"Мы можем рассердиться и тут же всех простить"

Разделы: Школьная психологическая служба


Дети с умственной отсталостью по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. В школе-интернате психологом создаются такие условия и возможности, при которых у детей могут формироваться адекватные формы поведения в группе сверстников и со взрослыми, способствующие развитию личности каждого и соответствующие нормам, критериям и социальным традициям.

Психологическое коррекционно-развивающее занятие «Мы можем рассердиться, и  тут же всех простить» нацелено на то, чтобы  помочь учащимся 4 класса осознать отрицательные эмоции через сенсорные каналы,  обучить приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также  реагированию негативной ситуации в целом. Ритуалы приветствия и прощания, рассаживание участников в круг, проговаривание правил круга способствуют развитию организованности, дают установку на совместную работу.  На занятии дается представление учащимся о понятии «эмоции», о группах эмоций: положительных и отрицательных и то, как эмоции влияют на наш организм. В игре «Словесный волейбол» закрепляются  знания  об эмоциях, проговариваются  ситуации, отличающие  одну эмоцию от другой. С помощью сенсорных каналов разбираются  представления о ссоре и в упражнении «Воздушный шар» участники освобождаются от отрицательных эмоций, что является приемлемым способом разрядки гнева, агрессивности. Умение выразить ситуацию, в которой была ссора, и осознать отношение к такой ситуации,  развивается в детских рисунках -  искренних рассказах о жизни детской души. Участники изображали и то, как можно помириться, таким образом, освободиться от негативных переживаний и даже стать сильнее.  Упражнения, которые помогают  справиться со своей злостью и упражнение «Радость» нацеливают на осознание форм безопасного поведения, снятие негативизма, разрядки, восстановление позитивного эмоционального состояния. Данные занятия  развивают  индивидуальные личностные качества школьника, раскрывают  его творческие ресурсы, способствуют гармонизации внутреннего мира, адекватности  и гибкости  его самооценки, положительной  динамики поведенческих проявлений, снятию уровня тревожности, эмоционального напряжения, снижению уровня агрессивности. В таких занятиях дети с удовольствием принимают активное участие и ждут новых встреч с психологом.

Цель занятия: помочь учащимся осознать отрицательные эмоции через сенсорные каналы,  обучить приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также  реагированию негативной ситуации в целом.

Оснащение занятия: листы А4, цветные карандаши, мяч, цветные жетоны, знаки «Стоп» и  воздушные шары по количеству участников, запись песни «Дорогою добра» (из фильма "Приключения Маленького Мука"). Оформление к занятию представлено в приложениях.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учащиеся входят в кабинет под музыкальное сопровождение.

– Поприветствуем необычно друг друга: улыбаясь, передвигаемся под музыку, как музыка останавливается:

  • Здороваемся кивком головы;
  • Прикосновением ладошек;
  • Прикосновением пяточек;
  • Прикосновением спинок;
  • Прикосновением плечей.

Предлагаю присесть на стулья (расставленные по кругу) и поделиться своим настроением, используя цветные жетоны. Необходимо выбрать и показать цвет, который соответствует вашему настроению сейчас.

– Спасибо.

– Ребята, как бы думаете, почему мы с вами обычно садимся по кругу, а например,  не в расставляем стулья в форме квадрата или треугольника? (Круг  – это символ дружеского отношения друг к другу, способности сочувствовать, ощущать радость и боль, как свою. В кругу мы видим глаза друг друга, в кругу нет углов).

– Мы  с вами уже знаем правила круга и придерживаемся их:

  • Быть активными.
  • Не обижать другого.
  • Здесь и сейчас.
  • Уважать мнение товарища.
  • Конфиденциальность.

1. Слово психолога

– Послушайте стихотворение «Эмоции» Ольги Чернорицкой  (Приложение 1) и попробуйте сказать, что такое эмоции?
В  психологическом словаре можно найти  такое определение эмоции: «Эмоции – состояния души; импульсивная реакция, отражающая отношение человека к значимости воспринимаемого им явления; переживания, отражающие потребности организма и активизирующие или тормозящие деятельность…»
Эмоций очень  много и они  разные. Какие эмоции вы испытываете? (Радость, печаль, злость, удивление, испуг…)

И все они делятся на две группы: положительные и отрицательные.

Эмоции нам очень нужны. Ребята, для чего нам нужны положительные эмоции? (Положительные эмоции приносят удовлетворение, приятные целебные ощущения, улучшают наш общий настрой). У отрицательных эмоций тоже есть свои функции, так злость – позволяет защититься, страх – символизирует об опасности, грусть – побуждает нас задуматься.

2. Игра «Словесный волейбол»

Бросаем мяч ребятам (по очереди, по кругу) и одновременно произносим слово – эмоцию. Участник должен вернуть мяч и произнести ситуацию, в которой эта эмоция может присутствовать.

Эмоция – это энергия, и если эта энергия негативная, она проникает в органы нашего тела и начинает разрушать их. Там, где отрицательной энергии накапливается очень много, возникают болезни. Эмоции радости благотворно влияют на сердечный центр. Эмоции гнева, злости, раздражения, зависти угнетают работу органов пищеварительного тракта. Грусть, уныние, тоска и подавленность нарушают работу желудочно-кишечного тракта и всех органов малого таза. От того какие мысли, эмоции, поступки вы выберете  сегодня – зависит ваше здоровье  и ваше будущее.
Но мы иногда неправильно выражаем свои эмоции: свои гнев, ярость, злость и часто ссоримся, отсюда у нас появиться печаль, испуг.

3. Беседа

– Что такое ссора, ребята?
– Как возникает ссора?
– Было ли такое, когда вы сами начинали ссору?
– Что вам нравится в ссоре?
– Что не нравится?
– Если бы ссора имела цвет, то какого бы она цвета была?
– А какая ссора на вкус?
– А если ссору потрогать, то какая она?
– А если ссору можно было понюхать, то какой запах бы она имела?
– А какая она на слух?

4. Упражнение «Воздушный шар»

– Вспомните все плохое: ваши неудачи, ссоры, обиды, представляя, что они переходят в шарик, который вы надуваете. Затем проткните его, представив, что в одно мгновение все отрицательные эмоции улетучились.

5. Рисунок ссоры

– Нарисуйте ситуацию, в которой у вас была ссора (когда вы злились на кого-то из одноклассников). И то, как можно помириться. Подарите эти рисунки друг другу и пообещайте   стараться не выражать свои негативные эмоции (злость) в поведении, которое обижает другого человека,  произнеся слова: «Прости меня, я не хотел тебя обидеть».

– Давайте познакомимся с упражнениями, которые помогут справиться со своей злостью (гневом), знак «Стоп» получает каждый участник занятия. (Приложение 2)

6. Радость

– Ребята, какие эмоции вы хотели бы, чтобы окружающие вам дарили? Радость! Конечно! Тогда и вам нужно ее дарить. Как можно подарить радость человеку? Улыбкой! Добрым словом! Приятным поступком! Возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и произнесем слово «радость» вначале тихо, потом громче и еще громче!!

– Какое настроение сейчас у вас? Что вы узнали интересного из нашего занятия? Что понравилось?

Завершая занятие, предлагаю сложить в центр руки горкой и со словами «ура!» поднять их  вверх.  Дети уходят под музыку.

– Занятие окончено. Спасибо за участие. Желаю удачи!

Список литературы:

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2001.
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, 1997.
4.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мю: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
5.Реан А. Агрессия и агрессивность личности. СПб, 1996.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / Пер. с нем.; в 4 ч. Ч. 2, 3. – М.: Генезис, 2001.