Обучение грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Коррекционная педагогика


Сарапульский дошкольный детский дом имеет статус коррекционного учреждения, в котором живут, обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Наши воспитанники отличаются от своих сверстников, посещающих массовые детские сады, большим “букетом” соматических и наследственных заболеваний, тяжёлыми нарушениями речи, и, как следствие, ограниченным запасом слов, бедностью практических обобщений, снижением всех видов внимания и памяти, недостаточной сформированностью пространственных и временных представлений, интеллектуальной недостаточностью. Поступают они к нам из специализированных Домов ребёнка Удмуртии, или из социальных приютов города Ижевска и города Сарапула, а так же из малообеспеченных, в основном неполных семей, города Сарапула. Многие дети никогда не посещали детских садов. Наш дом - заведение малокомплектное: в нём всего четыре группы. Наполняемость каждой группы по восемь - десять человек. Обучают их квалифицированные специалисты: учителя – логопеда, психолог, социальный педагог, воспитатели.

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), а также с задержкой психического развития (ЗПР) при подготовке к школе идёт по аналитико-синтетическому методу. Основа его – это изучение произношения слова, выделение ребёнком звуков и слогов в слове, воспроизведение их в словах и отдельно, обозначение звуков буквами и сигналами звуков (после выделения их из слов) и чтение слов из знакомых слогов. Мы не только знакомим ребят с буквами алфавита, но и заучиваем стихи о буквах, составляем и читаем прямые и обратные слоги в окошечках Абака, печатаем их в индивидуальных тетрадях, выкладываем слова в кассах буквами и звуками. Поскольку у нас проживают дошкольники с разными возможностями здоровья, педагоги и учителя-логопеды руководствуются следующими программами при обучении детей:

- “Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР” Т.В Филичева, Г.В Чиркина,1991 г.

- “Подготовка к школе детей с ЗПР” С.Г Шевченко, 2005г.

- “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта” Е.А Екжанова, Е. А Стребелева, 2003г.

Планирование занятий по обучению грамоте строится в соответствии с данными документами (Рисунок 1).

В нашей информативной, быстро меняющейся жизни просто необходимо, чтобы ребёнок умел ориентироваться в средствах информации, был успешен и заинтересован в получении знаний, обладал навыками скоростного чтения и положительной мотивацией к обучению в школе. Поэтому, задолго до поступления его в школу, педагогов дошкольных учреждений начинает беспокоить вопрос, как научить ребёнка читать. И мы - взрослые - становимся активными посетителями книжных магазинов в поисках книг, облегчающих детям этот трудоёмкий процесс.

Проблема не нова, но была и будет актуальна всегда, потому что существует множество методик обучения чтению. Жизнь меняется, меняются и требования к составлению азбук, они становятся всё насыщеннее и сложнее.

Сегодня педагогический рынок насыщен разными азбуками, как не потеряться в этом многообразии, не навредить ребенку, ведь многие из них грешат неточностями, которые обязательно “аукнутся” - неграмотным письмом. “Азбука в загадках” предлагает при ознакомлении с буквой “о” следующий перечень предметных картинок: овца, очки, огурец, орел, обезьяна; азбука “Веселые уроки” - олень, огонь, орех, окно, одуванчик, а по орфоэпическим нормам произношение начала слова в данных случаях разнится с написанием. Такими же неточностями страдают многие печатные издания: “Азбука для самых маленьких”, “Я учу буквы” и т.п. Начальный звук должен быть в сильной, т.е. в ударной позиции, чтобы не ставить ребенка перед выбором, это такие слова, как осень, обруч, овцы, ослик, остров, окунь, озеро, окна. Логично для педагогов и родителей остановить свой выбор на логопедической азбуке Е.В. Новиковой или Н.С. Жуковой, но она рассчитана на детей с высокими возможностями в обучении, а у детей с ОВЗ потенциал значительно ниже и такой объем материала по количеству и по сложности для них просто непосилен.

Я предлагаю азбуку, созданную на основе “Веселой азбуки” Г. Виеру, которой с успехом пользуюсь при обучении наших детей. Достоинств у этой азбуки много, но я отмечу самые главные:

  • лаконичность текстовок (двустишие – тот объем, который могут запомнить даже дети с ослабленной памятью);
  • доступность образов – ассоциаций, которые понятны любому ребенку;
  • достаточно большой размер рисунка (20х18,5) и буквы (8х10);
  • изучаемый звук начинает двустишие, в некоторый фразах он встречается неоднократно. (слова с этим звуком можно запоминать);
  • буква подкреплена вариантами сигналов-звуков (изучаемую букву можно обвести в словах нужным фломастером, в соответствии со звучанием в слове);
  • азбуку можно использовать как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе.

Чем больше анализаторов задействовано в работе, чем активнее работает память, внимание, восприятие при знакомстве со звуком-буквой, тем выше результаты этой работы.

Работу по ознакомлению “звук – буква” я веду с детьми второго года обучения (4-5 лет). Пока дети не в состоянии усвоить эти понятия, пользуюсь песенками – подражаниями, где звук соотносится с конкретным персонажем. Картинки – символы для уточнения произношения изолированных звуков и их дифференциации взяты из книги М.Ф. Фомичевой “Воспитание у детей правильного произношения”.

На первых порах мы приглашаем на занятия кукол, сказочных героев, берем фото мальчиков и девочек, чьи имена начинаются с нужного звука, и совместно с малышами подбираем им угощения, игрушки, бытовые предметы (Аня любит все, что начинается на “а”: арбуз, ананас, апельсин). Тут же даются предметы, в которых этого звука в начале слова нет. Параллельно идет другая деятельность – на узнавание буквы. Дети лепят букву, раскрашивают ее в тетради в определенный цвет, могут штриховать вертикально и горизонтально по линейкам в тетради, ищут ее в кассе, в алфавите, узнают в “городке звуков”, выкладывают из мозаики, из пуговиц, из счетных палочек и т. п.

Работа с азбукой начинается на третьем году обучения. Алгоритм знакомства со звуком – буквой неизменен:

Как оргмомент дается загадка. В слове отгадке начальный звук выделяется детьми. К концу третьего года обучения дети выделяют и последний звук в слове при регулярной коррекционной работе в этом направлении.

Дается характеристика звука: гласный или согласный. Если согласный, то звонкий он или глухой, твердый или мягкий.

Появляется сказочный персонаж, которому нужно помочь подобрать предметы, картинки с нужным звуком. Здесь используются карточки логопедического, фонетического лото, лото “Подбери и назови”.

С детьми разучивается стих о букве, где она сравнивается с рисунком, чтобы детям было легче запомнить образ, опираясь на данную ассоциацию.

Рифмовки проходят, как физкультминутки с движением. Детям предлагается придумать последнее слово стихотворной чистоговорки, заканчивающейся на определенный слог.

Далее идет поиск буквы с опорой на образец, а впоследствии - и без образца.

Печатание буквы в тетради (только с крупной клеткой) по заданным размерам: высота – 2 клетки, ширина – 1 клетка.

Задание на закрепление – раскрашивание букв и сигналов звука нужным карандашом в индивидуальных тетрадях, в вечернее время с воспитателем.

Звуки и буквы даются не в алфавитном порядке а в порядке их изучения по программе.

Иллюстративный материал “Азбуки” имеется в кабинете логопеда и в группе.

Занятие по звуковой культуре речи и грамоте проводится 1 раз в неделю, но каждый звук и буква отрабатываются 2 раза: в первую неделю – знакомство, во вторую неделю – закрепление.

Четвертый год обучения весь посвящен дифференциации звуков: простых – йотированных гласных, твердых - мягких согласных, глухих - звонких согласных ( в течении одной недели по одной паре звуков):

Звуки выделяются в слове-отгадке из начала слова. При условии оглушения звонких согласных в конце слова, целесообразно начать выделение этих звуков в начальной позиции, а глухие согласные можно брать в любой позиции.

Характеристика звуков идёт по обычной схеме (звук гласный или согласный: гласные произносятся без преграды, а согласным всегда что-нибудь мешает), звук согласный: глухой или звонкий (уточняем с помощью тактильного контроля), твердый или мягкий (обращаем внимание на последующий звук или букву(Ь или Ъ)).

Какими сигналами мы обозначим звуки? (гласный – красный квадрат – это чистый голосок; согласный твёрдый – синий квадрат; согласный мягкий – зелёный квадрат; звонкость обозначается маленьким красным кружком в середине квадрата).

Далее дети помогают двум персонажам без ссоры разделить картинки. Каждый ребёнок, получая карточку, называет предмет словом и выделят нужный звук (например: Рыбу дам Роме, Редис – Рите). На подгруппу из 3-4 детей - не более 12 карточек.

Поскольку у наших деток проблемы с различением левой и правой стороны, логично здесь же включать поиск места звука в слове. Слово обозначаем зелёной полоской, сигнал звука накладываем сверху. Слева – начало слова, справа – конец. Можно использовать эти же самые карточки.

Рифмовки – чистоговорки и стихи о буквах берём как материал на повторение и активизацию слухового внимания при дифференцировках.

После физкультпаузы можно вставлять использованные слова в предложения (Рыба и рак живут в реке), или же детям даётся короткий текст, слушая который, они работают с сигналами звуков, показывая нужный сигнал (если слышат определённый звук в слове произносимом взрослым). Здесь же можно дать установку на запоминание большего количества слов с заданным звуком в тексте.

В тетради печатаем короткие слова, содержащие нужные буквы, рисуем схему слова по количеству звуков, раскрашиваем её в нужные цвета. Раскраска может быть дана на вечернее задание. Этой работой занимаются только дети с ОНР. Дети с ЗПР печатают прямые слоги и помогают герою придумывать слова, которые начинаются с этих слогов (например: Ма -маша, мама, масло; Мо - мост, море, мошки; Му - муха, Мурка, мука; Мы - мы, мышь, мыло).

Умственно отсталые дети знакомством с буквами занимаются только на четвёртом году обучения. У них нет задачи научиться быстро читать, только узнавать самые легко запоминающиеся буквы: а, о, у, ы, и, м, с, ш, л. Звук выделяется детьми из начала слова. Мы пропеваем несколько гласных на одном выдохе. Составляем прямые и обратные слоги, затем ищем на картинках, чья звучала песенка (ам – собачья, му – коровья и т.п.) Они раскрашивают букву нужным цветом, подбирая карандаш по её цветовому контуру в тетради. Деятельность на узнавание буквы идёт та же самая, что у детей второго года обучения.

Приложение.