Конспект урока русского языка по теме "Самостоятельные и служебные части речи". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Разработан по УМК под ред. В.Бабайцевой.

Цель: формирование лингвистической компетенции через  углубление и расширение знаний о частях речи.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания о грамматических признаках частей речи;
  • познакомить учащихся с признаками самостоятельных и служебных частей речи;
  • формировать навык создания текстов с использованием различных морфологических средств;
  • совершенствовать УУД.

Форма урока: обобщение знаний с использованием технологии развития критического мышления.

УУД, которые отрабатываются на уроке:

1. Умение осуществлять информационный поиск (работа с текстом).
2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.
3. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.
5. Умение работать в группе.
6. Умение строить обобщение и вывод по уроку.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Психологический настрой

Вызов

– Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (выведен с помощью проектора).
– А что нужно знать, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (Знать много слов, правильно использовать их в речи).
– Нас окружает богатый мир, в нем много разных явлений, для называния каждого используются слова с разными значениями. Что могут обозначать слова? (Предметы, признаки, действия).
– Существуют ли слова, не имеющие самостоятельного значения?
– Сформулируйте тему урока.
– Какие задачи мы поставим сегодня на уроке?
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…

К. Г. Паустовский 

Учащиеся выдвигают предположения о смысле слов Паустовского. Гипотезы записываются и   располагаются на доске, выясняют общие положения.

Гипотеза: существуют слова, которые имеют и не имеют самостоятельного значения.

Уч-ся сами формулируют тему и задачи урока (например):
Тема: Слова самостоятельные и служебные.
Задачи:
1. Узнать, как отличить самостоятельные части речи от служебных.
2. Потренироваться в определении частей речи.

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию)
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной  речи.
Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено).
Логические: выдвижение гипотез.
Осмысление

Информационный поиск

Лингвистическая лаборатория

Работа с текстом (распечатывается или проецируется): выписать слова, имеющие самостоятельное значение и не имеющие его, аргументировать свой выбор.

Работа с учебником: теория параграфы 3,9.

Мы говорили о том, что слова имеют особые признаки, по которым они делятся на самостоятельные и служебные. Назовите эти признаки.

Работа с учебником: практика упр. 864 (определить морфологические признаки указанных слов).

Работа в группах: анализ текста на выявление необходимой информации, подбор и анализ примеров.
Делают выводы, представляют результаты.

Выполняют маркирование текста (прием инсерт). Акцентируют внимание на новом материале, доказывают гипотезу.

Перечисляют и записывают признаки частей речи в «Бортовой журнал»: что мне известно? Что я узнал нового?

Делают вывод: по набору морфологических признаков различаются части речи: значение, вопрос и т.д.

Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного.
Коммуникативные: связный монологический ответ.
Логические: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, обобщение, вывод
Рефлексия

Самооценка деятельности учащимися

Домашнее задание

Простые: что обозначает существительное? и т.п.
Уточняющие: какой именно предмет?
Интерпретационные: почему без служебных слов нельзя обойтись?
Творческие: что бы изменилось, если бы не было самостоятельных частей речи?
Оценочные: хорошо, что есть разные слова?
Практические: где применить знания?

Учитель наблюдает и анализирует, какие вопросы выбираются.
Повторить теоретический материал по учебнику. Выполнить письменно упр.866

Ромашка Блума (ромашка вопросов). Формулируют разные виды вопросов и задают друг другу. Коммуникативные: умение задавать вопросы и аргументированно отвечать на них.
Логические: умение резюмировать информацию
Личностные: оценивание усваиваемого содержания; умение давать эмоциональную оценку деятельности на уроке

Приложение 1