетрадях.

 

Фронтальная работа

Самостоятельная работа

Самопроверка

 

Максимальное количество -3 б.

КЛЮЧ (на доске):

А) об.-л.

Б) двусост.

В)безл

 

Фронтальный опрос.

 

 

 

 

Фронтальный опрос.

Текст стихотворения на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа совместная с учителем Схема строится на доске

2 минуты V. Гимнастика для глаз  
УЭ-2

12 минут

Работа в группах: учащиеся составляют модели- схемы. (На доске вывешиваются схемы, начерченные на листе форматом А5). Представитель группы комментирует работу. Ребята оценивают работу товарищей.

З.: 1гр.- определенно-личных предл. (о.-л.);

2 гр.- неопределенно-личных предл. (н.-л.);

3 гр.-обобщенно-личных предл. (об.-л.)

4 гр.-безличных предложений (безл.)

Работа в группе. Оценивается работа по 5-бальной системе.

Взаимопроверка

Работы проекцируются на доске

Работа с учебниками

УЭ-3

7 минут

VI. Практическая работа.

I. Буквенный диктант.

  1. Вот парадный подъезд. (Н.В.Гоголь)
  2. Учись, мой сын! (А.С.Пушкин)
  3. Моя хата с краю, ничего не знаю (посл.)
  4. И скучно, и грустно, и некому руку подать.(А.С.Пушкин)
  5. Ни огня, ни черной хаты (А.С.Пушкин).
  6. Дряхлею телом, но не духом.(Н.В.Гоголь)
  7. По алле проводят лошадок (А.А.Ахматова)
  8. Надо что-нибудь любить (А.А.Фет)
  9. Единства не создать, не выдумать, ему не научиться. (О.Э.Мандельштам)
  10. Дождливые закаты. Серые вечера. (Б.Л.Пастернак)
Самостоятельная работа

Самопроверка

Ключ
  1. наз.
  2. 0.-л.
  3. Об.-л.
  4. Безл.
  5. Безл.
  6. 0.-л.
  7. Н.-л
  8. Безл.
  9. Безл.
  10. Наз.

Оцените свою работу, пользуясь приведенными в таблице критериями. Для этого подсчитайте количество правильных ответов.

Таблица для оценивания

Критерии оценки

Количество правильных ответов Оценка
10 заданий

8-9

6-7

0-5

5

4

3

2

УЭ-4

6 минут

VII. Цель: систематизировать знания о видах односоставных предложений.

З.: По данным схемам составьте предложения и запишите их.

[безл.], [ двусост. ]

[ опр.-л. ], [двусост.]

[об.-л], [об.-л.]

[неопр-л], [двусост.]

[наз.], [двусост.]

[неопр.-л.], [двусост. ]

[безл.], [неопр.-л.]

[об.-л], [об.-л.]

[двусост.], [неопр.-л.]

[0пр.-л.],.[ двусост.]

10 заданий

8-9

6-7

0-5

5

4

3

2

УЭ-5 VIII.Рефлексия.
  • Что повторили сегодня?
  • Чему научились?
  • Какой этап урока показался самым интересным?
  • Что было трудно?
  • Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

А) я все понял, могу этот материал объяснить другому;-5

Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;-4

В) для полного понимания мне нужно повторить тему;-3

Г) я ничего не понял-2.

Оценку (соответствующую букву) поставьте в графу УЭ-5. Самооценка
Домашнее задание
Сумма баллов за урок Домашнее задание
32-33

25-31

Менее 21

-

Повторить теорию, простроить алгоритм работы;

Параграфы 28-32 повторить, упражнение: 211.

Творческое задание (по желанию) Написать сочинение-миниатюру, употребив все виды односоставных предложений.

Оценочный лист

ФИО УЭ-1 УЭ-2 УЭ-3 УЭ-4 УЭ-5 Итог Примечание
  Зб. Взаимооценка Контроль учителя
10 б.
Самооценка
5б.
33б  
10