Литературная гостиная "Творчество В.В. Маяковского"

Разделы: Литература


Предлагаемое занятие – “Творчество В.В. Маяковского” рассчитан на 80 минут. Задача преподавателя – выявить первичное восприятие стихотворений Маяковского. Вопрос, на который обучающиеся должны высказаться предельно откровенно: “Ваш ли поэт Владимир Маяковский?” Задача преподавателя – удивить, заинтересовать, покорить сердца студентов самой личностью поэта. Для этого надо организовать “встречу с Маяковским”.

Цели урока:

  • Познакомить с творчеством Маяковского, Маяковского-футуриста;
  • Показать неординарность Маяковского как личности и как поэта, его отличие от других поэтов, дать понятие о футуризме как литературном течении;
  • Заинтересовать обучающихся творчеством Маяковского, побудить их к более осмысленному пониманию сложных текстов поэта;
  • Насладиться стихотворениями Маяковского (в исполнении обучающихся).

Образовательная – пробудить желание обучающихся глубже познакомиться с личностью В.В.Маяковского, показать его разностороннюю одарённость, внутреннюю силу и целеустремлённость; выявить у обучающихся первоначальное впечатление о Маяковском;

Развивающая – способствовать развитию речи, формированию интеллектуального умения обучающихся: наблюдать, анализировать, обобщать, делать умозаключения;

Воспитательная – расширить кругозор и способствовать формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Оформление кабинета:

Раздаточный материал - карточки - задания, рабочие листы-конспекты занятия, тексты стихотворений В. Маяковского, словарные слова, рояль, нарисованный на листе ватмана.

На дверях в кабинет висит табличка и афиша:

Артистический подвал “Бродячая собака”

Гениальный поэт современности Владимир Маяковский читает свои стихи и отвечает на вопросы слушателей.

На доске записана тема занятия, помещен портрет Маяковского и представлены обложки первых публикаций поэта: “Пощечина Общественному Вкусу” (1912г.), “Я!” (1913г.), “Дохлая Луна” (1914г.), “Облако в штанах” (1915г.)

На потолке вверх ногами висит рояль (нарисован).

Ход урока

Начало занятия. Орг. момент (проверка посещаемости и готовности студентов к занятию).

Объявление темы и целей занятия (знакомство с биографией поэта, литературным окружением, с новыми литературными направлениями: футуризм и соцреализм).

Новая тема. Сегодня у нас встреча с поэтом серебряного века В.В. Маяковским. Познакомимся не только с поэтом, но и с человеком В. Маяковским. Помогут мне в этом студенты вашей группы, будут звучать стихотворения поэта. Ваша задача внимательно слушать. Перед вами на партах лежат Рабочие листы-конспекты, где вы будете записывать самое важное по занятию, это ваш черновой вариант занятия, его будем записывать вместе, а то, что вам хотелось бы записать по ходу занятия – пишите самостоятельно. Новые незнакомые слова указаны в конце Рабочего листа в разделе Словарь.

  • Что вы знаете о нем?
  • Какие его произведения читали в школе?
  • Ваш ли поэт В. Маяковский?

Преподаватель: Звучит стихотворение “А вы могли бы?”

Все ли понятно в этом стихотворении? О чем оно?

Чтобы понять это, надо знать:

1. Биографию поэта;

2. Литературное окружение и литературные предпосылки появления поэзии Маяковского.

3. Особенности раннего и позднего творчества поэта.

Это и есть план занятия, указанный в Рабочих листах.

Слушайте,
        товарищи потомки,
                агитатора,
                        горлана-главаря

Сообщение обучающегося: Родился Владимир Владимирович  7(19) июля 1893 года в селе Багдади, что неподалеку от Кутаиси, в Грузии, в семье лесничего Владимира Константиновича и Александры Алексеевны Маяковских. В1902 году поступил в Кутаисскую гимназию. Учится хорошо, “весь в пятерках”. Пришел 1905 год – Россия в войне с Японией, теперь не до учения. Втягивается в политическую жизнь Кутаиси. Он участник школьных забастовок, уличных демонстраций. От имени товарищей Володя объявляет начальству, что никто не будет читать молитву. После смерти отца(1906) вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву. Здесь Маяковский поступает в четвертый класс Пятой московской гимназии. Однако учиться пришлось недолго: Маяковский активно включается в подпольную революционную работу. Вступает в Российскую социал-демократическую партию большевиков. (РСДРП) 29 марта 1908 года он был арестован в подпольной типографии, но был освобожден до суда. 27 февраля 1909 года вновь попадает под арест, наконец, 2 июля арестовывается в третий раз. В тюрьме он скандалил, поэтому его переводили из части в часть, и вот Бутырская тюрьма, одиночная камера №103. Здесь он начал писать стихи. Здесь же, в Бутырках, созрело решение “делать социалистическое искусство”.

Преподаватель: С детства В. Маяковский ничего и никого не боится, юноша огромного роста выглядел старше своих лет, выпускали его из тюрьмы, так как был еще несовершеннолетним юнцом. Жажда активной жизни и полезной работы с юности. В партийной деятельности поэта следует искать истоки революционных настроений поэта, а также мотивы социалистического звучания дооктябрьского общества и вера в победу революции. Неслучайно мы остановились на биографии поэта. А далее рассмотрим литературное окружение и литературные предпосылки появления поэзии Маяковского.

Сообщение обучающегося. В 1911 году Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Но и здесь он пробыл недолго. Причиной тому стала встреча с Давидом Бурлюком, который свел его с Хлебниковым, Крученых и другими поэтами и художниками, основоположниками футуризма в России. Маяковский примыкает к этой группе (названной ее участниками “Гилей”) и очень скоро становится одним из самых активных (и самым талантливым) представителем нового направления в искусстве. Имя Маяковского стоит под Манифестом футуристов, напечатанном в альманахе с вызывающим названием “Пощечина общественному вкусу” (1912). Здесь же впервые увидели свет стихи поэта.

Слово “футуризм” происходит от латинского слова “будущее”. Футуристы пытались полностью порвать с традиционной культурой, утверждая новую эстетику – эстетику будущего.

Все для них начиналось с разрыва с современностью и историей. Будущее мыслится как нечто абсолютно новое, ничем не связанное с настоящим. Но это будущее должны были понять и принять все и сразу. Футуристы презирали современность, считали, что старый мир должен быть выброшен на мусорную свалку истории. Но одновременно они страстно хотели быть услышанными и понятыми теми, кого презирали. И вот на сцену выходил высокий широкоплечий мужчина в ярко-желтой кофте и читал стихотворение “Нате!”. Реакция публики: свист, крики: “Долой Маяковского!”, “Долой футуризм!”. Что им не нравилось? Грубая, жестокая правда, которую открыто высказал поэт?

Обучающийся: Чтение стихотворения “Нате!”

Преподаватель: “Нате!” - это стихотворение, в котором поэт берет на себя право не уважать своих читателей и не дорожить их мнением. Чего здесь больше – вызова, хулиганства или желания привлечь к себе внимание, - сказать трудно. Но в нем отражены основные темы и мотивы поэзии раннего Маяковского и русского футуризма вообще – вызов существующему строю, общественному благополучию, желание взорвать устоявшиеся представления о поэзии, неудовлетворенность сложившимся порядком и смутная жажда яркой и необычной новизны.

Борьба за искусство и общество будущего для футуристов вылилась в борьбу с современной им действительностью, которую они считали пошлой, бездуховной, пропитанной ложью, материальными заботами. С тем, что принято называть буржуазной действительностью.

Преподаватель: Итак, вот оно литературное окружение. Раннее творчество Маяковского – это эпатаж, бунт, борьба. За участие в публичных литературных выступлениях футуристов Маяковский был исключен из училища. (1914 г.)

Новым этапом явилась поэма “Облако в штанах”. “Долой вашу любовь”, “долой ваше искусство”, “долой ваш строй”, “долой вашу религию” - четыре крика четырёх частей", - так характеризовал сам поэт основную направленность “Облака”.

Преподаватель: Давайте подведем короткий итог и ответим на вопрос, так в чем же особенности ранней поэзии Владимира Маяковского?

  • в стремлении говорить “языком улицы”, грубым языком о грубой правде жизни;
  • необходимость пробуждения желания пересоздать мир и себя;
  • в попытках изменить место и роль поэзии в жизни общества. Поэзия должна стать идеологией;
  • неологизмы: мещанье, двухметроворостая, серпастый, молоткастый и т. д.;
  • “языком улицы”, т. е. словами, считавшимися   “непоэтическими” - просторечиями, жаргонизмами, сниженной лексикой;
  • призывы “сбросить Пушкина с корабля современности”, утверждения о том, что они, футуристы, создают нечто небывалое, - все это своеобразная игра, способ привлечения к себе внимания публики.

Работа в тетради: заполнение таблицы по футуризму.

Работа и запись в Рабочий лист: особенности раннего творчества Маяковского. Преподаватель: А 17 ноября в артистическом подвале “Бродячая собака” состоялось публичное выступление Маяковского с чтением стихотворений.

Преподаватель: Давайте заглянем в этот артистический подвал, где уже не в первый раз шокирует своими стихами поэт Владимир Маяковский.

Сценка. В аудиторию входят две дамы (заранее подготовленные 2 обучающиеся):

I – Дорогая, вы слышали про какое-то новое течение, футуризм, кажется?

II – О, это чрезвычайно интересно!

I – Признаться, я ничего не вижу в этом интересного. Это просто какой-то балаган! И зачем они повесили рояль?! Ничего не понимаю.

II – Сядемте. Надеюсь, сегодня вы все поймете.

Крик в зале: - Маяковский! Идет Маяковский.

Входит Маяковский.

Маяковский встает перед публикой (в образе поэта заранее подготовленный юноша):

- Милостивые государыни и милостивые государи! Я – нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие.

Я – циник, от одного взгляда которого на платье у оглядываемых надолго остаются сальные пятна величиною приблизительно в десертную тарелку.

Я – рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя...

Реплика из зала (любой обучающийся из группы): - Убедительно просим, продекламируйте любое свое стихотворение.

Маяковский: - Я не декламирую, а читаю. Причем, я хочу, чтобы меня слушали не только вы, но и будущие поколения. Я думаю, что достоин грампластинки, а не просто рупора.

I – А зачем вы рояль повесили?

Маяковский: - Потерпите до конца, узнаете.

II – Как вы себя чувствуете в русской литературе?

Маяковский: - Ничего, не жмет.

III – Маяковский, почему вы себя так хвалите?

Маяковский: - Мой соученик по гимназии всегда советовал: говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут твои друзья.

IV – Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.

Маяковский: - Мои стихи не море, не печка и не чума.

V– Пушкин понятнее вас.

Маяковский: - Квалифицированный читатель – рабочий, крестьянин, интеллигент – должен знать Пушкина, но не следует впадать в крайности и читать только его. Я лично очень люблю Пушкина.

VI – А часто ли вы заглядываете в Пушкина?

Маяковский: - Никогда не заглядываю. Пушкина я знаю наизусть.

VII – Позвольте, но зачем же вы рояль повесили?

Маяковский: - Так чтобы заинтересовать вас и заставить высидеть всех до конца нашего вечера.

Преподаватель: Необычными, вызывающими были даже названия стихотворений: “Вам!”, “Нате!”, “Мама и убитый немцами вечер”, “Флейта-позвоночник”, “Пощечина общественному вкусу”, “Дохлая луна” и т.д.

Возвращаемся к стихотворению “А вы могли бы?” Анализ стихотворения.

Вывод (преподаватель): Да, в творчестве раннего Маяковского соседствуют и переплетаются вызов, нарочитая грубость, хулиганство (один из фильмов, в котором снялся до революции Маяковский, так и называется – “Барышня и хулиган”), и удивительная нежность, ранимость, незащищенность.

Давайте прослушаем одно из таких стихотворений, которое говорит о том, что за внешней грубостью скрывается нежная и ранимая душа поэта.

Самостоятельная работа: Чтение и анализ стихотворения “Скрипка и немножко нервно”.

Преподаватель: - А мы прощаемся с ранним Маяковским, Маяковским – футуристом. Впереди – революция, которой Маяковский будет служить всем сердцем, впереди – радости и огорчения, взлеты и падения.

Сообщение обучающегося: Маяковский и революция. Сразу после революции активно включается в революционную жизнь, заявляет: “ нужно приветствовать новую власть, и войти с ней в контакт”. В автобиографии он открыто заявляет: “Моя революция”. Революцию 1917 года Маяковский воспринял как исполнение своей мечты и подтверждение своей правоты.

Преподаватель (вывод): Радостно встретив Октябрьскую революцию, Маяковский определил свою позицию: “Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось”.

После Октября творчество Маяковского приобретает новую социально-эстетическую окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма (как в позитивном, так и в сатирическом плане). Это сказалось уже в пьесе “Мистерия-буфф” в героическом, эпическом и сатирическом изображении нашей эпохи”. Утверждая величие и героизм простых людей, Маяковский разоблачал творческое бессилие буржуазии. В “Левом марше” (1918 г.), своеобразном гимне пролетарской мощи и целеустремлённости, поэт призывал к борьбе с врагами революции.

Чтение обучающимся стихотворения “Левый марш”.

Преподаватель: Итак, меняется тональность поэзии Маяковского: в дооктябрьский период – пафос отрицания (долой!), то теперь с первых откликов на Октябрьские события – господствует пафос утверждения. (Появляется жанр ода “Ода Революции”), гимны, марши, приказы.

Работа в Рабочих листах: записать жанры.

Все видел и знал (голодомор, стихия, кровь, беспощадность): его волновала проблема – с 1 стороны – беспощадность революции; с другой стороны – человечность, он хотел именно это подчеркнуть в своем творчестве (жанр – марша и приказов – новое время диктует новые формы выражения).

Обучающийся: Воспевая завоевания революции, Маяковский защищал ее чистоту, боролся с пороками, которые мешали становлению нового общества. Можно выделить целый цикл сатирических стихотворений, в которых поэт казнит ударами своего стиха халтурщиков и трусов, обывателей, бюрократов и прочий человеческий сор. Это стихотворения “Трус”, “Сплетник”, “Подлиза”, “Халтурщик”, “Служака”, “О дряни” и другие.

Вот одно из этих стихотворений (чтение стихотворения “Прозаседавшиеся”).

Преподаватель: О чем это стихотворение, современно ли звучит оно в наши дни?

Обучающийся: Пока еще Маяковскому кажется, что все эти “прозаседавшиеся”, “проворовавшиеся”, “примазавшиеся” к революции и социализму – случайное и временное явление. Что-то вроде утреннего тумана, рассеивающегося при первых лучах солнца. Чуть позже он поймет, что именно этот человеческий тип и пришел к власти в стране, начал диктовать поэту свои условия и правила.

Но это будет позже. А пока Маяковский считает себя “голосом” нового мира. Ему доверяют. Его часто выпускают за границу. Выезжая за границу, Маяковский вез туда, как он надеялся, новую идеологию.

За границей Маяковский открыто восхищался достижениями науки и техники. Но о чем бы ни писал Маяковский в стихах о загранице, он обязательно подчеркивал присущие капиталистическому миру социальные противоречия. О них – стихотворение “Black and White”, в котором контраст белого и черного цветов переносится на отношения между неграми и “белыми”. Москва (т. е. советская Россия) в этом стихотворении – то место, где нет деления на негров, желтых и белых, нет расовой и социальной несправедливости.

Преподаватель:

Были страны
богатые более,
Красивее видал
и умней.
Но земли
с еще большей болью
не доводилось
видеть
мне.
(Поэма “Владимир Ильич Ленин)

“Я землю эту люблю. Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы, но землю с которой вдвоем голодал,- нельзя никогда забыть!” (“Хорошо! Октябрьская поэма”).

Обучающийся: Назначение поэта он понимал как служение революции и, следовательно, советской власти. Когда он писал: “Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо”, он тоже был абсолютно искренен. Поэзия представляется ему как равноправная часть общей работы по созиданию нового мира.

Светить всегда, светить везде,
До дней последних донца,
Светить – и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой – и солнца.

Преподаватель: “Я буду писать и про то и про это, но нынче не время любовных ляс. Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю атакующий класс”. (Поэма “Владимир Ильич Ленин”).

Сообщение обучающегося: Переехав в марте 1919 в Москву, он работает в “Окнах РОСТА”- рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 “окон”). Как и М. Горький, Маяковский стоит у истоков советской ленинианы. В поэме “Владимир Ильич Ленин” (1924 г.) деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком историческом фоне. Маяковский осознавал огромное значение личности Ленина – “самого человечного человека”, “организатора победы” пролетариата. Поэма явилась гимном “атакующему классу” - пролетариату и его партии. Наряду с Горьким Маяковский становится основоположником социалистического реализма в советской литературе. Маяковский возглавлял литературную группу ЛЕФ (Левый фронт искусств) и позднее - РЕФ (Революционный фронт искусств, но пришёл к выводу, что замкнутые группировки препятствуют нормальному творческому общению советских писателей, и в феврале 1930 г. вступил в РАПП, которую рассматривал как массовую литературную организацию.

Преподаватель: Но в итоге ЛЕФовцы обиделись на него, т.к. они понимали без такой значимой фигуры, как Маяковский, организация не выживет, а РАППовцы его не приняли и открыто игнорировали поэта. Но что же поэт? Сдался? Работает, пишет, выступает.

Как любой поэт, не обошел Маяковский и тему любви. Обратите внимание,  и любовь у Маяковского подчинена той же задаче – утверждению революции и социалистической действительности:

Сообщение обучающегося:

Мария Денисова – первая любовь Маяковского, с которой познакомился, начав работу над поэмой “Облако в штанах”. Но уже в летом 1915 года он знакомится с Лилей Брик, которой

посвящает эту поэму. Татьяна Яковлева – жившая в Америке, покорила сердце поэта. С ней он познакомился, когда выступал за границей. Но и эта любовь не завершилась тихим семейным счастьем, и наконец, последняя любовь Маяковского – актриса Вероника Полонская.

Это из стихотворения “Письмо Татьяне Яковлевой”, написанного в 1928 году. В стихотворении “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” Маяковский признает, что любовь – это большая вдохновляющая сила:

И это большое, сильное чувство под названием “любовь” необходимо,

Чтобы подымать и вести, и влечь,
Которые глазом ослабли.
Чтоб вражьи головы спиливать с плеч
Хвостатой сияющей саблей.

Да, совладать с любовью нельзя, а значит, ее нужно использовать для общего дела – борьбы с врагами революции. Это не пропаганда. Маяковский искренне верил в это.

Работа в Рабочих листах: запись – основные темы в творчестве позднего Маяковского. Преподаватель: Так подспудно оформлялась трагедия Маяковского: собственную песню он подчинил исключительно политической борьбе, становясь “на горло собственной песне”.

В начале 1930 года была организована выставка, посвященная двадцатилетию творчества Маяковского. Он сам трудился над ее оформлением. На ней были выставлены плакаты, которые Маяковский рисовал и сочинял к ним стихи. Плакаты эти были новым языком, которым поэт говорил с “безъязыкой улицей”, говорил так, чтобы быть понятным. Работа в “Окнах РОСТА” была необходима во время Гражданской войны, когда не хватало газет, и ощущался дефицит информации. И плакаты - яркие, красочные, очень смешные и точные – выставлялись в витринах самых крупных магазинов.

Плакаты, реклама, сборники стихов – все, что создал Маяковский, было выставлено как итог двадцатилетней работы. На выставке побывали учащиеся, студенты, интеллигенция, рабочие, словом, все, кто любил Маяковского. Но никто из власть предержащих не приехал взглянуть на итог двадцатилетней работы, казалось бы, официального поэта. И тогда Маяковский, может быть, впервые так остро почувствовал и отчетливо понял, что стал всего лишь орудием в руках власти. 14 апреля 1930 года Владимир Маяковский покончил с собой. Как сказал Владимир Высоцкий, “лег виском на дуло”... Ушел из жизни поэт, певец революции, неутомимый труженик пера.

Преподаватель: Трагедия Гражданской войны. Рабочие и крестьянские восстания, жестоко подавленные большевиками, голодомор, унесший сотни тысяч человеческих жизней. Разве Маяковский этого не видел и об этом не знал?

Видел, знал и понимал. Однако долго надеялся на то, что в один прекрасный момент все изменится. Канут в небытие герои его сатирических произведений, прекратятся насилие и кровь, исчезнут нищета и беззаконие. Власть, отодвигая Маяковского от себя, перестав выпускать его за границу, игнорируя его выставки и юбилеи, давала понять, что воспевать советский строй уже недостаточно. Нужно оправдывать ВСЕ ее действия. Но этого Маяковский себе позволить уже не мог. Оставалась одна надежда – на потомков, которые услышат, прочитают и поймут.

Мой стих трудом громаду лет прорвет
и явится весомо, грубо, зримо...

И нам необходимо знать ВСЮ правду о нем и его времени.

Сегодня Маяковский попытался “шагнуть через лирические томики” и “рассказать нам о времени и о себе”. Ему это удалось? Ваш ли поэт В. Маяковский?

(обучающиеся высказываются, изменилось ли их мнение о Маяковском, что поразило, что привлекло внимание).

Домашнее задание: выучить наизусть 1 стихотворение В. Маяковского на выбор. Материалы занятия оформить в тетрадь.

Приложение.

Список литературы.

  1. Изучение лирики в школе. Книга для учителя. Медведев В. П. – М., 1985.
  2. Изучение литературного произведения в школе // Анализ литературного произведения / Под ред. Л. И. Емельянова, А. Н. Иезуитова. – Л., 1976. – 235 с.
  3. Маяковский-лирик: книга для учителя. Карпов А. С. – М.: Просвещение, 1988.