Организация деятельности по выявлению, воспитанию, обучению одаренных детей в малокомплектной сельской школе

Разделы: Математика


Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества, так же одним из ключевых направлений в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” является система поддержки талантливых детей. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям.

В малокомплектной школе с численностью обучающихся 35 человек очень просто выявить одаренных детей, детей с определенными способностями в разных областях. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – самая важная в сфере образования.

Начнем с основных понятий и определений:

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В этом определении содержатся три характеристики:  Высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности Высокая мотивация, стремление к той или иной деятельности (познавательная мотивация и потребность в умственной нагрузке для интеллектуальных способностей).   Сформированность эффективных способов деятельности-обучения, познания и /или творчества в указанной сфере деятельности (для проявившейся одаренности).Создание в сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения признано одним из направлений работы школы.

Комплекс мероприятий разработан по трем направлениям:

  • работа с учащимися;
  • работа с родителями;
  • работа с педагогическим коллективом.

Каждое направление реализуется ежегодно, возможна корректировка содержания, форм и методов реализации этих направлений.

Реализация организации деятельности по выявлению, воспитанию, обучению одаренных детей в малокомплектной основной школы может быть представлена только через урочную и внеурочную деятельность. Часы на факультативы и элективные курсы не предусмотрены. Начинать работу нужно с работы педагогического коллектива и установление основных целей в данной теме.

Основные направления работы педагогического коллектива:

Основные направления

Описание направления

Формы реализации

Целеполагание. Постановка задач.
  • Анализ работы за предыдущий год (отчет о самообследовании)
  • Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • Накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
  • Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  • Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
Педагогический совет
Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
  1. Отбop среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
  2. Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей.
  3. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу
  4. Создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей.
  5. Организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.
  6. Организация эффективного взаимодействия педагогов.
Урочная и внеурочная деятельность
Повышение уровня квалификации педагогических работников   Методические комиссии, самообразование, курсы повышения квалификации
Изучение основных подходов к педагогической деятельности в работа с одаренными детьми
  • Личностно-ориентированный подход. Воспитание гуманизма, человеческого достоинства, гражданственности, гражданской активности личности связано с личностным подходом. При личностном подходе необходимо учитывать, важнейшие стороны личности – интеллектуальную, связанную с познанием, развитием мышления, формированием познавательных потребностей; эмоциональную, отражающую отношения личности к различным явлениям социального и естественного характера; волевую, включающую формирование установки, принятие решений, усилия при их реализации, преодоление возникающих противоречий; наконец, действенно-практическую, связанную с предметно-практической деятельностью.
  1. Дифференцированный подход предполагает выбор технологии обучения с учетом индивидуальных способностей детей и, прежде всего, с учетом доминирующего у них вида мышления, организацию обучения в соответствии с предпочитаемыми ребенком способами переработки материала. Дифференциация обучения и дифференцированный подход к обучению, по сути дела, являются основой реализации индивидуальности ученика.
  2. Эколого-психологический подход, при котором индивидуальное развитие ребенка, ученика, понимается как процесс взаимодействия развивающейся личности со средой. Главная задача – активизировать социальный контекст жизни детей. Сущность воспитания на основе личностного эколого-психологического подхода заключается в открытии и реализации новых возможностей индивидуального и социального развития детей в условиях  деятельности и общения друг с другом, событийно-ситуативной организации педагогического процесса, усилении аналитико-диагностической направленности деятельности воспитателя.
  3. Исследовательский подход вовлекает учащихся в круговорот научного поиска, побуждает выдвигать идеи, альтернативные тем, которые уже известны, изучать и анализировать литературу, описывать и интерпретировать сведения и наблюдения, полученные в процессе исследования. Данный подход предполагает овладение культурой самоисследования, исследования собственной учебной и профессиональной деятельности, личной жизни, состояния рынка, тенденций развития экономики. Подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих современному уровню научно-технического прогресса, ставит перед системой образования задачу формирования и развития исследовательских навыков учащихся уже на начальном этапе образования. Наиболее эффективно эта задача решается через внеклассные формы работы – олимпиады, интеллектуальные турниры, научные конференции.
Методические комиссии, самообразование, педагогические советы
Воспитательная работа
  • Организация мероприятий с привлечением обучающихся
  • Анализ мероприятий
Классные часы, школьные мероприятия
Отчетность
  • Анализ промежуточного и итогового контроля
  • Анализ результатов олимпиад
  • Анализ результатов конкурсов, мероприятий
Отчеты, управленческие справки
Стимулирование педагогических работников
  • Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам (подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня)
  • Использование на уроках современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных технологий
Стимулирующие выплаты

Работа с родителями для малокомплектной сельской школы является самой сложной, так как обучающиеся привозные дети, связь с родителями в основном через телефонную связь и выездные родительские собрания. Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах и олимпиадах — являются основой работы классного руководителя и директора школы. Выявление талантливых детей — престиж школы, ее достижения. Роль родителей в этом одна из важных, так как только родители знают и могут развивать возможности обучающего во всех областях — это и беседы, занятия по интересам в доп.образовании, покупка книг, материалов и инструментов для занятий. Стимулирование своего ребенка тоже не маловажная задача, она побуждает интерес к занятиям.

Работа с родителями:

Основные направления

Формы организации

Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка Родительские собрания и индивидуальные беседы с родителями
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей Выполнение проектов вместе с родителями
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей Родители

Работа с одаренными детьми    начинается уже на младшей ступени обучения. Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения.

Заложив фундамент в начальной школе, самая главная задача не растерять в основной школе. Если в начальной школе можно организовать любое направление развития способностей через внеурочную деятельность, то в основной школе это только урочная деятельность и самообразование, и внеклассные мероприятия. В 8-9 классах идет активная работа по профориентации, согласно способностям обучающихся и их интересам. И основой качества образования являются результаты Государственной итоговой аттестации, подготовка к которой начинается с 5 до 9 класса.

Основные направления

Пути реализации и анализ

Возраст обучающихся

Диагностика наблюдения Педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение 1-2-й класс
Изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Результаты промежуточного и итогового контроля 3-9-й класс
Участие в олимпиадах разного уровня Результаты школьного и районного уровня олимпиад, их анализ. 4-9-й класс
Участие в школьных и районных мероприятиях Результаты школьного и районного уровня мероприятий, их анализ. 3-9-й класс
Профориентация обучающихся Внеклассная деятельность, классные часы 8-9-й класс
ГИА – как показатель качества образования Результаты и анализ ГИА 9-й класс

План работы
Организация деятельности по выявлению, воспитанию, обучению одаренных детей в малокомплектной сельской школы

№ п/п

Мероприятия

Сроки

 

Педагогический совет

август

  Диагностика. Педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение

сентябрь

 

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

октябрь

 

Олимпиада “Волшебный сундучок”

октябрь

 

Предметные недели

В течение года

  Конференция "Первые шаги в науку"

октябрь

 

Районный этап Всероссийской олимпиады школьников

ноябрь-декабрь

 

Районная олимпиада по математике, русскому языку и литературному чтению для учащихся начальных классов "Умницы и умники"

ноябрь-декабрь

  Олимпиады ИРШО: “Мультитест” “Олимпус”

декабрь

  Малые Олимпийские игры

февраль

  Районный конкурс "Зимний участок" "Снежные фантазии"

февраль

  "Интеллектуальное ассорти"

февраль

  Игра "Всезнайка"

февраль

  Детская летняя олимпиада

май

  Анализ работы за год (отчет о самообследовании)

май-июнь

 

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми

В течение года

 

Распространение опыта работы с одаренными детьми

В течение года

5. Ожидаемые результаты реализации

Реализации всех направлений призвана способствовать:

  1. Созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
  2. Созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, специалистов для работы с одарёнными детьми.
  3. Созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей.
  4. Повышению качества образования, достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и воспитания школьников.
  5. Формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

Показатели эффективности реализации:

  1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  2. Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.
  3. Создание банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей.
  4. Внедрение в образовательное пространство школы альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития.
  5. Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности.
  6. Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
  7. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

Заключение.

Работа с одаренными детьми требует особых усилий от педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать свое педагогическое мастерство. За сухими цифрами кроется напряженный,  кропотливый труд педагогов и учащихся, который невозможно измерить. Но самое главное – поддержка одаренных детей, от которых,   в конечном счете, зависит наше будущее.

В образовательных учреждениях района накоплен определенный опыт работы по развитию творческих способностей детей. Однако на сегодняшний момент в работе с одаренными детьми существуют следующие проблемы:

  • необходимо целенаправленная работа по подготовке обучающихся к участию в предметных олимпиадах и конкурсах;
  • необходимо активное внедрение новых технологии обучения и воспитания;
  • недостаточность психолого-педагогических знаний учителей и родителей для развития одаренности детей и создание ситуации успеха.

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания педагогической общественности к проблеме одарённости, усиления работы в этом направлении.

Список использованной литературы:

  1. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. Под редакцией Е.Н. Степанова. М, Творческий центр Сфера, 2003.
  2. Одаренные дети. Под редакцией Карне. М, 1991.
  3. А.И. Савенков. Одаренные дети: особенности психического развития. М, Просвещение, 1989.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273– ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  5. Стандарт ФГОС НОО 6 октября 2009 года.
  6. Антонова И.Г.Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. – 2011. – № 1. – С. 46-51. 
  7. Кириленко И.Н.  Роль семьи в воспитании одаренных детей / И. Н. Кириленко // Одар. ребенок. – 2011. – № 6. – С. 139-140. 
  8. Газета “Первое сентября”, 2012-2013.