Работа над предложением как средством развития связной речи у учащихся начальной школы, имеющих общее недоразвитие речи

Разделы: Логопедия


“Предложение в развитии детской речи
играет огромную роль.
Представляя собой известное высказывание,
сообщение, оно является основной единицей
речи, как орудие мышления и общения”.
А.Н.Гвоздев.

Развитие речи ребёнка – это обязательная часть его общего развития. Правильная и красивая речь играет первоочередную роль в формировании познавательных и личностных универсальных учебных действий ребёнка.

Исходя из основной задачи логопедической службы – предупреждение и устранение различных видов речевых нарушений у учащихся общеобразовательной школы, мною ежегодно проводится обследование устной речи учащихся, поступающих в школу. Результаты говорят о том, что у 30% первоклассников имеются различные речевые нарушения. Число детей, имеющих только фонетический дефект, уменьшается, количество детей, имеющих фонетико-фонематические нарушения, остаётся примерно на одном уровне, а вот количество детей, у которых есть нерезко выраженное общее недоразвитие речи, возрастает. Наряду с несформированостью произносительной стороны речи и фонематических процессов, наблюдается бедность словарного запаса, связная речь этих детей развита недостаточно, есть речевые аграматизмы, нет эмоциональной выразительности речи.

У детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи трудно проходит адаптационный период в школе и это усложняет процесс обучения. Овладение детьми полноценной речевой деятельностью, а именно: понятно выражать свои мысли, говорить чисто и выразительно способствует более эффективному усвоению программного материала.

В основу коррекционной работы по формированию связной речи положено предложение, с учетом закономерностей его развития. Процесс обучения ребёнка правильно излагать свои мысли, состоит в том, чтобы при усложнении употребляемых им предложений, увеличивалось количество включаемых им элементов “слов” и использовалось разнообразие взаимоотношений этих элементов между собой.

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предметы и действия, начинается работа по формированию у детей понятия предложение, его структурой и грамматическим оформлением. Слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие действия, соединяются в простое нераспространённое предложение. Именно здесь дети начинают овладевать умением чувствовать грамматическую основу предложения “подлежащее и сказуемое” и этой работой закладывается основа для овладения детьми синтаксическим разбором предложения на более поздних этапах обучения. Например: Игра “Кто что делает?” Ученик читает. Бабушка вяжет. Котёнок играет.

На следующих этапах проходит работа по распространению предложений за счет введения в них прилагательных. Параллельно с этим проводится работа над согласованием имени существительного с именем прилагательным. Таким образом, у детей формируется понимание структуры предложения и его грамматического оформления. Например: Игра “Полевые цветы”. На лугу выросло много цветов. Художник нарисовал их, но забыл раскрасить. Помогите художнику!

Какой цветок расцвёл?
Расцвёл колокольчик.
– Каким цветом мы раскрасим его? Синим.
– Составьте предложение из трёх слов о колокольчике.
Расцвёл синий колокольчик.
Отработав этот тип предложений, переходим к вводу в речь прямого дополнения.
Например: Игра “Магазин”.
– Что продается в магазине? В магазине продаются овощи. В магазине продаются игрушки.
Игра: Составь предложение из трех слов по схеме:
Кого нарисовали дети? Дети нарисовали зверей.
Кому подарили куклу? Девочке подарили куклу.
Кого слепил Сергей? Сергей слепил слона.
Чем рисует мальчик? Мальчик рисует карандашами.
О чем мечтает Света? Света мечтает о платье.
Далее проходит работа над составлением предложений из четырёх слов.

Выполнение заданий такого типа развивает умение учащихся строить речевое высказывание. Ребёнок формулирует своё предложение с опорой на полученные знания, совершенствует самостоятельную речь.

Системная работа над предложением позволяет детям самостоятельно составлять рассказ по сюжетной картинке с опорой на схему.

Совершенствование навыка самостоятельного построения предложений проходит и на занятиях по коррекции нарушений письменной речи с учащимися 2 классов. Учащиеся составляют рассказы, используя цепную структуру. Основой для этой работы является учебно – методическое пособие Т.Ю. Бардышевой “Скованные одной цепью”. Цепной текст – представляет собой смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно – графическая схема.

Конспект логопедического занятия с детьми, имеющих нарушения письма, обусловленное ОНР 2 класс.

Тема: Дифференциация согласных “С”–“Ш”.

Планируемый результат:

Предметные УУД.

Создание условий для развития умений различать согласные “С” и “Ш”. Закрепления знаний о механизме образования звуков “Ш”–“С”, их акустических особенностях и сравнений артикуляций данных звуков. Закрепление понятий звук, слог, слово, предложение, текст. Закрепление и расширение словаря на основе слов со звуком “Ш” и “С”.

Коррекционные:

Закрепление сформированных условно-рефлекторных связей на данных акустически-артикуляционных образах звуков “Ш” и “С”. Развитие фонематического слуха на материале слов со звуком “Ш” и “С”. Формирование и развитие навыка выделение слогов из слов, коррекция звукопроизношения на этапе дифференциации звуков “Ш” и “С”. Развитие и обогащение словарного запаса словами со звуком “Ш” и “С”. Развивать умение составлять предложения, рассказ, используя слова с данными звуками. Развивать связную речь.

Метапредметные УУД:

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью логопеда; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях

Регулятивные: Умения определять и формулировать цель на уроке с помощью логопеда; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы и высказывать своё предположение.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: Зеркала, речевые профили, картинный материал, карточки с заданиями, схемы анализа звуков, сюжетная картинка “Машины именины”, пошаговая схема составления рассказа.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие детей, положительный настрой на занятие.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Побольше нового узнать.

И сегодня, на занятии, с нами вместе будет работать незнайка. (Вывешивается портрет.)

2. Покажем Незнайке, как мы выполняем артикуляционную гимнастику.

Отработка постановки органов артикуляции при произнесении звуков “С” и “Ш” перед индивидуальным зеркалом.

“Лопатка” – язык свободно спокойно лежит на нижней губе удержать до счёта 10.

“Иголка” – рот открыт, зубы видны, язык тонкий напряжённый удерживается до счёта 5–10.

“Качели” – внутри рта. Движение язык вверх, вниз. За верхние зубы, за нижние зубы. 10 раз.

“Рупор” – губы вытянуты вперёд, видны 2 верхних и 2 нижних зуба.

“Птенчик” – губы округлены, рот открыт, зубы разомкнуты видны 4 верхних и 4 нижних зуба.

3. Определение темы занятия, выделение изучаемых звуков из потока речи.

Помогите Незнайке, в этой чистоговорке, найти два слова близких по звучанию.

Вымыли детишки миски для мишки.

Это слова мишка и миска. На доске вывешиваются картинки.

Какими звуками различаются эти слова? “С” – “Ш”.

Вы можете назвать звуки, с которыми мы будем работать сегодня на занятии? “С”–“ Ш”.

4. Рассмотрим артикуляцию данных звуков. (Дети работают с зеркалами и схемой на доске.)

Со звуком: “С”.

1. Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
2. Губы растянуты в улыбке и не закрывают зубов.
3. Зубы сомкнуты или сближены.
4. Воздух выдыхается с силой по середине языка, на ладони ощущается резкая холодная струя.
5. Звук “С” – глухой, согласный.
6. На письме обозначается буквой “С” (ЭС). Почему согласный? Есть преграда во рту. При произношении слышен свист.

Звук “Ш”.

1. Кончик языка поднят к передней части нёба, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
2. Губы округлены и вытянуты вперёд.
3. Зубы сомкнуты либо сближены.
4. Воздух выдыхается равномерно по середине языка, на ладони ощущается тёплая струя воздуха.
5. Звук Ш глухой, согласный, всегда твёрдый.

Почему согласный? Есть преграда во рту. При произношении звука “Ш” слышен шум.

На письме обозначается буквой “Ш” (ША).

5. Сравним эти звуки. С опорой на схему.

Чем отличаются эти звуки по артикуляции?

Положением языка, губ, температурой воздушной струи.

6. Проведём артикуляционную настройку нашего язычка. Произнесем звук, соответствующий данной артикуляции языка.

С с с ш ш ш ш ш ш с с с ш ш с с ш с с с ш с ш

По артикуляции губ.

Ш с ш ш с с ш с ш

7. Чтение слогов с данными буквами. ША, ШО, ШИ, ШУ. – Звук “Ш” всегда твёрдый.

СА, СО, СУ, СЭ, СЫ.
СЯ, СЁ, СЮ, СИ, СЕ.

8. Работа над нахождением звуков в слове. Незнайка перепутал все картинки.

8.1. Найдите лишнее слово и почему? (сапоги, шапка, свитер, шорты, носки, шуба, шапка.) (Лишнее сапоги т.к. это обувь.)

Разделите картинки на 2 группы. В одну сторону те, в названии которых есть звук “Ш”, в другую со звуком “С”.

Проверка: зрительный и слуховой контроль за работающим у доски учеником.

8.2. В каком слове, какой звук? Определи, какой звук есть в названии этих картинок, закрой фишкой и напиши на фишке соответствующую букву.

Проверка: взаимопроверка, дети обмениваются карточками.

9. Работа над нахождением букв в слове.

9.1. Прочитайте слова.

На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делать?)

Кто может выполнять все эти действия? (Люди, Незнайка.)

Подчеркните слоги с изучаемыми буквами.

Шагать, сыпать, сорить, шипеть, шуметь, сушить, кусать, прошсить, пришить, солить, собирать, шалить, написать.

Проверка: вслух по цепочке каждый читает по 3 слога.

С каким правилом мы встретили слоги?

Правило: Слог – “ШИ” пишем с буквой “и”.

9.2. Спиши слова, вставляя слоги СИ или ШИ. Подчеркни слоги.

Гу..
Гру..
 кро..
тря..
..то
..на
тря..на
кру..на
..деть
ре..ли

10. Физкультминутка с Незнайкой.

Динь-дон, динь-дон. Руки на поясе, покачиванич влево – вправо.
Незнайка строит новый дом. Поднимаемся на носочки, тянем руки вверх.
Красит стены, крышу, пол. Имитируем движения маляра.
Вытирает всё кругом. Имитируем движение уборки.

11. Работа со словосочетаниями. Поможем Незнайке составить словосочетания. Соедините слова по смыслу. Работа в парах.

светлая
широкая
спелые
толстый
тельняшка 
вишня
шляпа
полоска
сладкая 
старые
лесная
морская
опушка
шмель
рубашка
штаны

Проверка: чтение вслух, следим за четким произношением звуков “С” и “Ш”.

Что вы заметили в этих словосочетаниях? В них есть буквы “С” и”Ш”.

Запишите в тетрадь любых два словосочетания.

12. Работа над предложениями и развитием связной речи.

Составление рассказа по картинке. “Машины именины”.

Мы с Незнайкой пойдем в гости к Маше.

12.1. Рассматривание сюжетной картинки. Назовите всё, что вы видите. Назовите слова со звуком “Ш”, назовите слова со звуком “С”. Контроль за правильностью произношения изучаемых звуков.

Чтение текста логопедом.

У Маши был день рождения.
На день рождения бабушка сшила Маше красивый сарафан.
К сарафану она пришила карман.
А на кармане она вышила большой красный мак.
Этот мак ещё больше украсил сарафан.
Нарядный сарафан очень понравился Маше. (Рисунок 1)

12.2. Работа с предметно – графической схемой.

Рассматриваем и называем, всё, что нарисовано внутри первой рамки.

Какие слова зашифрованы стрелками?

Соединим слова со словом стрелкой и попробуем составить предложение. (Аналогичная работа со всеми рамками схемы.) (Рисунок 2.)

12.3. Предлагается ребенку попробовать пересказать весь рассказ.

12.4. Незнайка предложил составить рассказ наоборот.

Нарядный сарафан очень понравился Маше.
Большой мак ещё больше украсил сарафан.
Его на кармане вышила бабушка.
Карман она пришила к сарафану.
Бабушка сшила Маше красивый сарафан в подарок на день рождения.
 

Какой из текстов вам понравился больше?

13. Итог занятия:

– Какие звуки мы сегодня учились различать? (“С” и “Ш”)
– Чем они различны по артикуляции?
– Для чего нам нужно уметь различать звуки “С” и “Ш”? (чтобы четко произносить их и правильно писать).

Назовите слова со звуком “С”, “Ш”.

– Какое из упражнений вам понравилось больше всего?

Поощрение детей.

14. Рефлексия: Незнайка очень любит ходить в гости и оставил нам в подарок свои портреты. Оцените свои достижения на занятии дорисуйте ему в руки столько воздушных шариков, сколько успешных ответов вы дали на занятии. (Чем больше шариков, тем выше оценка соей работы на занятии.)

15. Домашнее задание: раскрасьте портрет Незнайки. Подберите для него слова с названием игрушек со звуками “С” и “Ш”.

Литература.

  1. Бардышева Т.Ю. Учебно-методическое пособие. Издат. дом “Карапуз” г. Дмитров 2003 г.