Взаимосвязь развития моторики, графических навыков и речевой функции у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Разделы: Логопедия


Е.Н.Соколовой исследовались движения пальцев у детей 4-7 лет в связи с изучением возможности подготовки к формированию навыка письма. Обнаружилось, что детьми этого возраста легче осуществляется сгибание и разгибание большого и указательного пальцев. При этом движения, особенно вращательные, в большинстве случаев (даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движениями губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции, видимо, еще недостаточно дифференцирована: движение пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связано.

Развитие движений пальцев руки может задерживается даже при интенсивных упражнениях, так как к моменту поступления ребенка в школу еще не законченно окостенение пальцев рук. Физиолог Е.В.Гурьянов отмечает, что в раннем и школьном возрасте происходит и накопление опыта движений, и развитие двигательного контроля. В преддошкольном возрасте наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: большие размашистые движения, еще нет попытки зрительной регуляции движений. В дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения . При недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения руки взрослыми.

Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно до 3 лет) дети берут в руки карандаш и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку.

По данным Е.Н.Соколовой у детей 4-5 лет изображение прямой черты, овала сопровождается дрожанием пальцев кисти, так что в результате прямые черты получаются изогнутыми, овал – зигзагообразным и не всегда замкнутым. Позднее дети начинают включать зрительный контроль в ходе рисования предметов (домик, солнце, дерево и др.), письма карандашом отдельных печатных букв. К 6 годам постепенно движения руки становятся более уверенные. Однако, остаточный тремор при переходе от письма прямой черты к закруглению еще вполне возможен. Занятия в дошкольном возрасте лепкой, конструированием, поделки из бумаги и т.д. подготавливают руку и глазомер ребенка к процессу письма, способствуют развитию мелких мышц руки. Таким образом, к моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка в какой-то мере уже готовы к обучению письму. Однако движения, совершаемые ребенком в процессе письма, характеризуются переносом некоторых приемов, усвоенных в дошкольном периоде при рисовании, например, приемы держания карандаша переносится на положение ручки в руке при письме, а они не совсем совпадают.

На первом этапе овладения графическим навыком характерна очень большая затрата энергии, неадекватная затратам мышечных сил. Ребенок очень сильно сжимает ручку в руке, и давит на нее при письме указательным пальцем. Напряженными оказываются мышцы лица, всего тела.

Движение руки в процессе письма сначала осуществляется очень медленно, хотя его скорость в младшем школьном возрасте значительно больше,чем в старшем.

По данным Т.С.Комаровой (при штриховке карандашом) и Е.Н.Соколовой (при письме элементов букв шариковой ручкой) у детей дошкольного возраста от 4-6 лет в течение нескольких месяцев не наблюдается прироста скорости движений даже в ходе специальных упражнений и тренировки. В более позднем возрасте увеличение скорости письма более значителен у детей 7-8 лет, чем у детей 6-7 лет. В начале обучения движения у дошкольников дробные, одно усилие рассчитано на небольшой отрезок письма, что необходимо учитывать при обучении данному навыку детей 6 лет .

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

У значительного большинства детей с общим недоразвитие речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются недостаточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом, неправильно берут кисточки и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.д.

Таким образом, было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Сотрудниками Института Физиологии детей и подростков АПН РФ было доказано, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. Жесткое переучивание ребенка в раннем детстве не только травмирует его психику, но и “ломает” заложенные природой нейропсихологические предпосылки. В связи с этим не рекомендуют переучивать детей левшей с левой руки на правую руку .

Известный логопед-практик Т.А.Ткаченко в течение трех лет проводила обучающий эксперимент на базе одного из Московских детских садов с дошкольниками с общим недоразвитием речи, в процессе которой решались следующие задачи:

1. Совершенствование пальцевой моторики.

2. Определение оптимального времени для проведения пальчиковой гимнастики.

3. Подтверждение целесообразности занятий воспитателя по развитию графических навыков.

4. Установление влияния развития тонкой моторики на коррекцию звукопроизношения.

В экспериментальной работе физминутки проводились воспитателем на каждом занятии на протяжении 2-3 минут. Дети проговаривали вместе с воспитателем стихотворный текст, сопровождая его определенными движениями пальцев рук, которые по смыслу сочетались с произносимыми стихами.

В ходе физминуток детям также предлагалось “конструировать” из пальцев разные предметы и объекты. Они изображали зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность вызывала у ребят выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяло предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Впоследствии разученные сценки-упражнения дети по собственной инициативе воспроизводили в самостоятельных играх. К концу 4-го месяца эксперимента, дети овладели самыми сложными упражнениями, на занятиях по развитию графических навыков (“Подготовка к письму”) демонстрировали лучший нажим, вели более “уверенные” линии, ровнее держали строку, сохраняли наклон букв, и быстрее овладели правильным произношениям звуков.

Исследования, проведенные Т.А.Ткаченко, доказали значимость регулярного опосредованного стимулирования речевых зон коры головного мозга посредством действий рук, что положительно сказалось на исправлении недостатков речи детей; совершенствовании их психических процессов: внимания и памяти; на развитие графических навыков, связанных с подготовкой к письму.

Это объясняет необходимость своевременного формирования и развития графических навыков у детей с речевыми нарушениями именно в предшкольном возрасте, с включением раздела для пальцевых упражнений в сочетании движений с речью.