Примерное перспективное планирование образовательной деятельности детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура образовательной программы ДОУ и, следовательно, структура воспитательно-образовательного процесса и его планирования.

План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Организовать образовательный процесс на основе интегрирования образовательных областей невозможно без целевого направленного перспективного планирования.

В нашей группе выстроена модель освоения содержания образования детьми раннего возраста в разнообразных формах совместной и самостоятельной деятельности соответственно программе «Из детства в отрочество» под редакцией Т.Н. Дороновой, которая является основной программой МКДОУ (Приложение 1).

Предлагаемый вариант примерного перспективного планирования образовательного процесса, разработан на основе ФГТ, проходит апробацию в нашем детском саду и непосредственно в группе детей раннего возраста «Колокольчик».

Образовательная область «Физическая культура»

Система физкультурно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий может быть спланирована на квартал, так как её содержание во многом зависит от сезонных условий. Планируя её, целесообразно указать, до какой температуры воздуха проводится прогулка и в каких случаях её длительность изменяется (Приложение 2), в какой одежде и обуви проводится физкультурное занятие (Приложение 3), как осуществляется закаливание, мониторинг оздоровительной деятельности и т. д. (Приложение 4).

Развитие физических качеств в процессе овладения основными движениями планируется на основе пособий «Двигаемся, играем, радуемся», Л.А. Соболева, В.П. Панина, Пермь, 1993 г. и «Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем»– методическое пособие. М.Г.Борисенко и др. – СПб.: «Паритет» 2003г (на данный момент планирование находится в разработке).

Образовательная область «Здоровье»

Воспитание культурно-гигиенических навыков спланировано поквартально (по блокам), так как процесс их формирования длительный и достаточно кропотливый. Безусловно, формирование всех навыков осуществляется в течение всего года постоянно и практически одновременно. Однако на наш взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность работы. Среди приёмов, способствующих формированию КГН у детей раннего возраста, на первом месте стоит прямое обучение – показ, указание, напоминание, совместная деятельность с ребёнком, а также дидактические игры, художественные произведения (Приложение 5).

Образовательная область «Безопасность»

В содержании блока «Безопасность» выделены направления, раскрывающие вопросы здоровья ребёнка, его безопасного поведения дома и на улице, правила общения с незнакомыми людьми (Приложение 6).

Образовательная область «Социализация»

Перспективное планирование по образовательной области «Социализация» представлено по трём направлениям: сюжетно-ролевая игра; воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Сюжетно-ролевая игра. Система формирования игровых навыков и умений предполагает постоянное использование таких традиционных приёмов, как объяснение, показ игровых действий, напоминание, включение воспитателя в игру для образцов игровых действий и употребление предметов-заместителей. В плане указаны такие методические приёмы как: рассматривание иллюстраций, беседы, д/игры и упражнения, игровые ситуации, чтение, отдельные виды продуктивной деятельности.

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Содержанием работы в данном направлении является формирование положительных эмоций, симпатии и доброжелательных отношений с окружающими. Среди методических приёмов чаще всего используются напоминание, указание. Также используются игровые приёмы, игровые ситуации и чтение.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, определённые федеральными государственными требованиями, предлагают несколько иной подход к содержанию нравственного воспитания, включив формирование у ребёнка гендерной принадлежности. Очень важно сформировать у ребёнка понимание, что он девочка или мальчик. Поэтому среди методических приёмов предлагаются наблюдения, рассматривание фотографий, беседы (Приложение 7).

Образовательная область «Труд»

Формирование трудовых навыков, навыков самообслуживания – длительная и кропотливая работа. Мы считаем, что необходимо выделить те виды трудовой деятельности, которым нужно научить детей, поэтому можно перечислить их и реализовать через разные формы организации трудовой деятельности (Приложение 8). Также нами разработаны таблицы, в которых указаны развитие трудовой деятельности, формирование первичных представлений о труде взрослого, его роли в обществе и жизни каждого человека, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам (Приложение 9).

Образовательная область «Познание»

Образовательная область «Познание» включает в себя следующие разделы: «сенсорное развитие», «развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности», «формирование целостной картины мира, расширение кругозора». В данном варианте перспективные планы по разделам: «формирование целостной картины мира, расширение кругозора» и «развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, представлены в старом варианте соответственно программе «Из детства в отрочество» под редакцией Т.Н. Дороновой [1], [5] (Приложение 10). Планирование наблюдений в природе (из раздела «формирование целостной картины мира, расширение кругозора») проводится по пособию С.Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста». А для разработки примерного перспективного плана по разделу «сенсорное развитие» использовано пособие Э.Г.Пилюгиной «Занятия по сенсорному воспитанию» [4] (Приложение 11).

Образовательная область «Коммуникация» – находится в разработке.

Образовательные области «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество»представлены в старом варианте соответственно программе «Из детства в отрочество» под редакцией Т.Н. Дороновой [1], [5] (Приложение 10).

Список используемой литературы

  1. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / [Т.Н.Доронова, Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева и др.].– М.: Просвещение, 2007. – 303с.: ил.
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.
  3. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.
  4. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми от двух до трех лет.
  6. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Доронова Т. Н., Доронов С. Г. – М: Детям XXI века, 2006, – 60 с.
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10.
  8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 г.).