Работа с одаренными детьми в системе дошкольного образования

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностей.

На данный момент в России работает и реализуется президентская инициатива “Наша новая школа”, в Пермском крае целевая региональная программа “Дети Прикамья” основной целью, которых является выделение системы поддержки одаренных детей.

С 2011 года в нашем городе разработан и выполнятся муниципальный проект “Одаренный ребенок” и ДД(Ю)Т его активный участник, т.к. имеет огромный потенциал для развития талантов в различных сферах человеческой и профессиональной деятельности.

Я, руководитель т.о., которое работает по программе “Социальное проектирование”. Дети т.о. ежегодно активно проводят исследования, разрабатывают и реализуют исследовательские, творческие и социальные проекты. Принимают участие в конкурсах разного уровня.

Работая с детьми, я пришла к выводу, что у некоторых обнаруживаются отличительные способности к той или иной деятельности. Это доказывают результаты диагностик познавательных и творческих способностей детей, тренинги и упражнения, на выявление лидерских качеств, наблюдение за детьми.

И очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Современному обществу нужны одаренные дети, и задача педагога, в том числе и моя, чтобы рассмотреть и развить способности воспитанников творческого объединения.

Если воспитанник социально-гуманитарного направления работы Дворца, сможет самореализовать свои творческие и интеллектуальные способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.

Анализируя, перечисленное выше, можно сделать вывод, что одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется активной познавательной позицией, очевидными достижениями в проектной и исследовательской деятельности.

Ученые склоняются к тому, что предельно индивидуализировать деятельность ребенка можно только одним способом – разработать индивидуальные образовательные маршруты для ребенка.

Таким образом, использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников. Смотри приложение №4.

Актуальность проекта.

Проект актуален, т.к. методика построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования.

Новизна проекта.

Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования, согласно концепции модернизации Российской системы образования 2001 года, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.

Цель проекта:

Внедрение методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми социально-гуманитарного направления МБОУ ДОД “ДД(Ю)Т”.

Задачи:

  • познакомиться с научными наработками психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и методических приемах работы с ними;
  • накопить библиотечный фонд по данному вопросу;
  • составить перечень способных детей, используя метод наблюдения;
  • выбрать методы и приемы, которые способствуют развитию у детей самостоятельного мышления, инициативности и творчества;
  • продиагностировать детей на уровень интеллектуального и творческого развития;
  • очертить с детьми долгосрочные и краткосрочные цели и пути их достижения;
  • разработать индивидуальные образовательные маршруты на каждого одаренного ребенка;
  • организовать совместную деятельность между учителями, родителями, педагогами ДД(Ю)Т;
  • определить способы оценки успехов воспитанников;
  • внести одаренных детей в общий банк данных одаренных детей ДД(Ю)Т и города.

Стратегия и механизм реализации проекта:

Участниками проекта будут дети, занимающиеся по программе “Социальное проектирование” ДД(Ю)Т, их родители. Проектом будет руководить Пшеничникова Т.Г., педагог дополнительного образования ДД(Ю)Т. Координировать работу по проекту будет заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДД(Ю)Т Федотова Л.Н. .

Для подбора материалов и реализации их на практике будет привлечёны специалисты – библиотекари, психолог и методисты ДД(Ю)Т.

Рабочий план реализации проекта (см. приложение 1).

Проект будет осуществляться в три этапа.

Методика выполнения проекта.

Подготовительный этап – направлен на сбор информационных материалов об одаренных детях. На сбор методических рекомендаций по составлению и использованию индивидуально образовательных маршрутов для одаренных детей. Консультации с психологом.

На этом этапе работа включает в себя:

  • формирование пакета диагностических методик на выявление потенциальных возможностей детей и выявления разных видов одаренности;
  • анализа информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития;
  • наблюдение за детьми в организованной и свободной деятельности, анализа наблюдений других педагогов;
  • общей диагностики детей т.о.

Банк диагностик психолого-педагогического сопровождения детей смотри приложение 2.

Основной этап – направлен на выявление одаренных детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.

На этом этапе будет:

  • организовано психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников т.о. и его анализ (см. приложение 3);
  • спланирована систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми (см. приложение 5);
  • ребенком составлен и пройден путь по индивидуально образовательному маршруту (см. приложение 4);
  • организована работа с педагогами разных профилей и родителями одаренных детей;
  • составлено портфолио одаренного ребенка.

Промежуточные выводы тьютора Пшеничниковой Т.Г.

По итогам диагностик и наблюдений из всех выделенных детей можно рассматривать 3 категории одаренных детей:

  • дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  • дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки.
  • дети, не достигшие по каким-либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада.

Завершающий этап – на этом этапе состоится подведение итогов, анализ работы по проекту. Самоанализ воспитанников, работающих по индивидуально образовательному маршруту (см. приложение 5).

Защита проекта и его корректировка для дальнейшей работы с одаренными детьми.

Конкретные ожидаемые результаты.

В ходе реализации проекта будет накоплен библиотечный фонд о методиках работы с одаренными детьми и подобран банк данных психолого-педагогических диагностик социально-гуманитарного направления. Будут выбраны методы и приемы, способствующие развитию у детей самостоятельного мышления, инициативности, творчества.

В процессе работы, будут выявлены дети, которые обладают яркой познавательной активностью, высоким уровнем интеллектуального развития, а из этой категории, одаренные дети (см. приложение 6).

Руководителем и участниками проекта будет апробирована работа по индивидуальным образовательным маршрутам в рамках программы “Социальное проектирование”. Проведено психолого-педагогическое сопровождение и индивидуализирована деятельность одаренных детей (см. приложение 7).

В результате деятельности одаренные дети будут внесены в банк данных ДД(Ю)Т и станут участниками муниципального проекта “Одаренные дети Лысьвы”.

К окончанию проекта будут учтены достоинства и недостатки в работе с одаренными детьми. Будет скорректирована программа “Социальное проектирование” и индивидуально-образовательные маршруты для дальнейшей работы. Будут вынесены рекомендации для педагогов, занимающихся с одаренными детьми.

Результат данной работы – это внедрение методики разработки и использования индивидуальных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми социально-гуманитарного направления ДД(Ю)Т. Что поможет этим детям самореализовать свои творческие и интеллектуальные способности, а это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих их личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.

Конечная оценка эффективности проекта будет проверена достижениями воспитанников, которые они достигнут в течение года.

Заключение.

Апробация работы с одаренными детьми ответственна и трудна.

В процессе работы возникло множество вопросов, ответ на которые предстоит ещё найти.

Возможные риски Пути преодоления
Неготовность педагога работать с одаренными детьми. Внутренняя мотивация.
Самообразование.
Обмен опытом.
Курсы и семинары.
Неготовность детей быть оцененными по достоинству. Внешняя мотивация.
Повышение личностных качеств детей: личностных, лидерских, волевых.
Неправильные установки.

Завышенные или заниженные требования.

Корректировка ИОП.
Изменение области деятельности.
Дополнительные индивидуальные занятия.
Изменение интереса и отношения детей к данному виду деятельности (переход, уход детей из т.о.). Взаимодействие с другими специалистами и школой.

Дальнейшее развитие проекта.

Проект “Апробация работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования” станет частью муниципального проекта “Одаренные дети г. Лысьвы”.

Деятельность по поиску, развитию и поддержке одаренных детей будет продолжаться, а внедрение методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов с одаренными детьми будет совершенствоваться.

Одаренные дети войдут в городской банк данных, что поможет им занять активную жизненную позицию, достигнуть весомых результатов в проектной и исследовательской деятельности.

Внедрение методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов с одаренными детьми, позволит структурировать программу “Социальное проектирование” по типу логарифмической спирали. Благодаря такой структуре программы один и тот же вид деятельности будет обрабатываться на занятиях периодически, многократно, а содержание постепенно усложняться и расширятся за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия.

Сформированный пакет диагностических методик на выявление потенциальных возможностей детей и выявления разных видов одаренности сможет использовать любой педагог в своей деятельности.

Организованное психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников будет представлено для дальнейшей работы в основной школе.

Участие в проекте детей, поможет им лучше адаптироваться в обществе, поверить в собственные силы, интеллект, творчество.

Итоги реализации проекта будут представлены для выпуска муниципального электронного сборника.

Библиографический список.

  1. Глазырина М.М., Федотова Л.Н., Запальская Е.В., Ананьина Н.Н., Котова Е.И., Широглазова Н.И. Муниципальный проект “Одаренные дети г. Лысьва”. – 2011.
  2. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2000. – С.376.:ил.
  3. Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения/ Н.Б.Крылова // Школьные технологии. – 2008. – №2. – С.34-41.
  4. Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П.Декина // Завуч. – 2004. – №6. – С.46-47.
  5. Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД /З.И.Маничкина, Н.П.Садомова // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – №11. – С.23-27.
  6. Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося /И.Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. – 2009. – №1. – С. 58-61.
  7. Глушенкова, А.В. Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы) /А.В.Глушенкова // Директор школы. – 2008. – №4. – С. 73-77.
  8. Бурилло, Т.Н. Психолого-педагогическая диагностика эффективности воспитания и обучения детей в ДД(Ю)Т / Т.Н.Бурилло // Методическое пособие для педагогов. – ДД(Ю)Т. – 2008.