Урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  1. Создать условия для формирования у учащихся понятия “непроизносимые согласные в корне слова”.
  2. Способствовать развитию психологических процессов (внимание, мышление, память), самостоятельности школьников, познавательных интересов.
  3. Содействовать воспитанию чувства коллективизма, дисциплины, интереса к предмету.

Задачи урока:

  1. Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимым согласным т, на месте звукосочетания (сн).
  2. Учить переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.
  3. Развивать у детей память, речь, кругозор, внимание.
  4. Воспитывать интерес к русскому языку.
  5. Использовать возможные связи учебного материала с жизнью.

Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; карточки для групповой работы; таблица – девиз.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Ход урока

1. Мотивационный этап.

Организационный момент. Актуализация познавательной деятельности. Создание ситуации успеха.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть вас. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и новые открытия.

– Сегодня на уроке, как это бывает всегда, вы будете исследователями. Предлагаю прочитать девиз нашего урока:

– Да, слова в русском языке могут сверкать, цвести. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то посвистывают, как птицы, то звенят, как первый лед. Все звуки, которые мы произносим, на листе бумаги превращаются …

Дети: В буквы, а из букв образуются слова.

Учитель: В каком разделе науки о языке мы работали на последних уроках?

Дети: В разделе орфографии.

Учитель: Что изучает данный раздел?

Дети: Систему правил написания слов.

Учитель: А что такое орфограмма?

Дети: Трудное место в слове.

Учитель: Какие способы проверки орфограмм гласных и согласных вы знаете?

Дети: По основному закону русского письма и по словарю.

Смоделируйте основной закон русского письма.

Работа с таблицей.

Знали. Узнали. Хотим узнать.

   

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Давайте вспомним, какая учебная задача нами была обозначена на прошлом уроке.

Дети: Объяснить, почему в слове КРЕПОСТНЫЕ произношение слова не совпадает с его написанием.

Учитель: Да, молодцы, вспомнили. А кто такие крепостные?
Что нужно сделать, для того, чтобы узнать лексическое значение слова.

Дети: Необходимо обратиться к толковому словарю СИ. Ожегова.

Крепостной – личность, прикрепленная к помещику. Помещик имел право на принудительный труд и имущество, принадлежащих ему крестьян. (с.299).

Учитель: Да, много лет назад в России существовало крепостное право (общественный строй, основанный на таком праве помещика).

Давайте сделаем звуковой портрет этого слова.

[Кр'ипасный'эи]

Откройте учебную книгу с 78 упр. 243 и прочитайте буквенную запись этого слова

[Кр'ипасный'эи] – крепостные

Учитель: Что скажете?

Дети: Произношение не совпадает с правописанием. Букву Т мы пишем, но не произносим.

Учитель: Но как нам быть? Может кто-то из вас уже сейчас может объяснить, почему так происходит. Подберем к слову крепостные слова родственники.

КРЕПОСТНЫЕ – КРЕПОСТЬ, КРЕПОСТНИК.

Сделаем частичный морфемный разбор.

Учитель: Назовите последние звуки корня каждого слова.

Дети: [СøIIт'IIсø]

Учитель: Почему так происходит?

Дети: Три согласных звука стоят рядом и их трудно произнести, таким образом, мы упрощаем их произношение.

Учитель: Да, происходит стечение согласных! Может, вы уже готовы обозначит учебную задачу нашего урока?

Тема нашего урока “Непроизносимые согласные”.

Учитель: Да, сегодня, мы будем работать по данной проблеме. Давайте еще раз понаблюдаем за словами, в которых есть данная орфограмма.

3. Анализ условия.

Работа в группах. Учитель раздает каждой группе карточку, где записано слово в звуковой записи.

[ГРУСНЫЙ']
[М'ЭСНЫЙ']
[ЗВ'ОЗНЫЙ']
[Н'ИНАСНЫЙ']
[КАПУСН'ИЦА]

Переведите звуковую запись слова в буквенную.

[ГРУСНЫЙ'] – грустный – грусть
[М'ЭСНЫЙ'] – местный – место
[ЗВ'ОЗНЫЙ'] – звездный – звезда
[Н'ИНАСНЫЙ'] – ненастный – ненастье
[КАПУСН'ИЦА] – капустница – капуста

Учитель: Обведи букву на месте нулевого звука.

Какие соседи окружают исчезнувший согласный звук.

Дети: [СНIIН'ЗН]

Учитель: Есть ли соседи у звуков [Т//Т' Д//Д'], когда они пришли на смену исчезнувшему звуку.

Дети: Справа или нет соседа, или гласный.

Учитель: Значит, непроизносимый согласный себе на помощь звал какую позицию?

Дети: Сильную.

Учитель: Да, так велит закон русского письма.

4. Моделирование.

Работа в группах. Смоделируйте все то, о чем мы сегодня говорили.

Учитель обращается к таблице.

Знали. Узнали. Хотим узнать.

 

Физкультминутка.

– В Трямляндии живут разные жители. Они любят разговаривать без слов. С помощью мимики, жестов, позы. Я вам прочитаю стихотворение про трямляндцев, а вы покажите, что и как делают забавные трямляндцы.

Трям! Все жители проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
Побежали быстро в ванну
Зубы чистить неустанно.
Причесались аккуратно,
Приоделись все опрятно,
Пуговицы застегнули,
Уголки все отогнули.
Стол накрыли не спеша,
Съели кашу. Хороша!
Промокнули рог салфеткой,
Отмахнули муху веткой,
Перемыли всю посуду,
Чисто вытерли повсюду.
А потом пошли гулять,
Чтоб скорее всё узнать.

5. Решение частных задач.

Учитель обращает внимание детей на слайд.
Прочитайте группу слов.

ПРИНОСИТ ТОТ ДРУГИМ КТО СЧАСТЛИВ САМ СЧАСТЬЕ.

Учитель: Можно сказать, что это предложение.

Дети: Нет, предложение – это несколько слов связанных по смыслу.

Учитель: Составьте предложение.

КТО СЧАСТЛИВ САМ, ТОТ ДРУГИМ ПРИНОСИТ СЧАСТЬЕ.

Учитель: К какому жанру устного народного творчества относится это предложение?

Дети: Пословица.

Учитель: Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети: Делай добро другим.

Учитель: Есть ли в словах, в слове данной пословицы орфограмма, которой мы посвятили урок?

Дети: Есть.

Выпишите слово. И объясните орфограммы.

Счастлив – счастье.

Физкультминутка.

Давайте еще раз вернемся к девизу нашего урока.

Слайд.

Учитель: Что скажете?

Дети: В этом предложении есть слова с орфограммой непроизносимые согласные.

Учитель: Выпишите их.

Неизвестно – вести.

Учитель: А почему в словах ужасно и интересно нет согласной Т. Может здесь ошибка!

Дети: Нет, в словах ужасно и интересно нет буквы Т, проверочные слова ужасы, интересы.

Учитель: Да, дети, сочетаниям звуков [СН] [ЗД] доверять нельзя, между ними может быть и нуль звука.

Дети: Может мы завтра и будем работать над этой учебной задачей.

Учитель: Отработать написание сочетания [СН] [ЗД], когда между ними пишется согласный, а когда нет.

Учитель обращается к таблице.

Знали. Узнали. Хотим узнать.

6. Рефлексия.

1. Какую учебную задачу мы постарались решить на уроке?

2. Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?

3. Как работать с данной орфограммой?

Дети: по закону русского письма, подобрать родственное слово, где нуль звука станет в сильную позицию.

4. Определите степень новизны темы урока?

5. А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Выберите кружок, цвет которого соответствует вашим знаниям.

Зеленый – усвоил в полном объеме

Синий – средний объем

Красный – минимальный уровень знаний

Учитель: Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение.

ДО ЧЕГО ЖЕ СЕГОДНЯ ДЕНЬ ПРЕЛЕСТНЫЙ,
СОЛНЦЕ В НЕБЕ ПРАЗДНИЧНО ГОРИТ,
ОСВЕЩАЕТ МЕСТНОСТЬ И ОКРЕСТНОСТЬ
И ТЕПЛОМ СВОИМ СЕРДЦА БОДРИТ.

Дома из этого стихотворения выпишите слова с орфограммой непроизносимые согласные и проверьте.