Творческая мастерская "Планета чистого слова"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Подготовительные мероприятия:

  • Организация выставки детских работ по теме «Чистое слово» (это могут быть рисунки, стихи, лозунги и слоганы).
  • Подготовка мини-агитбригады.
  • Подготовка кабинетов-мастерских (для основной части работы будут необходимы 4 кабинета с необходимым оборудованием).

Оборудование: музыкальное сопровождение, магнитная доска,  медиапроектор, презентация к занятию, видеозапись «Ералаш» вып.1, два «почтовых ящика» для игры (можно сделать из картона).

Плакаты и слоганы (могут быть использованы как оформление кабинета):

  • Легко ты можешь сделать это:  избавь от сквернословия планету!
  • Яркий тренд сезона – грамотная речь!
  • Секрет идеального общения – грамотность и вежливость.
  • Раскрась мир добрыми словами!
  • Ударим чистым словом по разгильдяйству и безответственности!
  • Не грузись словесным мусором!
  • Определи свой словесный статус!
  • В словах сила!

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Презентация, слайд 1)

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые коллеги, родители! (на занятие могут быть приглашены учителя, родители)
В нашем городе несколько лет назад начал свою жизнь проект «Чистое слово», целью которого является пропаганда правильной, красивой речи, борьба со словесным мусором. Ученики нашей школы принимали самое активное участие в мероприятиях этой акции и не раз были в числе призёров и победителей! И наш класс не остался в стороне от этой проблемы! Без сомнения, освещение проблемы чистой, культурной речи – это не разовое дело, поэтому мы говорим об этом часто, основательно, по-разному. И на этом занятии готовы продемонстрировать свои знания, умения и навыки!

(Слайд 2)

1. Вступительное слово учителя: Русская культура – великая культура: мы говорим на языке Пушкина и Чехова, любуемся картинами Шишкина и Репина, восхищаемся музыкой Чайковского и Римского-Корсакова… Действительно, искусство  с помощью разных средств воздействия, разных форм общения помогает представить, раскрыть, осознать проблему. Сегодня и мы попробуем представить свой взгляд на проблему «чистого слова», используя слова, язык цвета и красок, жестов и мимики…     (Слайд 3)

Цель занятия: выразить своё отношение к проблеме правильной, красивой, чистой речи.

Задачи: (Слайд 4)

  • формировать умения общаться различными средствами;
  • продемонстрировать творческие способности при создании различных медиапродуктов;
  • посредством выпущенных продуктов привлечь внимание других к данной проблеме.

Итак, мы начинаем! МУЗЫКА, ВЫХОДЯТ 4 УЧЕНИКА.

2. Мини-агитбригада: (участвуют 4 человека)

Стихи:

1 ученик.

Если скажут слово «родина», (Слайд 5)
Сразу в памяти встаёт
Мягкий голос милой мамы,
Что нам песенки поёт!

2 ученик.

Нет приятней слов, ласкающих
Наше сердце, чувства, ум.
Нет приятней слов, желающих
Счастья, мира, светлых дум!

3 ученик.

А кому-то, может, вспомниться
Век литературы золотой:
Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Тургенев,
Что язык прославили родной!

4 ученик.

Или просто: здравствуйте, спасибо,
Извините и благодарю…
Слов различных в мире много,
Но лишь чистые я вам дарю! (Слайд 6)

Слоганы:

1 ученик. Ударим чистым словом по разгильдяйству и безответственности? (Слайд 7)

Все: Да! (Поднимают плакат «В словах – сила!»)

2 ученик. Секрет идеального общения – это грамотность и вежливость. Вы со мной согласны?

Все: Да! (Поднимают плакат «Яркий тренд сезона – грамотная речь!»)

3 ученик. Всем ребятам знать пора эти добрые слова! Ну-ка все наперебой! (Обращается к классу: Коля, Саша, Лера, Ксюша, Слава, Люба и Антон…) Молодцы! (Ребята говорят: добрый день, позвольте спросить, подскажите, пожалуйста, будьте любезны, не стоит беспокоиться, с радостью вам помогу, разрешите подойти и т.п.)

4 ученик. А теперь без промедленья, как таблицу умноженья! Россыпь слов, приятных слуху! (Обращается к классу) Ребята говорят: пожалуйста, извините, спасибо, благодарю, доброго здоровья и т.п. Все выступающие: Легко ты можешь сделать это:  избавь от сквернословия планету! (берутся за руки) (Слайд 8)

МУЗЫКА

3. Учитель: Перед тем, как выполнять основную работу, нужно сделать и разминку! Поиграем! Не грузись словесным мусором! (Слайд 9) А что это значит?

1 ученик. Это значит: не используй в своей речи некультурных, жаргонных, неправильных слов! Не засоряй свою речь!

Учитель: Давайте объясним правила игры!

2 ученик. Участвуют две команды, игроки должны выйти,  отделить правильные, добрые слова от слов, которые загрязняют нашу речь. (Слова написаны на листках и находятся на магнитной доске).

3 ученик. Важные, добрые слова отправляйте своим близким, друзьям и просто хорошим людям сюда! (Показывает почтовый ящик)

4 ученик. А словесный мусор выбрасывайте в корзину! Пусть о них забудут все!

Учитель: Задание понятно?

1 ученик. Делимся на команды! (По 5 человек, назвать кто именно)

2 ученик. Итак, марш! (Уч-ся соревнуются)

Учитель: Итак, проверим! В почтовом ящике – яркие, добрые, чистые слова! А что в корзине? Конечно, темные, неприятные слова, которые не должны быть в нашей речи! (Учащиеся-ведущие показывают)

– Молодцы! Все сделали правильный выбор!

3 ученик. Ребята, кто не участвовал в игре, помогите, назовите чистые, добрые слова! Пополните наш почтовый ящик! (Ребята с места называют)

Раскрась мир добрыми словами! (Слайд 10)

МУЗЫКА, все садятся по местам. (Слайд 11)

Учитель: О правильности и грамотности речи, о бессмысленности употребления жаргонных слов сказано много и по-разному! Давайте вспомним первый выпуск Ералаша!  (Просмотр видеофрагмента)

Ученик 1:

Повстречались в разговоре
Слово друг и слово враг.
Слово друг – любитель игр,
А слово враг – любитель драк.
Повстречались, стали рядом,
И пошел у них скандал,
Потому что слово враг
Сразу драться предлагал,
Ну, а слово друг – играть;
И поссорились опять.

Ученик 2:

Сколько речь наша жива,
Будут ссориться слова.
День и ночь, война и мир
Будут спорить что есть сил.
Ведь у слов, как у людей,
Добрый есть и есть злодей.
Ссориться не надо нам,
Не придется и словам.

Учитель: И правда! Слово ведь можно назвать отражением человека! Следующая игра – определи свой статус! (слайд)

любознательность                неряшливость
сообразительность               торопливость
старательность                     небрежность
аккуратность                         грубость
внимательность                    ложь (слайд)

Задание: дайте словесный портрет человека, не следящего за своей речью. Вы согласны с такой характеристикой?

Учитель: Молодцы! Вы настоящие словознайки! Теперь нам предстоит важное дело – работа на «Планете чистого слова» в творческих мастерских! Конечно же, мы готовились к этому занятию. Предварительно класс поделился на 4 группы по желанию и интересам. Каждая группа получила предварительное задание (прописано на листках-инструкциях). Обсудим план работы: вы расходитесь по 4 мастерским: «Журналисты-всезнайки», «Компьютерные гении», «Мастера-живописцы», «Творцы живого слова». Первая группа создаёт макет газеты «Чистое слово», вторая – компьютерную презентацию «Царство добрых слов», третья – макет листовки «В словах сила!» и четвёртая – живой плакат «Проблема культуры речи».

(Слайд 12)

Группы работаю в течение 20 минут. (Планы работы мастерских см. в Приложении.)
 Для заполнения паузы для присутствующих наблюдателей – просмотр видеофрагментов, составление синквейнов.

Результаты работы

Учитель: Презентуйте свои работы, расскажите о них! (повторить слайд 12).
Первыми представят свой проект…

1 мастерская «Журналисты-всезнайки» (показывают газету, рассказывают о рубриках, о том, что они хотели рассказать, на что обратить внимание, где найдет отражение работа).
А сейчас предоставляем слово…

2 мастерская «Компьютерные гении» (аналогичная презентация).
Пришла очередь…

3 мастерская «Мастера-живописцы»

И наконец, …

4 мастерская «Творцы живого слова»

Учитель: Молодцы!!! А сейчас мы проявим интеллектуальное творчество –  составим синквейн ! Напоминаю правила: правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;  вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;  третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;  четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;   пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Например:

Друзья
Верные, надёжные.
Помогут, спасут, подскажут.
Никогда не подведут товарища.
Опора.

Ваша задание – слово СЛОВО! (Ребята представляют свои синквейны.)

Заключительное слово учителя (Слайд 13)

 Итак, подошло к концу наше занятие. Жизнь на «Планете чистого слова»  прекрасна и удивительна! Сегодня мы продемонстрировали умение составлять компьютерные презентации, собирать и оформлять публицистический материал, рисовать, составлять слоганы, публично выступать! И, конечно, общаться! Созданными нашими руками продуктами могут воспользоваться не только ученики и преподаватели нашей школы, но и других школ, и все жители города! Выбранные формы работы учат умению сотрудничать в группе, доказывать свое мнение, принимать решение, презентовать свои работы! Эти качества вам пригодятся, в успешной учебе, в общении со сверстниками и старшими, бес сомнения, и во взрослой жизни!

Приложение

Инструкция по работе творческой мастерской «Журналисты-всезнайки»

Домашнее задание.

  • Написать заметки по проблеме чистого слова.
  • Подготовить интервью по проблеме.
  • Подготовить репортаж по проблеме.
  • Подобрать иллюстрации, фотографии.
  • Придумать заголовки.

Работа в мастерской.

  • На листе ватмана создать макет газеты: расположить материалы, придумать заголовки, подобрать высказывания и т.п.
  • Продумать презентацию газеты: выбрать представителей, составить текст выступления (о чём материалы, какие наиболее удачны, где можно использовать продукт).

Инструкция по работе творческой мастерской «Компьютерные гении»

Домашнее задание.

  • Подготовить макеты слайдов.
  • Подобрать тексты для слайдов.
  • Подобрать рисунки, фотографии.
  • Составить слоганы.

Работа в мастерской.

  • Составить презентацию 4-5 слайдов.
  • Расположить собранный материал: рисунки, стихи, лозунги, высказывания и т.п.
  •  Продумать презентацию проекта: выбрать представителей, составить текст выступления (о чём материалы, какие наиболее удачны, где можно использовать продукт).

Инструкция по работе творческой мастерской «Мастера-живописцы»

Домашнее задание.

  • Подобрать слоганы.
  • Придумать иллюстрации.
  • Обдумать макет листовки (размещение материала).

Работа в мастерской.

  • Нарисовать листовку: выбрать рисунок, слоган, расположить материал.
  • Продумать презентацию листовки: выбрать представителей, составить текст выступления (о чём материалы, какие наиболее удачны, где можно использовать продукт).

Инструкция по работе творческой мастерской «Творцы живого слова» (создание живого плаката)

Домашнее задание.

  • Продумать идею плаката.
  • Подобрать лозунги.
  • Отрепетировать позы, жесты, мимику.

Работа в мастерской.

  • Обсудить сценарий «живого плаката».
  • Выбрать действующих лиц.
  • Отрепетировать технику исполнения.
  • Продумать презентацию плаката: выбрать представителей, составить текст выступления (о чём плакат, где можно использовать продукт).