Открытый урок обществознания по теме "Прожиточный минимум и уровень жизни". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цель: Отработка технологии организации работы малых учебных групп.

Конкретизация цели в задачах:

1. Конкретно-познавательная: – изучить понятия “прожиточный минимум”, “уровень жизни”.

2. Коммуникативно-развивающие:
– развитие навыков работы с текстом учебника;
– научиться слушать и слышать друг друга (готовность к диалогу);
– усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);
– развить и закрепить навыки работы в группах;
– использовать навыки самоорганизации своей работы и самооценки своей деятельности.

3. Социально-ориентационная: – научиться нести ответственность за свои решения и уметь давать адекватную оценку действиям окружающих.

Основные понятия: “карусель”, “прожиточный минимум”, “уровень жизни”.

Оборудование урока: листы, маркеры, проектор.

Организация учебного пространства: учащиеся рассаживаются за двумя столами.

Ход занятия

1) Организационная часть и деление на группы.
2) Самостоятельное написание определений предложенных понятий
3) Определение символа или эмблемы понятий
4) Написание терминов близко связанных с изучаемыми понятиями
5) Корректировка понятий. Составление лозунга
6) Презентация проектов
7) Рефлексивный этап
8) Работа с учебником.

1) Учащиеся делятся на две группы Учитель объявляет тему, цель и задачи урока. Каждой группе выдаётся лист бумаги и маркеры. (4 минуты.)

2) На данном этапе каждая группа должна была написать определение предложенного понятия, опираясь только на свои знания.

1-я группа – “прожиточный минимум”.
2-я группа – “уровень жизни”.

После выполнения этого задания листы передаются от группы к группе. “Карусель” завертелась. (3 минуты.)

3) Теперь группы рисуют эмблему или символ того понятия, которое оказалось у них на столе. Могут рисовать сразу все. После выполнения заданий листы передаются от группы к группе. (3 минуты.)

4) Каждая группа получает задание – написать 3-4 термина близко связанных с рассматриваемым понятием.

Пример: понятие “Природа”. Термины: небо, земля, вода. (2 минуты.)

5) Листы возвращаются к тем группам, которые начинали на них работу.

Задание следующее: придумать лозунг понятия. (Например: Человек – это звучит гордо!”)

При необходимости ведётся корректировка эмблем и символов, терминов, связанных с изучаемым понятием. (3 минуты.)

6) Презентация проектов. На презентацию выходят все учащиеся группы. На защиту выделяется не более 3 минут. Можно вносить дополнения по ходу презентации. (5 минут.)

7) Вопросы рефлексивного этапа:
– какой из этапов понравился больше всего?
– Трудно ли было написать определения предложенных понятий?
– Всегда ли при работе вы ощущали себя комфортно?
– Всегда ли учитывалось ваше мнение при формировании общегруппового решения?

Далее учитель просит нескольких учеников оценить свою собственную работу, работу своей группы, а так же группы-оппонента. (10 минут.)

8) Учащимся предлагается открыть учебники и списать определения изучаемых сегодня понятий. (5 минуты.)

Окончание урока: Подведение итогов (разбор задач, указание на достигнутость цели, оценивание групп). Задание на дом: предлагается несколько заданий, выполнение двух из которых обязательно.

1) Изучить параграф 9 и ответить на вопросы после параграфа.
2) Изучить документы к параграфу 9 и сделать письменно три вывода по тексту документов.
3) Решить тесты и задания после параграфа 9.
4) Написать эссе на одну из тем , представленных в конце параграфа. (5 минут.)